Александр Невский

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Князь Александр Невский оставил яркий след и русской истории как историческая личность, полководец и дипломат. Однако далеко не все подробности его биографии известны. Историки больше касались его военных свершений, в то время, как все стороны его жизни и дипломатической деятельности ёще не выяснены до конца.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1. Исторические условия. 4
2. Задачи деятельности. 7
3. Личностные качества Александра Невского. 12
4. Оценка результатов деятельности. 13
Заключение 17
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Личность_Невский.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

 

Оглавление 

Введение 3

Основная часть 4

1. Исторические условия. 4

2. Задачи деятельности. 7

3. Личностные качества Александра Невского. 12

4. Оценка результатов деятельности. 13

Заключение 17

Библиография 18 

 

Введение

 

    У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее  становятся в памяти потомства имена  тех кто, отдал все силы служение своим соотечественникам. Такие деятели становятся народными героями, составляют его национальную славу.

    Князь Александр Невский оставил яркий  след и русской истории как  историческая личность, полководец и  дипломат. Однако далеко не все подробности  его биографии известны. Историки больше касались его военных свершений, в то время, как все стороны  его жизни и дипломатической  деятельности ёще не выяснены до конца.

 

Основная  часть

  1. Исторические  условия.
 

    Для того, чтобы подробно представить  себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно-политическая, историческая и  религиозная обстановка к моменту  начала его княжения. 

    Во-первых, остановимся на характеристике внешних  позиций Руси. Известно, что к  началу XIII века Русь оказалась в  крайне тяжелой внешнеполитической ситуации. Ужас такого положения выражался  в том, что с одной стороны  над ней нависла угроза нашествия  степных кочевников - монгол, что  непременно вело к порабощению, в  лучшем случае, и к уничтожению  в худшем. С другой, балтийской стороны  наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение колен перед  знаменами западного католицизма.

          Во-вторых,  XII - XIII век - период феодальной раздробленности. Русь захлестнули междоусобицы. Каждое княжество пыталось существовать на свой манер. В основе этого лежат следующие причины. С одной стороны, формирование натурального хозяйства, что обеспечивало независимое экономическое существование. С другой,  политическое обособление, на основе создания своего аппарата насилия - дружины. Это объективные причины раздробленности.

          Одновременно с  обособлением городов непрерывно росла  численность княжеского сословия. Правителям не хватало необъятного простора земли русской, коей границы расширить  было нельзя, так как весь ход  событий указывал на то, что можно  ожидать только их сужения. Таким  образом, при внешней видимости  благополучного существования, каждый из русских городов жил своей  жизнью, подчас наполненной внутренними  противоречиями. В таких условиях тяжело было без единовластного правителя, способного учесть интересы всех социальных слоев  населения города, взвесить все обстоятельства, принять решение - сказать твердое слово.

          Коротко остановимся  на месте церкви в событиях  начала XIII века. В отличие от западного  католичества православие на Руси не оказывало столь большого влияния, определяющего политику государства, хотя идеи защиты церкви были ключевыми  в некоторых военных и политических действиях. В свою очередь церковь  напутствовала защитников ее интересов, оказывала им поддержку, возводила  их действия в ранг духовных.

          Вместе с тем  значение принятия христианства на Руси не однозначна. Существует и такая  точка зрения по этому поводу: принятие христианства связано не столько  с положительными для нации моментами, “...сколько с отходом Руси от европейской цивилизации, образованием замкнутого религиозного пространства. С падением Византии русская православная церковь и Русское государство  оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда - отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголы, турки и другие завоеватели).1 Неправда ли, интересное мнение? При таком взгляде на вещи роль многих моментов, в частности Александра Невского, отходит на второй план, становиться незначительной, и, может быть, отрицательной. 

