Аграрная реформа П.А. Столыпина: замыслы и воплощение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:46, реферат

Краткое описание

В качестве введения я бы хотела рассмотреть экономическую и политическую си-туацию в России в конце 19 и начале 20 века. В 1900-1903 годы Россия пережила тяжелый экономический кризис, который при-вел экономику страны к длительному застою. Это был тяжелый период, но после этого пе-риода в России начинается резкий подъем. Объем промышленного производства с 1909-1913 года вырос в 1.6 раза. Мелкие и слабые предприятия были разорены во время кризи-са, а их место в результате процесса концентрации промышленного производства заняли крупные монополии и синдикаты.

Оглавление

Введение…………………...……………………………………………………...3
Этапы развития политической карьеры Столыпина………………………..5
Суть аграрной реформы………………………………………………………….8
Последствия аграрной реформы…………………………………………………12
Вывод………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………….15

Файлы: 1 файл

История.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Всероссийская академия внешней торговли

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Домашняя  работа по Отечественной истории 

 

 

 

 

 

Аграрная реформа П.А. Столыпина:

замыслы и воплощение

 

 

 

 

 

Студент 1 курса ФВМ,

Преподаватель Панова Л.Н.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2010

Оглавление

 

 

Введение…………………...……………………………………………………...3

 

 

Этапы  развития  политической  карьеры   Столыпина………………………..5

 

 Суть аграрной реформы………………………………………………………….8

Последствия аграрной реформы…………………………………………………12

Вывод………………………………………………………………………………14

 

 

Список используемой литературы……………………………………………….15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В качестве введения я  бы хотела рассмотреть экономическую  и политическую ситуацию в России в конце 19 и начале 20 века.

 В 1900-1903 годы Россия пережила тяжелый экономический  кризис, который привел экономику страны к длительному застою. Это был тяжелый   период, но после этого периода в России начинается резкий подъем. Объем промышленного  производства  с  1909-1913  года  вырос  в 1.6 раза. Мелкие и слабые предприятия были разорены во время кризиса, а их место в результате  процесса концентрации промышленного производства заняли крупные монополии  и  синдикаты. Одновременно укрепилась и банковская система. Вывоз  капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных пространств страны, но все же Россия включилась в борьбу за сферы влияния, что и повлекло за собой войну с Японией.

На стыке 19 и 20 века   общество  вступило  в новую фазу  своего развития, капитализм  стал  мировой   системой. Россия  вступила  на  путь капиталистического   развития   позже  стран   Запада. Скорость, с  которой развивалась  Россия, была  очень  высока, этому способствовала  уже  развитая Европа; она  оказывала  помощь, делилась  опытом, а  также  направляла экономику  в  нужное  русло.

