Аграрные кризисы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Аграрный кризис был заведомо предопределен существующей системой уже потому, что человек, лишенный права собственности, следовательно, экономической свободы, не был заинтересован в производительном труде, хозяйском отношении к ничейной земле, оставался безразличным к новой общине, полностью отнявшей у крестьянина право собственности — фундаментального гражданского права человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. АГРАРНЫЕ КРИЗИСЫ В МИРОВОВЙ ЭКОНОМИКЕ_________6
ГЛАВА 2. АГРАРНЫЕ КРИЗИСЫ В РОССИИ_________________________9
2.1. Аграрный кризис в России в конце XIX–начале XX вв. Столыпинские реформы__________________________________________________________9
2.2. Исторические уроки коллективизации____________________________ 13
2.3. Аграрный кризис в СССР конца 1950-х годов______________________18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________25

Файлы: 1 файл

АГРАРНЫЕ КРИЗИСЫ В РОССИИ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

После неурожая 1953 года ситуация стала настолько  серьезной, что стали необходимы чрезвычайные решения. Сами крестьяне  стали приезжать в города, чтобы  купить хлеб. Повышение урожайности  земельных угодий требовало удобрений, ирригации, технического оснащения, то есть именно того, что не может быть создано в один день. Крайняя срочность поиска выхода диктовалась также и тем, что было принято решение, по которому не следует более обеспечивать государственные закупки зерна, раздевая донага колхозы. Под давлением этих неотступных бед и созрела у Хрущева и его советников идея ввести в производство широкие просторы пригодных для пахоты земель, которые находились в полузасушливой зоне на востоке страны и в то время оставались неиспользуемыми (в Заволжье, Сибири и Казахстане). Работа должна была принять характер массового штурма. Поскольку на местах не было достаточного количества рабочих рук, необходимо было доставить их из других областей. Были использованы финансовые меры стимулирования переезда на целину целых семей.

С самого начала было ясно, что распашка новых земель не давала окончательного решения (экстенсивный метод). Она являлась лишь средством  выхода из критического положения и  имела целью позволить стране набрать дыхания, для того чтобы привести в порядок основные сельскохозяйственные районы. Однако и у Хрущева, и у его окружения наблюдалась склонность переоценивать эффективность этой меры. Земли для распашки были подобраны в течение нескольких недель, и не всегда удачно. Пахота была проведена без глубокого изучения почв; дополнительные трудности были порождены тем, что машины, которых и так не хватало, были не приспособлены к новым условиям; они часто ломались и работали плохо.

После отличного 1956г. и посредственного 1957 г. 1958 год был хорошим для советской деревни. Сельскохозяйственное производство на 50% превысило уровень 1953 года. Сбор зерновых составил 135 млн. т, что означало среднюю урожайность — 11 ц с га против 8 ц. в последние годы жизни Сталина. Сбор почти всех культур оказался лучшим в советской истории. После долгих лет застоя начало расти животноводство, причем быстрее, чем когда-либо в стране до или после революции. Ободренный этими результатами, Хрущев в семилетнем плане наметил новый рост сельскохозяйственной и животноводческой продукции на 70%. Однако за 7 лет прирост составил всего 15%. Это был самый тяжелый провал всей экономической политики Хрущева.

Успехи 1953 – 1958 гг. были значительными и, несомненно, облегчили критическую ситуацию, в которой находился СССР после смерти Сталина, но это было просто улучшение тяжелой ситуации. Начало, предпосылка еще не являются решением. В значительной мере это явилось результатом освоения целинных земель, давших государству большую часть зерна. Кроме того, советское сельское хозяйство постепенно, хотя и медленно, начало чувствовать, что давление на него ослабевает. Меры, принимавшиеся с 1953 года, оказались достаточными для того, чтобы вызвать производственный подъем как в колхозах, так и в личных хозяйствах колхозников. Однако это явление наблюдалось не везде, а только в части колхозов и совхозов.

