Антропологический состав башкир и его формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Любой народ-явление уникальное. Каждый внес что-то свое -неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало их как недосягаемый образец.

Оглавление

Введение.
Основные этапы заселения Южного Урала и этнической истории башкир.
Этноним «башкорт».
Антропологический состав башкир и его формирование.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Происхождение башкирского народа.doc Реферат.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Обратимся вновь к палеоантропологическим материалам. Из всей совокупности материалов серии черепов современных башкир обнаруживается наибольшее морфологическое сходство с черепами VII – IX вв. н. э. из Бекешевских курганов  караякуповской культуры45. Если субстратный компонент, связанный с сармато-аланами, проявляется в расовом типе южных, юго-восточных и горно-лесных районах, а финно-угорские – северо-западных, северо-восточных и северных районов, то антропологические особенности расового типа кочевников VII – IX вв. присутствуют практически во всех изученных группах современных башкир. Бекешевская серия черепов европеоидна почти по всем параметрам и имеет набольшую монголоидную примесь. Похоже, что эта группа населения, появившаяся на Южном Урале уже в смешанном виде, получила широкое распространение и довольно быстро установила контакты с местным населением. С сарматами у бекешевцев обнаруживается общность происхождения европеоидного компонента, уходящего своими корнями в сако-усуньский мир Приаралья и Семиречья. Серия черепов из Бекешево оказывается наиболее близкой к черепам саков и усуней тех же районов, что указывает на истоки и пришлый характер караякуповцев. Миграция их на Южный Урал, видимо, была массовой, т. к. до их появления антропологические  различия между населением леса и степи, локальных групп археологических культур чётко прослеживались, а после IX – XI вв. они сглаживаются, происходит нивелировка расовых типов почти по всей территории региона.

        Полученная картина может свидетельствовать о том, что к концу I тыс. н. э.  в регионе постепенно начинают смыкаться языковые, культурные, антропологические характеристики носителей этногенетического заряда, и с этого времени этнические и расогенетические процессы начинают развиваться в одном направлении – формировании будущего этноса. Не будет преувеличением считать I тыс. началом этнической истории народа на Южном Урале, а кочевников VII – IX вв. – этническими предками башкир. Именно в этот период закладываются их основные расовые и этнические характеристики, не случайно в письменных источниках IX – X вв. башкиры фиксируются как самостоятельный народ46.

      Сравнение серий черепов современных башкир с материалами XIII – XIV вв. с территории Башкортостана и данными по кыпчакам XIII – XIV вв. бассейн р. Урал в Оренбургской области показало, что к началу монгольских завоеваний происходит стабилизация антропологической картины в регионе, которая без резких изменений прослеживается и в настоящее время.

      Следы проникновения и взаимодействия башкир с кыпчаками проявляются  в зауральских и юго-восточных  районах Башкортостана, где в физическом облике населения чётко прослеживаются черты южносибирского типа. Однако даже в этих районах в антропологическом типе башкир сохранился домонгольский субстратный компонент европеоидного происхождения, восходящий к рубежу нашей эры. В политическом, культурном, языковом отношении кыпчаки несомненно сыграли важную роль в этнических процессах региона, но это не сопровождалось их массовым притоком, активным биологическим смешением и оседанием в среде местного населения. Поэтому можно сказать, что монголоидный компонент, связанный с кыпчаками XIII – XIV вв., не оказал ощутимого влияния на расогенез башкир47.

      Роль  кыпчаков в расогенетических процессах, похоже, не выходила за пределы Дешт-и-Кыпчака, т. к. наибольшее распространение южносибирского типа приходится на просторы Великого пояса степей.

      Из  изложенного вытекает, что расогенетические процессы на территории расселения башкир рубежа I – II тыс. н. э. протекали относительно самостоятельно на основе того антропологического типа, который к IX – X вв. н. э. уже сложился и получил широкое распространение в регионе. Расовый состав башкир не претерпел резких изменений и период монгольского нашествия. К моменту первых походов Чингисхана башкиры, видимо, представляли собой самостоятельный этнос, известный  у окружающих народов под этнонимом «башкорт»  с чётко определёнными границами расселения, своей культурой и установившимся антропологическим составом.

                                           Заключение.

      Формирование башкирского народа представляет собой длительный сложный процесс. Накопленный за последние века этнографический и антропологический материал расширил представление об его истории. Существует две теории происхождения башкир: тюркская, согласно которой решающую роль в формировании башкирского народа сыграли тюркские племена, и угорская, согласно которой эта роль принадлежит финно-угорским, сармато-аланским и монгольским племенам. Большинство ученых являются сторонниками первой теории. По вопросу происхождения этнонима «башкорт» также существуют разногласия, но можно выделить четыре основные теории. Первая предполагает, что этноним башкорт состсит из общетюркского «баш» (голова, главный) и тюркско-огузского «корт» (волк). По другой версии, слово «башкорт» также разделяется на «баш» (голова, главный) и «корт» (пчела). Согласно третьей гипотезе, этноним разделяется на «баш» (голова, главный), «кор» (круг, корень, племя) и аффикс множественного числа –т. По четвертой, название народу дал половецкий хан Башкурт48.Дискусии по этому вопросу продолжаются до настоящего времени и ни к каким результатам не привели. Формирование антропологического типа башкир отражается в их современном расовом составе. Основными компонентами антропологического состава населения Южного Урала явились представители местной уральской расы и пришлого понтийского, светлого европеоидного, южносибирского памиро-ферганского типов. С каждым из них связаны конкретные периоды в истории края.  

      Таким образом, башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос первой половине I тыс. н. э. Этот этнос в этнографическом отношении представляет исключительный интерес. Сформировавшись на Южном Урале и являясь его коренным народом, башкиры прошли сложную этническую историю. Башкиры – первое полукочевое общество, которое было включено в область активного влияния земледельческой культуры Русского государства и его социально-политической организации. Взаимодействие с другими племенами сыграло важную роль в эволюции быта и культуры башкирского народа, но не внесло существенных изменений в этнокультурный облик башкирского народа, сформировавшийся уже в XV в.

Список  использованной литературы.

 
  1. Кузбеков  Ф. Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997.
  2. «Башкиры: Этническая история и традиционная культура». Под редакцией Р. М. Юсупова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  3. «Башкортостан. Краткая энциклопедия». Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
  4. Хисамитдинова Ф. Г., Ураксин З. Г. «История и культура Башкортостана» Уфа: «Гилем», 2003.
  5. Руденко С. И. «Башкиры. Историко-этнографические очерки». Москва: Издательство Академии наук СССР, 1955.
  6. Янгузин Р. З. «Этнография башкир». Уфа: Китап, 2002.

 

Информация о работе Антропологический состав башкир и его формирование