В   начале  20  века  Россия  являлась  среднеразвитой   страной. Наряду  с высокоразвитой   индустрией   в  экономике   страны  большое  значение  имели ранние  капиталистические  и  полуфеодальные  формы  хозяйства -  от мануфактурного  до  патриархально-натурального. Русская  деревня  же сохранила    пережитки  феодальной  эпохи. Важнейшими  из  них  были  крупные помещичьи  землевладения, широко  практиковались  отработки, являющие  собой пережиток  барщины. Крестьянское  малоземелье, община  с  ее   наделами тормозили  модернизацию  крестьянского  хозяйства  Наряду  с  формированием   классов  буржуазного  общества  ( буржуазия, мелкая  буржуазия, пролетариат), продолжали  существовать  и сословные   деления - наследие  феодальной   эпохи. Дворянство, которое  сосредоточило  более  60%  всех   земель, стало  главной  опорой  самодержавия. Крестьянство, составляющее  3/4  населения  страны, было   также  затронуто  социальным  расслоением  общество (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). В начале  20 века  класс наемных рабочих насчитывал  16.8 млн. человек. Он  был  неоднороден, большая  часть рабочих  состояла  из  недавно  пришедших  в   город   крестьян. Политическим  строем  в  России   оставалась  абсолютная   монархия. Закон гласил: « Император  российский  есть  монарх  самодержавный и  неограниченный ». До  1905  года  высшим  государственным  органом  в  России  был государственный  совет. Сенат - высшая  судебная  инстанция. Исполнительная власть  осуществлялась  двумя  министерствами, деятельность  которых контролировалась  кабинетом  министров. Россия  медленно, но  верно  начала  вступать  в  борьбу  за  рынки  сбыта. Борьба  между  Россией  и  Японией  за  господство  на  рынке  сбыта  в Китае  стала  одним из  ярких  примеров  раздела  сфер  влияния  в  мире. Я не  буду  описывать  военные  действия, которые  развернулись  в  ходе  войны, но  надо  отметить, что  эта  война  показала  неготовность  русской  армии, а  также  неготовность  экономике  к  войне. Расходы, которые  понесла Россия  в этой  войне превышали  3 млрд. рублей. С  поражением  в  войне  начала  нарастать  революционная  ситуация  в стране (1905-1907). Из  всего  этого  можно сделать вывод, что России требовались  как  политические, так  и  экономические  реформы, которые смогли  бы  укрепить  экономику  России. Во  главе  этих  реформ  должен  был встать  умный   и  честный  человек, для  которого  очень  важна  была  бы судьба  России. Таким  человеком  стал  Петр  Аркадьевич  Столыпин. В России  с  высокой  скоростью  начал  развиваться   капитализм. Но  в  то же   время  в  русской   деревне  преобладали  крупные  помещичьи землевладения; община стала  пережитком  феодальной  эпохи, тормозила подъему крестьянского  хозяйства. Политическая  ситуация  в  стране  отражала характер  экономического  развития. Буржуазия  в  начале  20  века  играла  ведущую  роль  в  общественно- политической  жизни  страны. Дворяне  начинали  все  больше  сближаться  с буржуазией. Начинается  расслоение   крестьян  на  кулаков, середняков, бедняков. Основная  часть  наемных  рабочих  состояла  из  бывших  крестьян, которые  пришли  из  деревни. Абсолютная  монархия  оставалась  политическим   строем  в   России. Россия - страна  многонациональная, поэтому  национальный   вопрос  являлся  одной  из важнейших  проблем, которую  никак  не  могли  решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы  развития  политической  карьеры   Столыпина.

 

