Археология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:35, доклад

Краткое описание

Археология — наука молодая, хотя слово «археология» очень древнее. Оно употреблялось еще древними греками и состоит из двух слов: архайос, что означает по-гречески — древний, и логос — наука, слово. Впервые этот термин употребил древнегреческий философ Платон в IV в. до н. э. Но это не означает, что археология как наука сложилась так давно. Наоборот, она принадлежит к числу наиболее молодых наук, хотя история ее развития своими корнями уходит в глубь веков.

Файлы: 1 файл

археология как наука.docx

— 27.53 Кб (Скачать)

Археология — наука  молодая, хотя слово «археология» очень  древнее. Оно употреблялось еще  древними греками и состоит из двух слов: архайос, что означает по-гречески — древний, и логос — наука, слово. Впервые этот термин употребил  древнегреческий философ Платон в IV в. до н. э. Но это не означает, что  археология как наука сложилась  так давно. Наоборот, она принадлежит  к числу наиболее молодых наук, хотя история ее развития своими корнями  уходит в глубь веков.

 

Еще в глубокой древности  появились первые гениальные догадки  о развитии человечества в прошлом. Живший в I в. до н. э. римский поэт-материалист  Лукреций Кар в своей поэме  «О природе вещей» высказал мысль, что  человечество развивалось постепенно, пройдя три стадии развития — каменный, бронзовый и железный века.

 

В средние века происхождение  древнейших орудий труда часто считали  божественным; их наивно называли «громовыми топорами» и верили, что они  падают с неба во время грозы. Господствовавший в средневековье метафизический взгляд в науке отрицал какое-либо развитие и считал, что человек  всегда был таким, какой он есть.

 

В слово «археология» в  разные эпохи вкладывался различный  смысл. Если Платон под археологией  понимал вообще все, что касается древности, то в средние века археологией  стали называть историю античного (греческого и римского) искусства.

 

Начало научных археологических  исследований как в России, так  и за границей относится к XVIII в. В  начале XVIII в. начались исследования трагически погибших в 79 г. от извержения Везувия  городов  Помпеи  и  Геркуланума. Во  время  раскопок

 

Помпей впервые была восстановлена  картина жизни людей, погибших более 1600 лет назад. Ученые поняли, какое  большое значение имеет изучение бытовых вещей.

 

В России уже в XVIII в. наблюдаются  попытки поставить охрану памятников и сбор археологических материалов в государственном масштабе. Этому  способствовали правительственные  указы Петра I. В 1718 г., после приобретения сибирской коллекции замечательных  археологических предметов, Петр I издал  указ, в котором говорилось: «Ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи... также бы приносили, за что будет довольная дача, смотря по вещи». Во втором указе предписывалось не только собирать древние вещи, но и «где найдутся, такие всему делать чертежи, как что найдут». Указы  Петра I были первыми в мире правительственными распоряжениями, имевшими целью охрану памятников.

 

Большое научное значение имели мероприятия русского историка начала XVIII в. В. И. Татищева, впервые  обратившего особое внимание на собирание  разного рода источников, в том  числе и археологических, составившего подробную инструкцию по сбору археологических  материалов.

 

Прогрессивные и смелые по тому времени выводы о развитии истории  высказал, находясь в сибирской ссылке, русский демократ А. И. Радищев, который  в своем «Сокращенном повествовании  о приобретении Сибири» установил, что история человечества прошла в своем развитии три периода  — каменный, бронзовый и железный века.

 

В 1836 г. на обширном материале, применив метод сравнительного анализа, датский археолог Христиан Томсен научно обосновал мысль о делении  истории человечества на три эпохи. В своей работе «Путеводитель  по северным древностям» он показал, что вся дописьменная, первобытная  история делится на три периода: каменный, бронзовый и железный. Этим самым были заложены краеугольные камни археологической периодизации истории человечества по вещественным материалам.

 

Основы археологической  периодизации, созданной X. Томсеном, развил другой датский археолог — П. Ворсо. Изучая неолитические поселения  и погребения бронзового века, он построил уже более полную относительную  хронологию найденных предметов  и изложил ее в работе «Новые подразделения  каменного и бронзового века».

 

В первой половине XIX в. в науке  произошел значительный перелом  во взглядах, ознаменовавшийся борьбой  прогрессивного эволюционизма против господствовавшей до этого церковной  идеологии и метафизики. Прогрессивный  эволюционизм с его идеей постепенного гармоничного развития от простого к  сложному, ярко воплотившийся в трудах естествоиспытателей, и прежде всего  у Ч. Дарвина, нашел подтверждение  и в археологии. В XIX в. археологи  в общем правильно сумели доказать постепенную последовательную смену  одной эпохи другой. Хронологическую  схему Томсена и Ворсо продолжил  французский археолог Г. Мортилье. Подметив, что каменные орудия неодинаковы: одни грубы и примитивны, другие более  совершенны, он разделил каменный век  на несколько периодов, дав каждому  из них название по месту первых находок. Так появились основы периодизации древнекаменного века. Работы Томсена, Ворсо, Мортилье имели большое значение для развития мировой археологии и оказали значительное влияние  на развитие археологической мысли  в России.

