Английский парламент

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в со¬дружестве с относительно узким кругом советников в лице баро¬нов и прелатов.

Оглавление

1. Возникновение парламента в Англии и его современное состояние………………………………………………………………….3
2. Задача…………………………………………………………………….. 9
Список использованной литературы…………………………………...11

Файлы: 1 файл

Задание.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Возникновение парламента в Англии и его современное состояние………………………………………………………………….3
  2. Задача…………………………………………………………………….. 9

     Список  использованной литературы…………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: Когда в Англии впервые возник парламент и чем он отличался от современного.

Возникновение парламента в Англии и его современное  состояние.

     Очень важное значение в развитии государственности Англии занимает  Великая Хартия вольностей (1215 г.), подписанная королем Иоанном Безземельным под давлением баронов. Центральное место в ней занимают статьи, выражающие именно их интересы. Для контроля за соответствием положениям Хартии королем был создан совет из 25 баронов. Через полстолетия из него образовался парламент Англии.

     Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в содружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов. Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, — это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

     Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" — собрание для обсуждения). После подавления оппозиционного парламента и его организаторов английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

     Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Это было связано отчасти с тем, что к тому времени по разным причинам заметно уменьшился приток в казну от феодальных повинностей. В период правления Генриха I (первая треть этого же века) в казну от земельных держаний поступало 85% доходов, тогда как в правление Эдуарда I только 40%. Таким образом, король мог повысить доходы лишь путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить. С этой целью он вместо Совета знати, который был собран Симоном де Монфором, учредил палату общин (House of Commons). 1

В последующем парламент  был разделен на палату господ (лордов) и палату общин с образованием устойчивого союза и взаимодействия между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты. Функции парламента. Первой и важнейшей функцией парламента была финансовая. В 1297 г. статут «О неналожении податей» установил, что обложение прямыми налогами не может иметь места без согласия парламента. В XIV в. тоже самое коснулось косвенных налогов. В XV в. все вопросы, связанные с налогообложением, должны были вначале рассматриваться нижней палатой.

В XIV—XV вв. оформилась законодательная функция парламента. Вначале это выглядело так: нижняя палата подавала королю петицию, в которой ставился вопрос об издании законов,  необходимых, по мнению парламентариев, для общества. Позднее петиции стали облекаться в форму готовых законопроектов. В дальнейшем установился порядок, по которому постановления, принятые обеими палатами и королем (статуты), не могли быть изменены или отменены без согласия обеих палат. Статуты стали высшим актом государственной власти (законом).

Контрольная функция парламента выражалась в виде так называемого импичмента. Перед палатой лордов как высшим судом страны палата общин возбуждала обвинение против тех или иных советников короля в злоупотреблении своими обязанностями.

Парламент вмешивался и в  область внешней политики: его согласие требовалось при разрешении вопросов войны и мира.

     Некоторые положения хартии сыграли значительную роль в политической эволюции Англии. Речь идет прежде всего о ст. 12 и 14. В ст. 12 указывается: «Ни "щитовые деньги", ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Статья 14 определяет состав этого совета: «А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения "щитовыми деньгами", мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно».12   Таким образом, совет королевства — это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Таким образом, Великая хартия вольностей была прологом в истории английского парламента. 23

       К настоящему времени сформировались определенные отличия в полномочиях и специфике парламента Англии по сравнению со временем его создания.  Функции парламента Англии исполняет парламент Великобритании.

       Статья 7 Конституции Великобритании устанавливает  срок полномочий парламента. «Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.»14        Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например по промышленности и торговле, по транспорту; в основном имеющие контрольные функции относительно соответствующих направлений деятельности правительства и министерств) и неспециализированные (обозначаются литерами А, В, С и т. д. - всего восемь; в основном имеют функции работы с законопроектами без их отраслевой привязки).

     Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Временными комитетами можно также назвать комитеты всей Палаты, которые представляют собой Палату общин в полном составе. Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты). Есть категория наследственных лордов (пэров) - - в последнее время их число было законодательно сокращено, а также пожизненных лордов (пэров), назначаемых монархом по рекомендации премьер-министра за заслуги перед Великобританией. По закону, одобренному Палатой общин в 2000 г. Палата лордов вскоре вообще не будет включать наследственных пэров. Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. 