 Столыпин - выходец  из  провинциальной   России, связанный  глубокими корнями   с  сельской  аристократией, не   имевший  ничего  общего   ни  с политическими   деятелями   из  высшей  столичной   знати, ни  с профессиональными   чиновниками, которые  с  помощью  протекционизма  сильных мира  сего  поднимались  вверх  по  ступенькам  служебной лестницы ведущей  к власти, сосредоточенной   в  руках   петербургской   бюрократии.  Столыпин - энергичный, искренний, жизнеспособный  человек, прямой откровенный  страстный патриот, прекрасный оратор. Он  обладал  политическим  чутьем, хитростью, напористостью  и целеустремленностью. Как  реалист он  понимал, что судьба монархии   зависит от  того, сможет  ли   правительство  и  сама   структура   общества приспособиться  к  требованиям   современности.     Столыпин   был  сильным уважаемым  государственным   деятелем   России   той   эпохи. В  Думе  он выступал   так   красноречиво  и   искренне, что  вызывал  уважение  своих противников. «Нас  не  запугать!» - бросал  он  громогласно  своим   врагам из  левого  крыла   думы  - Вам  нужны  великие  потрясения, нам   нужна великая   Россия». Владимир  Коковцев, министр  финансов, признавал, что «столыпинское   благородство, мужество  и  преданность  интересам государства   были   бесспорны  и  вызывали  восхищение».  Посол  Великобритании   сэр  Джордж  Бьюкенен   называл  Столыпина   «идеальным человеком  в   сфере  деловых  отношений»  и   подчеркивал, что  «Столыпин был  всегда  человеком  слова  и  всегда  выполнял  свои  обещания. Столыпин нравился  царю. Николай  писал  матери: «Я  же  не  смогу  тебе  передать, как   мне   начинает  нравиться   этот  человек   и   какое  уважение   он  у меня   вызывает». Дворянский   род   Столыпиных   известен   еще  с конца 16  века  Петр  Аркадьевич  Столыпин   родился  второго  апреля  1862  года  в Дрездене, куда  его  мать  ездила   к  родственникам. Детство  и  раннюю юность   провел  в   Литве. В 1881  году   он   поступил  на  физика- математический   факультет  Петербургского   университета. Кроме  физики  и   математике  ему  нравилась  проза, поэзия А.К. Толстого  и  А.Н. Апухтина, он  был  неплохим  рассказчиком. П.А.  Столыпин   почти  не  употреблял  спиртного, не  курил,  редко  играл в  карты, никогда  не  имел  недоразумений  с  полицией. В  1884 году  Столыпин   зачислен  на   службу  в  МВД, с  1887-1889 год работал  в  Департаменте  земледелия  и   сельского   хозяйства. В  1889  году  опять   перешел  в  МВД.  Его  назначили   уездным предводителем   дворянства. В  этот  период  он   превратил  свое   имение   в  Колноберже   в образцовое   хозяйство  с   многопольным  севооборотом   и   развитым животноводством.  Столыпин   занимал  видное  место  в  среде  российского политического  дворянства. В  1899   П.А.   Столыпин   был   назначен  ковенским   губернским предводителем.  В   1902   он  уже  занимает   пост   гродненского губернатора. Среди  первоочередных   задач  для   подъема  сельского хозяйства   он  ставит  уничтожение   чересполосицы  крестьянских   земель и  расселение  крестьян  на   хутора.  Важным   фактором   подъема земледелия   он  считал  развитие  мелиоративного  кредита. В  1903  году  Столыпин   назначен   саратовским  губернатором. В 1904  году началась  война  с  Японией. В  стране  начинаются  крестьянские  беспорядки, тюремные  бунты . 15  июля  был   убит  министр  внутренних   дел   Плеве. 9  января  1905 года, «Кровавое воскресенье»,  стало первым  днем  русской революции. В  стране   начинаются  забастовки, митинги, демонстрации. В  1906  году    Столыпин    назначен     министром    внутренних  дел,  и вся  борьба  с  революцией  ложится  на  его  плечи. Насколько  сложна  была борьба  с  революционным   движением  можно  судить  по  книге  П. Г. Курлова, который  работал  в  охранке и  часто  выполнял  личные  поручения Столыпина. На  следующий  день  после  назначения   на   пост  министра   внутренних дел  Столыпин  приезжает  в  Царское  село. Николай  II  встретил  Столыпина весьма  милостиво  и  сказал, что давно  следит за  его  деятельностью  в Саратове, и  считает  его  исключительно  выдающимся  администратором, что нужно  назначать  именно  таких  людей  на  столь  важные  посты. Столыпин же  не  ожидал  такого  назначения,  и  предложение   сильно  удивило  его. Он  считал, что  несколько  месяцев  губернаторства  в  Гродне  и  несколько лет  в  Саратове  не  являются  достаточной   подготовкой  к  управлению всей  внутренней  жизнью  России. Сдав  свои  дела  по  губернии, Столыпин включился  в  работу, но  перед  тем  как   мы  рассмотрим  взаимоотношения Столыпина  и  Думы, надо  сказать  о  столь  быстром  взлете  карьеры Столыпина. Почему выбор  пал  на него? Молниеносное   восхождение  вчера  еще  рядового  губернатора  на  вершину политического  Олимпа  в  возрасте  44  лет  было  загадкой  для современников, остается   загадкой  и  поныне, потому  что  никаких  связей и  протекций  у  Столыпина   при  дворе  не  было. Кто  подсказал  его кандидатуру?  