    Нельзя  оставлять без внимания и личностные установки обитателя средневековой  Руси. “Средневековые люди были во власти веры и суеверий, и часто возлагали  на бога и судьбу решения, которые  надлежало принимать им самим. Решительность  в ту пору была качеством редким. Даже на суде при разборе запутанных дел подозреваемых испытывали водой (всплывет или утонет?) и каленым  железом (какова степень ожога?). Знаменья и приметы, сулившие радость и горе, победы и поражения, запоминались и заносились в летописи.”2

 

  1. Задачи  деятельности.
 
 

    В 1236 году Ярослав, отъезжая в Киев, посадил  Александра в Новгороде князем вместо себя. Молодому князю вскоре пришлось решать чрезвычайно сложные задачи и биться со многими врагами, со всех сторон наседавшими на Русь. В 1240 году шведы, побуждаемые папскими посланиями, предприняли крестовый поход  против Новгородской земли.. Но Александр, не медля ни дня, выступил навстречу  шведам с новгородцами и ладожанами. Русские скрытно приблизились к  устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и 15 июля внезапно напали на них. Шведы были разбиты и бежали на корабли и в ту же ночь все уплыли вниз по Неве в море.

    Александр вернулся в Новгород с великой  славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал от них  в Переяславль-Залесский. Город остался  без князя. Тем временем немцы  взяли Изборск и Псков. А между тем немцы не довольствовались Псковом: вместе с чудью напали они на Вотскую. пятину и завоевали ее, наложили дань на жителей и, намереваясь стать твердой ногой в Новгородской волости, построили крепость в погосте Копорье; по берегам Дуги побрали всех лошадей и скот; по селам нельзя было землю пахать, да и нечем; по дорогам в тридцати верстах от Новгорода неприятель бил купцов. Тогда новгородцы послали в Низовую землю (на Суздальщину) к Ярославу за князем, и тот дал им другого своего сына, Андрея; но надобен был Александр, а не Андрей; новгородцы подумали и отправили опять владыку с боярами за Александром; Ярослав дал им его опять, на каких условиях. неизвестно, но без сомнения новгородцам пришлось поступиться некоторыми из своих вольностей.

    Приехавши в Новгород в 1241 году, Александр немедленно пошел на немцев к Копорью, взял крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а  изменников вожан и чудь перевешал. Но нельзя было так скоро освободить Псков. Его Александр взял только в 1242 году. При штурме погибло 70 рыцарей и множество простых ратников. Шесть рыцарей было взято в плен и замучено, по.свидетельству немецкого летописца. После этого Александр вошел в Чудскую землю, во владения Ордена; войско последнего встретило один из русских отрядов и разбило его наголову; когда беглецы прислали Александру весть об этом поражении, то он отступил к Псковскому озеру и стал дожидаться неприятеля на льду его, который был еще крепок 5 апреля. На солнечном восходе началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях под именем Ледового побоища. После этого Александр должен был ехать во Владимир прощаться с отцом, отправлявшимся в Орду; в его отсутствие немцы прислали с поклоном в Новгород, послы их говорили: "Что заняли мы мечом, Водь, Лугу, Псков, Летголу, от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, тех готовы обменять: мы ваших пустим, а вы наших пустите"; отпустили также псковских заложников и помирились.

    Третью  свою победу Александр одержал над  Литвой. Литовцы вторглись в Новгородскую волость в 1245 году, взяли Торопец  и подле него были разбиты Ярославом  Владимировичем Торопецким. На другой день приспел Александр с новгородцами, взял Торопец, отнял у литовцев весь плен и перебил их князей больше восьми человек. Новгородские полки  возвратились от Торопца, но Александр  с одной дружиной погнался опять  за литовцами, разбил их снова у озера  Жизца, не оставил в живых ни одного человека, побил и остаток князей. После этого он отправился в Витебск, откуда, взявши сына, возвращался домой, как вдруг опять наткнулся  на литовцев подле Усвята; Александр  ударил на неприятеля и снова разбил его.