     Основное полномочие современного Британского парламента - законодательствование. Полномочия парламента по принятию законов фактически неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последние годы сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере правительству. Возможности парламента по решению законом любого, по существу, вопроса подтверждаются тем, что законопроекты (билли), принимаемые в парламенте, могут быть публичными (призванными регулировать отношения, представляющие общий интерес) и частными (затрагивают интересы определенных лиц, группы лиц или территории). Иногда выделяют смешанные билли, объединяющие эти признаки.

       У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном большинстве они сосредоточены в Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или временные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства - это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий является вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в доверии правительству. Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: а) вопросов министрам правительства; б) создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.

     Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

Филипп Гобен в течение  трех лет сожительствовал с Мари Лаверне. Брачные отношения были оформлены после рождения сына. В  браке у супругов родилось еще  двое детей. Гобен оставил завещание, по которому все имущество делил  между детьми. В чем могли состоять распри между наследниками после  смерти наследодателя?

Ответ:

В дореволюционный период во Франции при наследовании преобладал принцип майората, при котором  наследовал только старший сын умершего. Такой порядок позволял избежать дробления феодальных земель. В задачу наследника входила помощь своим  братьям, он должен был выдавать замуж  сестёр, обеспечивать мать. На юге Франции  под влиянием римского права широкое  распространение получили завещания. В них особенно было заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной  воли умершего и часть завещанного  имущества оказывалась у церкви.

      По кодексу Наполеона собственность на имущество можно приобрести путём наследования, дарения, завещания или в силу обязательств. В Кодексе подтверждается отмена феодального принципа наследования - окончательная отмена принципа майората, которая началась ещё в марте 1790 года. По сравнению с дореволюционным периодом было сильно ограничено право наследодателя управлять своим имуществом, так как в задачу государства входило защитить имущество для членов семьи и законных интересов наследников16.

При наследовании по закону был уничтожен принцип первородства, теперь наследовали родственники: дети, нисходящие, восходящие и боковые  до 12-ой степени родства, и только при отсутствии таковых имущество переходило супругу. Внебрачные дети могли наследовать только треть доли наследства законного ребёнка и не имели права наследовать после восходящих, нисходящих или боковых родственников наследодателя и только в том случае, если были признаны в законном порядке, и если речь шла об имуществе отца и матери, но не других родственников.17

В диспозиции задачи сказано, что Гобен и Лаверне  оформили брачные отношения после рождения первого сына. Исходя из этого ясно, что он являлся добрачным (внебрачным) ребенком. По гражданскому кодексу Наполеона 1804 года,  внебрачные дети могли наследовать только треть доли наследства законного ребёнка и не имели права наследовать после восходящих, нисходящих или боковых родственников наследодателя и только в том случае, если были признаны в законном порядке, и если речь шла об имуществе отца и матери, но не других родственников. И в том случае, если бы Гобен и Лаверне не узаконили ребенка, в порядке, предусмотренном Кодексом Наполеона (Статья 331. Дети, рожденные вне брака, кроме детей, рожденных от кровосмесительного или прелюбодейного сожительства, могут быть узаконены в силу последующего брака их отца и матери, если последние законно признают их до брака или в самом акте совершения брака.

Статья 333. Дети, узаконенные  в силу последующего брака, будут  иметь такие же права, как если бы они были рождены от этого брака.)28, то

распри между наследниками после смерти наследодателя могли  бы состоять в разделе наследуемого имущества, так как первый ребенок, рожденный до брака  был бы  в наименее выгодном положении по сравнению с теми детьми, которые были рождены у Гобена и Лаверне уже после оформления брачных отношений.

Список использованной литературы:

  1. Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран - Учебник /— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003. — 496с;
  2. Графский В. Г. Всеобщая История Права и Государства: Учебник для ВУЗов. - 2-е Изд., Перераб. и Доп./ — М. : Норма, 2007. — 752 с.;
  3. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие/ – М.: 2001. - 584с.;
  4. Поликарпова Е.В., Батыр К.И.  Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.1./ - М.: Юристъ, 2005. –392с.;
  5. Французский гражданский кодекс 1804 г. С позднейшими изменениями на 1939 г. Перевод И. С. Перетерского. /-М.:  1941. , -471 с.

Информация о работе Английский парламент