Правда, один  из  его  биографов, кадет Изгоев, писал, что кандидатуру  Столыпина  предложил  тогдашний  обер-прокурор  Синода  князь Оболенский, но  другие  биографы  этой  версии   не  придерживаются. Брат Столыпина  уже  в  эмиграции  написал  книгу, в  которой  рассказывает  о том, что  царь  назначил  его брата министром внутренних   дел «по  своему  личному  почину» и  по  собственному  выбору  назначил  его председателем  Совета  министров. Но  и  это  утверждение  вызывает сомнение, так  как  тоже  не  находит  подтверждения   в  других  источниках. В  этом  же  году   происходят   военные   восстания   в  Свеаборгской крепости, в  Кронштадте,  на    крейсере   «Память  Азова». В  России усиливаются   террористические   выступления. В   августе   1906  года   был   принят   указ   о   военно-полевых    судах. Судопроизводство   должно   было   завершиться   в   пределах   48  часов, а приговор   исполнялся   за   24  часа. Столыпин    признавал,  что  такие   меры  -  «тяжкий  крест», который приходится   против    своей    воли.  За   восемь   месяцев  с  1906-1907 год   военно-полевыми   судами   было   вынесено   1102   смертных приговора. В   России   петли   на    виселицах   окрестили   «столыпинскими  галстуками».  Именно   такими   методами   Столыпин   пытался   восстановить закон   и   порядок   в  России,  остановить   терроризм  в  стране.  (От  пуль  и   бомб  террористов    погибло   1600  губернаторов, генералов, солдат,  жандармов.) Действия   Столыпина    привели   к   тому, что  он   и   его   семья  тоже должны   были   стать  жертвами   террористов. Спустя   месяц  после назначения    в   его   загородном   доме,  в   окрестностях   Петербурга, взорвалась   бомба. Стена   дома  обвалилась,  в   результате    чего погибло   32   человека,  включая   слуг   и   посетителей. Маленький   сын Столыпина   был   ранен,  дочь   Наталья    получила   тяжкие   увечья. Столыпин    возобновил    работу    через   день, как  будто  ничего   не произошло.  Его   самообладание   и    спокойствие   вызвали    всеобщее восхищение. Имя    Столыпина    прочно    связано   с   репрессиями,  которыми    были отмечены   окончание    первой    русской    революции   и   начало последующего    периода,   известного   нам   как   годы   «столыпинской реакции». Но  именно   в   проведении    политики   репрессий    он  видел свой   долг,  непременное    условие   для    осуществления    программы реформ. Столыпин    стремился    не  только   подавить   революцию   при   помощи  репрессий, но   и    снять   ее   с   повестки   дня   путем  реформ. Столыпин     совершил   государственный   переворот,  распустив   вторую государственную   Думу   и   издав    3  июня   1907  года   новый избирательный   закон,  обеспечивавший   в  Думе     господство   помещичье- буржуазного    большинства. Главные   элементы   политики:  полицейская    расправа   с  революционным движением, аграрная   реформа,  лавирование  в Думе  между    думскими большинствами  - правооктябристскими  и  октябристско-кадетскими. Столыпин   пытался  ликвидировать   революционный   кризис,  решив  задачи буржуазного  развития   страны    контрреволюционным путем   в   интересах   помещиков   и   буржуазии   при   сохранении политического   царизма. Первое   место   отводилось   аграрному   вопросу. В  1906  году    3\4  населения    России   жили   за   счет   дохода   от обработки   земли.  Большинство   русских    крестьян   были   членами сельских   общин.  Земля   принадлежала   общине.  Эта   система    была крайне   неэффективна:  каждый   крестьянин   в   рамках   общины   мог иметь   до  50  узких   полос   земли, на   которых   он   выращивал   рожь или   пшеницу.  Часто   он   тратил   больше   времени    на   переходы   с полосы   на   полосу, которые   были    разбросаны   далеко   друг   от друга,  чем  на   саму   пахоту   и  сев. Столыпин   ликвидировал   общинную   систему    землепользования   и  землевладения   и   открыл   дорогу   к  созданию частной   собственности на   землю.  Был   издан   правительственный    декрет, по   которому каждый   крестьянин, если   он   этого   хотел, мог   выйти из  общины   и потребовать   от  нее   надел   земли   для    ведения   хозяйства. Декрет уничтожал   чересполосицу, и  крестьянин   получал   не   разбросанные   в разных   местах   земли,  а   единый   надел  земли, который   он   мог передавать  по   наследству. Реформа   имела   огромные   экономические   и   политические   последствия. Был   создан   новый   общественный   класс   крестьян-землевладельцев, кровно   заинтересованных   в   стабильности  общества, которую  могло обеспечить   только   царское   правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суть аграрной реформы.