Государственные капиталовложения в сельское хозяйство, возраставшие с 1953 г., были снова уменьшены  — как в абсолютных, так и  в относительных цифрах в 1958 г., когда  потребность в них была особенно велика. Удобрений было недостаточно, их использовали лишь для наиболее ценных культур. Уменьшение оплаты за работу в колхозах после некоторого роста в 1953 – 1958 гг. уже само по себе было проявлением кризиса. Оно было усилено политической и социальной дискриминацией, которой постоянно подвергались крестьяне, во многих отношениях остававшиеся гражданами второго сорта.

После 1958 г. целинные земли истощились. Первые сборы обеспечивались высоким природным плодородием  почвы, отдыхавшей веками. Однако эти земли в свою очередь требовали больших капиталовложений, чтобы применять эффективные агрономические методы и строить постоянные поселки для работников. Стоит напомнить, что сначала эти целинные земли хотели использовать временно, пока не поднимется сельское хозяйство в традиционных областях. Хотя особых успехов не было, их продолжали использовать без мелиорации, высевая только зерновые. При этом не только снижались урожаи, но и почва, как предвидели эксперты, становилась беззащитной перед сорняками и ветровой эрозией, особенно опасной в степи, лишенной естественной защиты.

Таким образом, кризис сельского хозяйства обострился под влиянием многих факторов. Правда, застой сельскохозяйственного производства произошел тогда, когда оно достигло более высокого уровня, чем в сталинскую эпоху. Однако это было слабым утешением, потому что и потребности страны значительно выросли. Настоящей нехватки продовольствия с введением карточной системы удалось избежать только благодаря массовым закупкам зерна в Америке, оплаченным золотом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом. Для Хрущева, который за несколько лет до этого обязался догнать и перегнать США, это было большим ударом. Прекрасный урожай следующего года уже не поднял его престижа. Сильные колебания сельскохозяйственного производства были новым признаком неблагоприятных структурных сдвигов в деревне. Последующие годы показали, что советское сельское хозяйство, которое 30 лет приносили в жертву, не так-то просто было привести в порядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Кризис, в котором  оказался агропромышленный комплекс России, к настоящему моменту приобрел затяжной характер. Долгое время казалось, что  все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер.

Негативные  тенденции в аграрной экономике  и в АПК в целом следствие  не концепции и стратегического  курса реформы, а общего системного кризиса в стране, реальной емкости  рынка, неконкурентоспособности большинства отечественных производителей продовольствия в сравнении с зарубежными производителями и просчетов в тактике проведения курса реформ (поспешность, недооценка необходимости переходного периода, ослабления госрегулирования).

Ответственное осознание реального положения и очевидных перспектив развития АПК определяет вывод: стране необходима не новая аграрная политика, а научно обоснованное приведение проводимой политики в соответствие с реалиями переходного периода. Нужна тщательно проработанная система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер и мероприятий, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством особенно по отношению к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в кризисных условиях.

В современных  условиях развития земельной реформы  в аграрной сфере на первый план выдвигаются проблемы совершенствования  экономического регулирования земельных  отношений и формирования земельного рынка. К сожалению, несмотря на принятие Земельного кодекса, эти вопросы в силу политических разногласий еще не разрешены окончательно на федеральном уровне. Представляется, что этот аспект совершенствования государственной политики в аграрной области окончательно разрешит существующий в нашей стране перманентный аграрный кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Агирбов Ю. И. Аграрная реформа и сельскохозяйственный кризис в России (современное состояние и перспективы) // Аграрная наука. 1998. № 7. С. 3 – 5
  2. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года. // Экономист. № 12. 1998. С.14 – 20.
  3. Архипов А.И. и др. Экономика. — М., 1998.
  4. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. — М., 1999.
  5. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист. № 6. 1998. С. 90 – 93.
  6. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики. № 6. 1997. С. 83 – 90.
  7. Мамедов О. Ю. Современная экономики. — Ростов-на-Дону, 1998.
  8. Михайлов О. Условия выхода из аграрного кризиса // Экономист. 1998. № 11. С. 92 – 94.
  9. Петриков А. Экономическая политика в АПК // Экономист. № 7. 1998. С.31 – 39.
  10. Отечественный АПК: история и современность. М., 1997.
  11. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках // Вопросы экономики. № 11. 1998. С.127 – 136.
  12. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание: 1927 – 1939: Документы и материалы. М., 2001.
  13. Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.

 


Информация о работе Аграрные кризисы в России