Аграрный вопрос в России в конце ХIX - начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Аграрные преобразования были инструментом для создания гражданского общества в стране. На это были направлены и другие важнейшие реформы. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с ним Столыпин уделял повышенное внимание.

Оглавление

• Введение. 3
1. Аграрный вопрос в России в начале XX века 4 - 5
2. Судьба реформатора. 6 - 7
3. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 8
3.1. Причины и цели реформы. 8
3.2. Разрушение общины. 8
3.3. Образование товарного земельного фонда. 9
3.4. Переселение крестьян. 9
4. Результаты реформы. 10 - 11
• Заключение. 12
• Список литературы. 13
• Приложения. 14 - 21

Файлы: 1 файл

Контрольная по Столыпину..doc

— 274.50 Кб (Скачать)

1911 год стал критическим в истории столыпинских преобразований. Столыпин ясно оценивал свои перспективы, говоря о слепоте окружавших его, указывал, что отсрочил революцию и его «жиром» можно будет ещё лет пять продержаться. Убийство Столыпина в 1911 году стало одним из самых громких политических убийств XX века. Но в это время отставка Столыпина была уже предрешена. Его политика вызывала неприятие всей политической элиты, в том числе и царя. Лишь трагическая смерть премьер-министра позволила России оглянуться назад и оценить масштаб его личности и его достижений.

 

 

 


Список литературы.

 

1.       Аврех А.Я., П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.;

2.       Бородин А.П., Объединённое дворянство и аграрная реформа, ж-л «Вопросы истории» №9 – 1993 г.

3.       Бородин А.П., Столыпин. Реформы во имя России. М., 2004.

4.       Зеньковский П.И., Правда о Столыпине. М., 2002.;

5.       Зырянов П.Н., Пётр Аркадьевич Столыпин, ж-л «Вопросы истории» №6 – 1990 г.

6.       История России с древнейших времён до 1917 года. Электронное учебное пособие. 

               www.edu.ru/modules.             

7.       Кабанов В.В., Пути и бездорожье аграрного развития России в XX веке, ж-л «Вопросы истории» №2 – 1993 г.

8.       Мейси Д., Земельная реформа и политические перемены: феномен Столыпина,

     ж-л «Вопросы истории» №4 – 1993г.

9.       Могилевский К.И., Соловьёв К.А., П.А. Столыпин: личность и реформы. М.,2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1 

«Нам нужна великая Россия»

(речь П.А. Столыпина на заседании Государственной Думы 10.03.1907 г.)

... В настоящее время государство у нас хворает. Самой больной, самой слабой частью, которая хиреет, которая завядает, является крестьянство. Ему надо помочь. Предлагается простой, совершенно автоматический, совершенно механический способ: взять и разделить все 130 000 существующих в настоящее время поместий. Государственно ли это? Не напоминает ли это историю тришкина кафтана – обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?

Господа, нельзя укрепить больное тело, питая его вырезанными из него самого кусками мяса; надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство, все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства как одного социального целого. Мысль о том, что все государственные силы должны прийти на помощь слабейшей его части, может напоминать принципы социализма; но если это принцип социализма, то социализма государственного, который применялся не раз в Западной Европе и приносил реальные и существенные результаты. У нас принцип этот мог бы осуществиться в том, что государство брало бы на себя уплату части процентов, которые взыскиваются с крестьян за предоставленную им землю.

В общих чертах дело сводилось бы к следующему: государство закупало бы предлагаемые в продажу частные земли, которые вместе с землями удельными и государственными составляли бы государственный земельный фонд. При массе земель, предлагаемых в продажу, цены на них при этом не возросли бы. Из этого фонда получали бы землю на льготных условиях те малоземельные крестьяне, которые в ней нуждаются и действительно прилагают теперь свой труд к земле, и затем те крестьяне, которым необходимо улучшить формы теперешнего землепользования. Но так как в настоящее время крестьянство оскудело, ему не под силу платить тот сравнительно высокий процент, который взыскивается государством, то последнее и приняло бы на себя разницу в проценте, выплачиваемом по выпускаемым им листам, и тем процентом, который был бы посилен крестьянину, который был бы определяем государственными учреждениями. Вот эта разница обременяла бы государственный бюджет; она должна была бы вноситься в ежегодную роспись государственных расходов.