а) Цели и задачи реформы

Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян. 
 Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам. 
 Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса (в результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели), или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса существовало три пути: отнять землю у помещиков; ничего не делать; подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности. 
 Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить и без того напряженную обстановку. 
 Столыпин видел решение имеющегося кризиса в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.  
 Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный в более позднее советское время «отнять и поделить» никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.  
Таким образом, Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами. 
Естественно, существование общины и доминирование помещиков было отражением политической системы тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые видели в реформе прямую угрозу существующему политическому строю. Петру Аркадьевичу приходилось бороться с собственным классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

б) Составные части  реформы

В марте 1906 г. вышел указ о землеустроительных комиссиях, и  временные правила о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало работу по землеустройству). Двенадцатого августа 1906 г. Крестьянскому поземельному банку передали для продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 г. – казенные земли (правда, значительная их часть уже была в аренде у крестьян). 
Восприняв идеи В.И.Гурко и других специалистов, 10 октября 1906 г. Столыпин докладывал и самостоятельно защищал проект реформы на заседании Совета министров. Однако все члены правительства находили, что «община не заслуживает далее покровительства закона». Разногласия были лишь по вопросу: проводить законопроект о реформе указом царя или дождаться созыва Государственной думы? Меньшинство министров – В.Н.Коковцов, Б.А.Васильчиков, Н.Д.Оболенский – считали необходимым опереться на народное представительство, то есть внести вопрос на рассмотрение Государственной думы. 
9 ноября 1906 г. проект «Особого журнала» Совета министров был доложен царю Николаю II, который написал на нем положительную резолюцию: «Согласен с мнением председателя и 7 членов». Реформа получила четкие очертания. 
Она начала осуществляться с принятия двух важнейших указов царя. Первый был выпущен в развитие Указа от 3 ноября 1905 г. об уменьшении выкупных платежей крестьян с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г. - полностью. Второй – в развитие Указа о помощи Крестьянского банка малоземельным крестьянам в покупке земли (правда, этот указ практически не исполнялся). 
9 ноября 1906 г. последовал Указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Этот важнейший указ дал каждому владельцу общинного надела право закрепить его себе в личную собственность. При этом в общинах, где не было переделов в течение 24 лет, за крестьянином закреплялся весь его надел, а в остальных за излишки сверх расчетной доли каждого члена общества надо было платить обществу по первоначальной средней выкупной цене за десятину. 
В указе говорилось, что выход из общины осуществляется в месячный срок после подачи заявления по приговору общины простым большинством голосов, причем община устанавливает конкретный участок земли и необходимую доплату. Если общество в указанный срок не делает такого приговора, то все полномочия переходят земскому начальнику или соответствующему ему должностному лицу. 
Выходящий из общины мог также требовать, чтобы ему выделяли участок в одном месте (а не в разных местах), а при невозможности этого – получить в качестве компенсации за разрозненные участки некоторые деньги. Чересполосица в основном сохранялась. 
Циркуляр Министерства внутренних дел от 9 декабря 1906 г. Устанавливал, что если крестьянин подал заявление о выходе после решения схода об очередном переделе, но до его утверждения уездным съездом, то он закрепляет надел в прежнем размере. То есть фактически государство прекратило переделы, так как каждый теряющий хорошую землю мог выйти из общины и тем самым остановить передел. На этот циркуляр было столько жалоб, что в декабре 1907 г. его отменили, но свою положительную роль он сыграл. 