 

С 30-х годов XIX в. начались систематические научные раскопки на юге России. Начало этих исследований было положено Стемпковским, обследовавшим  археологические памятники Черноморского  побережья. Им были заложены основы античной археологии в России и начаты раскопки Митридатовой горы и Керченского  некрополя. В 1830 г. близ Керчи был  раскопан один из грандиозных южнорусских  курганов — Куль-Оба. Несколько позднее, в середине XIX в., граф А. С. Уваров произвел огромные по своим размерам раскопки курганов Владимиро-Суздальской земли. За четыре года было раскопано 7729 курганов. По своему размаху раскопки А. С. Уварова не имели себе равных и показали, что Россия очень богата археологическими памятниками. Но научная ценность этих раскопок невелика, так как методика раскопок курганов тогда только что зарождалась. Позднее русский археолог А. А. Спицын писал по поводу раскопок Уварова: «...все вещи коллекции смешались в серую одноцветную массу, безразличную для мужчин и женщин, для прадеда и внука, для туземца и пришельца». Однако в целом деятельность А. С. Уварова имела большое значение. Он является инициатором создания Археолого-нумизматического общества в Петербурге (1846), а также основателем Московского археологического общества (1864), поставившего своей целью «исследование археологии, пре­имущественно русской, и распространение в России археологических знаний». Общество организовало крупные раскопки археологических памятников в центральных губерниях России, провело' 15 Всероссийских археологических съездов. Результаты деятельности Общества отражены в десятках различных изданий, заложив­ших основы русской археологии. По примеру созданного А. С.Уваровым Общества возникли археологические кружки и общества в Казани, Тифлисе, Ташкенте и в других городах. Собранные материалы и большая работа по исследованию памятников старины и научной пропаганде вылились в большое национальное дело — основание в 1872 г. Московского исторического музея, основной задачей которого стало распространение исторических и археологических знаний среди народа «дабы возбудить в нем любовь к своему славному прошлому».

В середине XIX в. археология окончательно становится наукой исторической. Весь мир поразили и стали своеобразным толчком в развитии мировой археологии открытия памятников древнейших цивилизаций  в бассейне Средиземного моря Генрихом Шлиманом.

 

Вторым крупнейшим событием в мировой буржуазной археологии были работы английского археолога  Артура Эванса. В 1900 г. Эванс начал  раскопки на о. Крите. На основании добытых  археологических материалов он восстановил  историю древней цивилизации  на о. Крите. В результате этих исследований стала известной древнейшая история  восточной части Средиземного моря. А. Эванс открыл царские дворцы, города, мастерские и храмы, созданные на протяжении нескольких тысячелетий.

 

Во второй половине XIX в. для  археологии в России характерно стремление использовать археологические предметы для исторических выводов. Одним  из представителей этого направления  был И. Е. Забелин, впервые в мире разработавший научную методику раскопок южнорусских курганов. Другой представитель русской науки  Д. Н. Анучин первым использовал для  исторических выводов сходства и  параллели между археологическим  и этнографическим материалами, объяснил общие пути исторического  развития различных народов. В Сибири развернул свои исследования В. В. Радлов, сочетавший в себе обширные знания ученого-языковеда, археолога и этнографа. Расшифрованная им орхоно-енисейская письменность древних тюрок (руническая письменность) является открытием, которое  можно поставить в один ряд  с великими открытиями тайн письменности Древнего Египта и Месопотамии. Большое  значение имели подготовленные В. В. Радловым альбомы «Сибирские древности». Наконец, во второй половине XIX в. научная  мысль России проникает далеко на Дальний Восток и в Монголию. Русская  археологическая наука получает ценные сведения об археологических  памятниках в При­морье и Приамурье.

В изучение истории древних  славян, особенно не освещенной письменными  источниками, большой вклад внесли русские археологи, раскапывавшие  курганы в Центральной России. В конце XIX в. было раскопано много  курганов в новгородской земле и  исследованы славянские курганы  в Гнездове под Смоленском, в которых  оказались погребения древнерусских  дружинников IX— XI вв. Эти погребения были открыты и раскопаны неутомимым исследователем археологических памятников — В. И. Сизовым. Кроме того, В. И. Сизов  открыл близ станицы Цимлянской остатки  древнего хазарского города Саркела, а  под Москвой исследовал знаменитое Дьяковское городище, по имени которого названа культура раннего железного  века.

 

Русская археология удачно подтвердила  данные «Повести временных лет» о  расселении древнеславянских племен, восстановив при этом быт и  материальную культуру древних славян. Колоссальную работу проделал русский  археолог А. А. Спицын. Производя раскопки и систематизируя коллекции, он сопоставил карту расселения тринадцати древнеславянских племен по данным летописи с размещением  женских украшений, так называемых височных колец, в могилах. Оказалось, что каждое славянское племя имело  определенную территорию, которая устанавливается  по распространению височных колец  определенного вида. Благодаря тру­дам  А. А. Спицына археологическое исследование древней Руси шагнуло далеко вперед.