Таким образом, вышло бы, что все государство, все классы населения помогают крестьянам приобрести ту землю, в которой они нуждаются. В этом участвовали бы все плательщики государственных повинностей, чиновники, купцы, лица свободных профессий, те же крестьяне и те же помещики. Но тягость была бы разложена равномерно и не давила бы на плечи одного немногочисленного класса 130 000 человек, с уничтожением которого уничтожены были бы, что бы там ни говорили, и очаги культуры. Этим именно путем правительство начало идти, понизив временно проведенным по 87 статье законом проценты платежа Крестьянскому банку. <...>

Если бы одновременно был установлен выход из общины и создана, таким образом, крепкая индивидуальная собственность, было бы упорядочено переселение, было бы облегчено получение ссуд под надельные земли, был бы создан широкий мелиоративный землеустроительный кредит, то хотя круг предполагаемых правительством земельных реформ и не был бы вполне замкнут, но виден был бы просвет; при рассмотрении вопроса в его полноте, может быть, и в более ясном свете представился бы и пресловутый вопрос об обязательном отчуждении.

Пора этот вопрос вдвинуть в его настоящие рамки, пора, господа, не видеть в этом волшебного средства, какой то панацеи против всех бед. Средство это представляется смелым потому только, что в разоренной России оно создаст еще класс разоренных вконец землевладельцев. Обязательное отчуждение, действительно, может явиться необходимым, но, господа, в виде исключения, а не общего правила, и обставленным ясными и точными гарантиями закона. Обязательное отчуждение может быть не количественного характера, а только качественного. Оно должно применяться, главным образом, тогда, когда крестьян можно устроить на местах, для улучшения способов пользования ими землей, оно представляется возможным тогда, когда необходимо: при переходе к лучшему способу хозяйства – устроить водопой, устроить прогон к пастбищу, устроить дороги, наконец, избавиться от вредной чересполосицы. <…>

Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! (Аплодисменты справа).

Из речи П.А.Столыпина 10 марта 1907 г. // Государственная Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 год. Стенографические отчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Временные правила 19 марта 1909 года о землеустройстве целых сельских обществ

Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ были разработаны и утверждены Комитетом по землеустроительным делам. Формально Правила относились к административно-ведомственным распоряжениям и не требовали законодательного обсуждения. Ряд положений Временных правил 19 марта 1909 г. вошли впоследствии в закон 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении и в закон 29 мая 1911 г. о землеустройстве.

I. Общие положения

1. Ходатайства о содействии землеустройству целых сельских обществ или селенных обществ (переходу к хуторскому или отрубному владению, разделу многоселенных (однопланных) обществ и выделу земли выселкам и частям селений), выраженные в приговорах подлежащих сходов, подаются в уездные землеустроительные комиссии как непосредственно, так и через учреждения и лиц, заведующих крестьянскими делами или землеустройством, а равно через волостные и сельские управления, которые обязаны принимать эти ходатайства и немедленно направлять их в уездную комиссию.

2. Ходатайства сельских обществ (ст. 1), которые как по содержанию представленного приговора, так и по другим, имеющимся в комиссии сведениям, не возбуждают сомнения в действительном желании общества перейти к новой форме землевладения, – уездная землеустроительная комиссия сообщает губернской землеустроительной комиссии для включения в очередь землеустроительных работ.

3. По всем делам, вызывающим сомнения как по форме, так и по существу ходатайств – непременный член уездной комиссии или, по ее поручению, один из ее членов, по преимуществу занимающий должность земского начальника, или соответствующего ему должностного лица, выезжает в ближайший срок на место для личного выяснения всех обстоятельств дела и для получения приговора, выражающего действительное желание общества.

4. Если производящее расследование на месте лицо (ст. 3) не придет к убеждению в серьезности возбужденного обществом ходатайства, – оно предлагает обществу принять обязательство возместить расходы по землемерным работам на случай, если проект землеустройства не будет принят обществом без уважительных причин.

5. По произведенному расследованию (ст. 3 и 4) уездная комиссия или представляет дело губернской комиссии для включения в очередь работ (ст. 2), или оставляет ходатайство крестьян без последствий.