Наконец, 14 июня 1910 г. был издан Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении, который фактически в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы в течение 24 лет. Теперь разверстывать стали целые селения. Это было желание ускорить процесс земельной реформы, но породило много скандалов и противоречий, так как уже нельзя было осуществлять передел земли. 
Реформа подразумевала огромную техническую работу по развертыванию тысяч деревень, что могло привести к огромному числу спорных ситуаций. Нужны были детальные инструкции, многие тысячи хорошо подготовленных землемеров. Штат землемерной части землеустроительных комиссий, например, вырос с 650 человек в 1907 г. до 7000 человек к 1914 г. Бюджет земельного ведомства непрерывно увеличивался: с 46 млн. рублей в 1907 г. до 157 млн. рублей в 1914 г. (то есть оно стало одним из ведущих по этому показателю). 
По иронии судьбы в роли помощника землемера на какое-то время выступил сын П.Столыпина Аркадий в период революции на Украине. То есть, даже в то время продолжались землеустроительные работы. 
Кроме этого, параллельно чисто аграрным вопросам правительство пыталось двигать реформы и в других сферах жизни. Например, Указ от 5 декабря 1906 г. ввел свободу избрания места жительства для крестьян, отменил телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов, упразднил право земских и крестьянских начальников арестовывать и штрафовать крестьян за административные нарушения. 
В 1908 г. число укрепившихся крестьян выросло в 10 раз по сравнению с 1907 г. (свыше 500 тыс. человек), а в 1909 г. был достигнут абсолютный рекорд - 579 тыс. крестьян, покинувших общину. Далее эти цифры по понятным причинам начали снижаться, особенно с началом Первой мировой войны. 
В целом из общины за период реформы выделились миллионы домохозяев. К 1 января 1916 г. из 9,2 млн общинных дворов вышло 2,5 млн крестьян-общинников (более четверти) и почти 15% общинных земель (17 млн десятин). В том числе на отруба и хутора вышло более 1,3 млн домохозяев (2,7 млн десятин), что также было несомненным успехом, хотя и не решило всех проблем российского сельского хозяйства. Всего за годы реформы из общины вышло около 3 млн. человек - около трети домохозяев. Вместе с ними из общины вышло 22% всей земли. 
Важно отметить не только сам выход крестьян из общины, но и уничтожение чересполосицы, развитие отрубов и хуторов частично в ее рамках. Например, было около 6 млн. заявлений о землеустройстве по сравнению с 3,4 млн. заявлений о выходе, то есть не менее половины землеустройства происходило внутри общины. Реформа качественно меняла и саму общину, повышая эффективность ее функционирования. 
Все эти изменения, безусловно, сказались на состоянии сельского хозяйства, которое постепенно начало трансформироваться. Понятно, что этому помогли и отмена выкупных платежей, обширная деятельность Крестьянского банка, большая коммерциализация аграрных отношений в целом. Отрицание этих результатов реформы не выдерживает никакой критики. 
Например, сбор хлеба вырос в 1913 г. до 5,6 млрд. пудов (86 млн. тонн) или 550 кг, на человека, против 4 млрд. пудов в начале века (400 кг на душу). Посевные площади с начала века (до 1914 г.) выросли на 10,6 млн. десятин, или на 14%, в т. ч. в черноземной полосе - на 8%, в Сибири - на 71%, на Северном Кавказе - на 47%. 
Одновременно выросли экспорт и урожайность многих сельскохозяйственных культур. В 1906-1912 гг. на 342% выросли производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири и других местах переселения вооруженность сельского хозяйства машинами и собственным инвентарем была выше, чем в Европейской России. В некоторых южных районах крестьянская община почти полностью исчезла (например, в Бессарабской и Полтавской губерниях). В других регионах (Курская губерния) община утратила главенствующее положение. 
В ходе реформы обострилась и проблема размеров крестьянских наделов – именно для ее решения нужны были государственные, удельные, кабинетные земли, переселение в Сибирь. П.Столыпин, в частности, сам продал часть своей земли (нижегородское имение), в том числе и чтобы показать пример другим помещикам.