    Так были отбиты со славой все три врага  северо-западной Руси. Но Александр  не мог долго оставаться здесь, поскольку  дела на востоке переменились в 1246 году со смертью его отца. После Ярослава старшинство и Владимирский стол наследовал по старине брат последнего, Святослав Всеволодович, который  утвердил племянников своих, сыновей  Ярослава, на уделах, данных им покойным великим князем. Вплоть до этого  времени Александру удавалось избегать контактов с татарами. Но в 1247 году Батый прислал сказать ему: "Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне, и увидишь честь и славу царства моего". В отношении татар Александр избрал совсем другой путь, нежели в отношении западных и северных врагов. При малочисленности, нищете и разрозненности тогдашнего русского населения в восточных и южных землях нельзя было и думать о том, чтобы биться с оружием против татар. Оставалось покориться татарам, полностью признать власть великих ханов. Александр понял этот путь и первым из русских князей твердо вступил на него. Личное обаяние, слава его подвигов сделали его путешествие успешным. Обычно суровый и высокомерный к побежденным Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково.

    По  воле Батыя Александр и Андрей должны были отправиться в Монголию, где между братьями, по некоторым  известиям, был большой спор о  том, кому какой волостью владеть. Андрей получил Владимир, а Александру дали Киев. Трудно сказать, чем был вызван такой расклад. Киев по традиции был  главным стольным городом, но после  татарского разгрома впал в полное запустение. Возможно, татары на словах хотели почтить Александра великим  княжением, но боялись посадить во Владимире, с которым соединялось действительное старейшинство над покоренными  русскими землями.

    Как бы то ни было, по возвращении Александр  не поехал в Киев, а остался княжить  в Новгороде, сохранив за собой и  отцовскую вотчину Переяславль-Залесский.

    В 1252 году Александр отправился на Дон  к сыну Батыя, Сартаку, который управлял всеми делами из-за дряхлости своего отца. Полагают, что он жаловался  на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих  обязанностей относительно татар. Сартаку  Александр понравился еще больше, чем Батыю, и с этого времени  между ними завязалась тесная дружба. Сартак утвердил Александра на Владимирском столе, а против Андрея послал войско под начальством Неврюя. Под Переяславлем они встретили Андрееву рать и разбили ее. Андрей бежал в Новгород, но не был там принят и удалился в Швецию. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андреева, убили его воеводу, взяли в плен жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир; Андрей также возвратился на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль. Вместо себя он оставил в Новгороде сына Василия.

    Вскоре  после этого у Александра началась вражда с другим его братом Ярославом, княжившим в Твери. В 1254 году тот  сел в Пскове и отсюда стал интриговать  против Василия Александровича. В 1255 году новгородцы выгнали Василия  и перевели к себе из Пскова Ярослава. Александр немедленно явился с полками  под Торжок и, объединившись с  Василием, стал готовиться к походу на Новгород. Ярослав, не дожидаясь  его, покинул город. После этого  по новгородскому обычаю начались шумные веча. Черные люди нападали на лучших, те интриговали друг против друга, но в конце концов сместили посадника  Ананию и приняли опять Василия.

    Между тем в 1255 году умер Батый. В 1257 году Берке  велел провести на Руси вторую перепись (первая была еще при Ярославе Всеволодовиче) для сбора дани. В Новгород пришла весть, что татары с согласия Александра хотят наложить дань и на этот прежде свободный город. Все лето в Новгороде  продолжалось смятение, а зимой убили  посадника Михалку. Вслед затем  из Орды приехали татарские послы, которые  начали требовать десятины и тамги. Новгородцы не соглашались, дали дары для хана и отпустили послов с  миром. Василий, сын Невского, был  против дани. Александр рассердился  и явился в Новгород сам. Василий  при его приближении выехал в  Псков. Александр выгнал его оттуда и отправил в Суздальскую волость, а советников его жестоко наказал. Весь следующий год прошел мирно, но когда зимой 1259 года приехал Александр  и с ним татары с женами, то опять начался сильный мятеж. Новгород при помощи Александра удалось смирить. С тех пор Новгород, хотя и не видел у себя больше татарских чиновников, участвовал в платеже дани, доставляемой хану со всей Руси.

Информация о работе Александр Невский