6. Губернская землеустроительная комиссия распределяет все представленные уездными комиссиями дела по землеустройству целых обществ между отдельными землеустроителями, назначая таковыми непременных членов уездных комиссий, а при обременении их другими, не менее важными и срочными землеустроительными работами, – членов уездных комиссий, занимающих должность земского начальника, а также наиболее подготовленных к самостоятельному ведению этих дел землемеров. При этом на непременном члене, во всяком случае, лежит наблюдение за работами прочих землеустроителей и ответственность за общий ход работ по внутринадельному землеустройству в уезде.

7. Землеустроители, равно как командируемые им в помощь землемеры, вырабатывают на месте все условия разверстаний, выделов и разделов и составляют соответствующий землеустроительный проект, руководствуясь технической инструкциею, при сем прилагаемой.

II. Переход сельских обществ к отрубному или хуторскому владению

8. Ходатайства сельского общества о содействии переходу на хуторские или отрубные участки излагаются в форме общественного приговора, содержащего:

1) определенно выраженное желание крестьян перейти к хуторскому или отрубному владению

2) указание размера фактического земельного владения каждого из домохозяев общества (ст. 9 и 10) или того их владения, которое полагается в основание разверстки

3) указание на избранных обществом для участия во всех последующих землеустроительных работах уполномоченных. Приговор этот постановляется в обществах с общинным или смешанным землепользованием большинством не менее 2/3 голосов всех крестьян, имеющих право голоса на сходе, причем в составлении сих приговоров участвуют как члены общины, так и крестьяне, владеющие участками на праве личной собственности. В обществах с подворным землевладением приговор этот постановляется простым большинством голосов всех домохозяев общества.

9. Размер землепользования каждого отдельного домохозяина (ст. 8, п. 2 и ст. 10 и 11) показывается принятым в обществах способом (мерою земли, душами, паями и т.д.), причем все участники разверстания означаются в списке соответственно тем правовым основаниям владения, которые определяются, согласно отд. III закона 9 ноября 1906 г. или ст. 47 и 48 Высочайше утвержденного 14 июня 1910 г. закона об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении

 

Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении 14 июня 1910 г.

Глава 1 «О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли»

А. В обществах и селениях, не производящих переделов.

1. Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к наследственному (участковому или подворному) владению...

2. В упомянутых в статье 1 обществах и селениях участки, состоявшие ко времени обнародования настоящего закона в бесспорном постоянном (не арендном) пользовании отдельных домохозяев, признаются личной их или в надлежащих случаях (ст. 48) общей с другими членами семьи собственностью.

3. Право на участие в пользовании общественными угодьями, переделяемыми на особых основаниях (ст. 17), сохраняется в неизменной доле за отдельными домохозяевами (ст. 2) в размере действительного их пользования…

4. Сельские и селенные сходы имеют право требовать составления общих на все общество или селение актов, удостоверяющих права собственности отдельных домохозяев на упомянутые в статье 2 участки. Таким же правом пользуются и отдельные домохозяева по отношению к составляющим их собственность участкам.

Б. В обществах и селениях, производящих общие переделы.

9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления в личную его или в подлежащих случаях (ст. 48) в общую с другими членами семьи собственность причитающейся выходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальника в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи является домохозяином, разрешаются волостным судом.

10. Владельцы укрепленных участков и неотделенные ко времени укрепления члены их семейств лишаются права участия в оставшейся в общинном владении надельной земле, которая к означенному времени переделялась на общинных основаниях, сохраняя за собой право участия в пользовании угодьями, переделяемыми на особых основаниях или вовсе непеределяемыми, согласно статьям 17 и 19.

11. В обществах и селениях, в коих пользование землей основано на приговорах об общих переделах, состоявшихся в порядке закона 8 июня 1893 г." (ПСЗ, No 9754), за каждым домохозяином, у которого количество разверсточных единиц в семье не уменьшилось, укрепляются все участки общинной земли, предоставленные ему в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование.

12. В случае уменьшения количества разверсточных единиц находящийся в пользовании домохозяина излишек земли укрепляется за ним лишь при условии уплаты обществу стоимости этого излишка, определяемой по первоначальной .средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. ...

Информация о работе Аграрный вопрос в России в конце ХIX - начале XX вв. Столыпинская аграрная реформа