в) Развитие кооперативного движения 

Ссуды крестьянского  банка не могли полностью удовлетворить спрос   крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. 
На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов  мелкого  кредита  и ассигнуя значительные  кредиты  через  государственные  банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение.   
На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В  результате была  создана  широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных  банков  и  кредитных  товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч. 
Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масляные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия аграрной реформы.

а) Причины незавершенности  реформы 

Можно сказать, что аграрной реформе Столыпина не повезло. О ней все слышали, но мало кто разбирался в деталях. В начале 1990-х годов в России о ней много говорили, а потом забыли. Недоброжелатели до сих пор упорно пыжатся доказать, что П.Столыпин не является автором своей реформы, что она не удалась, что она навредила и т. д. 
 Во-первых, реформы были осуществлены достаточно поздно – не 1861, а только в 1906 году.  
Кроме этого, не следует забывать, что переход от  натурального типа экономики к рыночному в условиях административно-командной системы возможен на основе  активной  деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат  империи на энергичную работу. При этом «локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм». Так действовали министерство финансов,  Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты. 
К тому же, там, где господствовали административные принципы управления  экономикой  и  уравнительные  способы  распределения, всегда  будет  существовать  сильная  оппозиция  преобразованиям. Следовательно,  необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев населения. 
И все же, будучи главной реформой Столыпина, аграрная реформа была доведена до определенного результата. С экономической точки зрения, начатая аграрная реформа была необходима и прогрессивна. В случае удачи она сулила более интенсивные формы хозяйствования, более высокие урожаи, более высокий уровень жизни.  
 Столыпину пришлось столкнуться с множеством проблем. Царь, поддерживавший Столыпина вначале, позже, когда угроза революции спала, фактически стал на позицию его противников. Большинство предложений Столыпина, даже принятых Госдумой, были отвергнуты промонархистским Госсоветом. 
Для успеха аграрной реформы надо было преодолеть три препятствия:  
- сопротивление консервативных помещичье-бюрократических верхов, на это ушло 4 года, с 1907 по 1911, пока закон о хуторах и отрубах не был утвержден царем; 
- консерватизм крестьянской общины. Русский неграмотный крестьянин, никогда не знавший частной собственности, считал всю землю, принадлежащей тому, кто на ней работает. Среди крестьян была распространена идея «черного передела» - когда вся земля достанется крестьянам бесплатно, умело подогреваемая многочисленными социалистическими агитаторами. Поэтому многие из крестьян, даже имея возможность, не покупали землю. Да и община появилась в России давно, и была сформирована множеством факторов. В приполярном климате, при скудных почвах, суровой зиме, дождливой осени, ранних заморозках, выжить можно было лишь «скопом», общиной, кормясь не только от земли, но и от леса, воды, скота, отхожего промысла в городах. При таких почвах и климате принципиального значения не имела форма собственности – твоя ли она, земля, частная, или общинная, или арендованная у помещика или сановника – все равно прокормить она без общины семью не могла. В южных странах (США, Франция) или северных, но обогреваемых Гольфстримом (Англия, Германия, Дания), фермер одиночка мог выжить с семьей на 5-10 га земли. В России единоличник где-нибудь на Вологодчине и на 20-30 га своего хлеба мог собрать лишь до ноября.  Отсюда - знаменитые русские нечерноземные пары (до 40%) – иначе земля вообще переставала родить; 
- сопротивление российской «социалистической» интеллигенции и иерархов русской православной церкви, категорически выступавших против частной собственности на землю с правом купли-продажи и считавших, что реформа обогатит 10-15% крестьян, а остальных без общинной защиты пустит по миру. 
Однако определенные перемены все же произошли. За 8 лет реформы из общины вышло 26,1% крестьян. Но всего лишь 15% из них выделились на хутор. Это было связано с объективными причинами: хутор – автономное хозяйство, где должно быть все – и поле, и выпас, и водопой. Он не может быть слишком маленьким, а известны случаи, и, видимо, достаточно частые, когда семьи из 10 и более человек жили на участке в 2-10 десятин. Это при том, что сколько-нибудь прибыльным в российских условиях могло быть хозяйство в 20-30 десятин. Хутору необходим выход к воде, а осуществить это невозможно. Бурить артезианские колодцы крестьяне не умели, и денег на это у них не было. Но действующие по инструкции чиновники создавали хутора и в безводных степях. Всего, к началу войны,  было создано 200 тысяч хуторов и 1,3 млн. отрубов, к участковому хозяйству перешло 10% крестьян, хозяйства «крестьянского типа» владели в пределах Европейской России 89,3% пахотной земли и приблизительно 94% скота. Но хутора эти были маломерные и слабые, по-прежнему основная масса не имела лошадей или имела только одну. 
Поголовное большинство выходивших были бедняки: вышедшие 26% крестьян владели всего 16% общинной земли. Многие стремились продать свои земли и уйти в город, продавали свои земли и уезжающие в Сибирь: к началу первой мировой войны ¼ укрепленной земли была продана.  
В Сибирь прочно переселилось 2,44 млн. крестьян, что составило половину прироста населения сельских губерний Сибири. Многие становились достаточно крепкими хозяевами. Однако проблему перенаселения европейской части России это не решило – переселенцы составили всего 18% естественного прироста сельского населения за эти годы.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина: замыслы и воплощение