 

В конце XIX в. значительные успехи были достигнуты в исследовании древнегреческих  городов-колоний, расположенных на юге России, по побережью Черного  моря. В этой области исследования много было сделано талантливым  русским археологом Б. В. Фармаковским, посвятившим всю свою научную  жизнь изучению античных древностей Причерноморья. Он блестяще, до мельчайших подробностей восстановил расположенный  в устье Буга древнегреческий  город Ольвию.

 

Со второй половины и конца XIX в. огромное влияние на археологию оказала философия научного коммунизма. В эпоху бурного накопления исторических источников, создания целых разделов исторической науки, острой борьбы идей К. Маркс и Ф. Энгельс прочно и  навсегда ввели в историческую науку  понятие о последовательной смене  общественно-экономических формаций и историчности общественных явлений. В результате история из хаоса  событий и малопонятных причинных  связей превратилась в стройную науку, а археология заняла прочное место  как историческая наука. Основоположники  марксизма впервые показали миру определенные связи, существующие между  экономикой и общественным развитием, ввели научное понятие о движущих силах истори­ческого развития, понятие  о роли народных масс как творцов  истории, наконец, понятие о революциях в истории общества.

 

Это влияние марксистской философии на историю было настолько  велико, что без него немыслимо  представить все последующее  и современное развитие истории.

Основоположники марксизма  занимались разработкой специальных  вопросов истории первобытного общества. Научные данные по первобытной истории  и другим разделам науки служили им прочным фундаментом для иллюстрации теоретических основ марксистской философии.

 

На рубеже XIX и XX вв. в России развернулась деятельность замечательного русского археолога В. А. Городцова. От Днепра и до Волги им было раскопано  множество погребений, относящихся  к бронзовому веку. Своими работами В. А. Городцов впервые доказал существование  бронзового века на территории России. Обратив внимание на различия в устройстве могил, он создал периодизацию бронзового века южной России, установив последовательную смену трех археологических культур: древнеямной, катакомбной и срубной.

 

В конце XIX в., в эпоху бурного  капиталистического развития, в европейской  археологии наблюдается особое стремление к созданию различных теорий происхождения  культур и народов, передвижения народов в древности. Многие из них  были откровенно реакционными. Например, крупный немецкий ученый Г. Коссина  значительное место в своих исследованиях  уделил поискам прародины индогерманцев  и попытался доказать,  что  культурное развитие Европы полностью  зависело от воинственных германцев, распространивших свою культуру путем завоевания.

 

Значительное влияние  на археологию также оказала «венская культурно-историческая школа», представителями  которой были В. Шмидт, Ф. Гребнер, Б. Анкерман и др. Сходные явления  в культурах разных народов они  объясняли их происхождением из одного центра, а возникновение новых  культур рассматривали как результат  миграций и механического смещения культурных явлений. Сходные и даже очень далекие между собой  культуры объединялись ими в большие  общности — «культурные круги», а вся история человечества сводилась  к перемещению народов.

 

Крайние позиции наметились в буржуазной археологии и в оценке роли географических условий жизни  древнего человека. Некоторые ученые совсем отрицали какое-либо влияние  географической среды; другие, как, например, английский археолог К. Фокс, создав концепцию  географического детерминизма, считали, что гео­графическая среда предопределяюще  действует на общественную жизнь  и культуру людей и вся история  человечества зависит от среды его  обитания.

 

Несмотря на явные заблуждения  и реакционные концепции некоторых  буржуазных археологов конца XIX и начала XX в., можно отметить и ряд положительных  моментов: стремление к изучению культурных комплексов, признание передвижения народов, стремление проследить распространение  культуры во времени и пространстве и попытка выделить причины этих явлений. Эти положительные стремления были развиты крупнейшим евро­пейским археологом первой половины XX в. Гордоном Чайлдом, оказавшим большое влияние  на развитие мировой археологии.

 

После Великой Октябрьской  социалистической революции археология получила принципиально новое развитие. Советская археология опирается  на прочную основу марксистско-ленинской  философии, вооружена правильными  методами научного познания процессов  исторического развития.

 

В разгар гражданской войны, несмотря на трудности и разруху, 18 апреля 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Академии истории материальной культуры — государственного центра археологических исследований. Археологические  исследования и охрана памятников отныне перестали быть предметом частного предпринимательства, а стали государственным  делом.

 

Крупным достижением молодой  советской археологической науки  было стремление к историческим обобщениям и созданию научной периодизации археологических культур ряда эпох. Для советской археологии характерны следующие основные черты: прочная  марксистская методологическая основа; тесная связь с собственно историей, стремление к историческим обобщениям и всесторонним выводам и в  связи с этим отказ от примитивного вещеведения; разработка научно-методологических основ науки, небывало широкий размах полевых исследований; сплошные раскопки целых поселений, что стало возможным  только при государственной собственности  на землю и планировании научных  исследований. В результате на территории СССР открыты и исследованы тысячи различных памятников, десятки культур, освещены целые эпохи.

Информация о работе Археология как наука