Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 06:00, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена обзору и анализу так называемых «столыпинских реформ». Наибольшее внимание уделено аграрной реформе П. А. Столыпина, что представляется автору справедливым, т. к., по сути, именно аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание “столыпинкая реформа”, под которой подразумевается лишь аграрная реформа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Реформы Столыпина………………………………………………………....5
1.1.Альтернативы общественного развития России в 1906 году………..5
1.2. Содержание аграрной реформы……………………………………8
1.3. Права и свободы граждан……………………………………………11
1.4. Реформы в экономической и социальной сфере………………….18
1.5. Итоги столыпинских реформ……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………….31

Файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ по истории.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки российской федерации

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 

Факультет экономики и права

Направление 080105.62 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»)

Кафедра Истории и культуры 
 
 
 
 
 
 

РеФЕРАТ  

по  дисциплине «История»

на  тему «Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги» 
 
 
 
 
 
 

Студент   Усик  А. А.
подпись
группа  711 Б спз ФиК    
дата
Научный руководитель   ………….
подпись
……    
дата
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Реформы Столыпина………………………………………………………....5

     1.1.Альтернативы общественного развития России в 1906 году………..5

     1.2. Содержание аграрной реформы……………………………………8

      1.3. Права и свободы граждан……………………………………………11

      1.4. Реформы в экономической и  социальной сфере………………….18

      1.5. Итоги столыпинских реформ……………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………..30

Список  использованных источников………………………………………….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    

    

      Проблема  реформ - одна из острейших проблем  российской истории. Они способствовали мобилизации огромных людских, материальных ресурсов, влекли за собой значительные издержки, даже людские потери и  тем не менее не решали ключевую стоящую перед ними задачу: не способствовали выходу России на качественно новый уровень развития, когда в центре всей социально-политической системы оказывался человек. Реформаторы России зачастую оказывались заложниками собственных преобразований, которые плодили конфликты и социальные противоречия. Ведь всякий раз изменению подлежала не вся система политических, правовых отношений, а лишь некоторые из ее элементов.

     Уникальность  П.А. Столыпина как реформатора  как раз и заключается в  том, что он впервые в отечественной истории предложил программу системного реформирования России, которая позволила бы стране выйти из этого заколдованного круга и решить проблему конкурентоспособности России на международной арене.

      В истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры, разные мнения. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

      Данная  работа посвящена обзору и анализу  так называемых «столыпинских реформ». Наибольшее внимание уделено аграрной реформе П. А. Столыпина, что представляется автору справедливым, т. к., по сути, именно аграрная реформа расположена в самом центре программы столыпинских преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание “столыпинкая реформа”, под которой подразумевается лишь аграрная реформа. Однако, так как при рассмотрении столыпинских реформ мы все же имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то совершенно необходимо рассмотреть аграрную реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направлениями реформирования, а также с проблемами которые, так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА 

1.1. Альтернативы общественного  развития России  в 1906 году 

      В начале 90-х гг. XIX в. в России начался  промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой   промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

      Основной  причиной промышленного подъема  в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов.

      Однако  социально-экономическое развитие России было и весьма противоречивым. Ее население насчитывало около 130 миллионов человек, но размещено по территории страны было крайне неравномерно. Почти 90 процентов населения проживало в европейской части, За Уралом проживало всего 13,5 миллионов человек, из них 7 миллионов в Казахстане и Средней Азии. Страна оставалась преимущественно аграрной. В городах проживало всего 14,7 миллиона человек.

      Крестьянство  составляло 4/5 населения страны и  продолжало расти, прирост населения  составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.

      Несбалансированность  сельского хозяйства стала одной  из причин экономического кризиса в  начале XX столетия, который затем  сменился  длительной  «депрессией»  1904-1908 годов.

1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали  нерешенность аграрного и других  насущных вопросов тогдашней  России.

      При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по пути еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии. С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в общественной и государственной жизни надо начинать с изменения политического строя: создать качественно новую государственную машину, а уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка без предварительного перехода от рабства к свободе! 1

    Придавая  большое значение Государственной  Думе, Столыпин на одном из первых заседаний  Думы второго созыва выступил с обширной декларацией, в которой обозначил  основные задачи, стоявшие перед правительством.

    Первая из этих задач состояла в установлении в стране социального мира. «Преступная деятельность, несомненно, затрудняет достижение конечной цели, но так как эта цель не может быть поставлена в зависимость от явлений случайных, то здравый государственный разум указывает на необходимость устранить препятствие, напрячь все силы и идти вперед к решению намеченных задач. Из этого ясно, что злодейства должны пресекаться без колебаний, что если государство не даст им действительного отпора, то теряется самый смысл государственности. Поэтому правительство, не колеблясь, противопоставит насилию силу. Долг государства остановить поднявшуюся кверху волну дикого произвола, стремящегося сделать господами положения всеуничтожающие противообщественные элементы».

    Вторая  задача состояла в проведении системных реформ, смысловым ядром которых было формирование первоначальных институтов правового государства и гражданского общества. Столыпин говорил: «Преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, т.к. пока «писаный закон» не определит обязанности и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находится в зависимости от толкований и воли отдельных лиц, т.е. не будут прочно установлены. Правовые нормы должны покоиться на точном, ясно выраженном законе еще и потому, что иначе жизнь будет постоянно порождать столкновения между новыми основаниями общественности и государственности... и старыми установлениями и законами, находящимися с ними в противоречии или не обнимающими новых требований законодателя, а также с произвольным пониманием новых начал со стороны частных и должностных лиц».

    Реформы Столыпина затрагивали все ключевые сферы жизни страны, были системным  реформами. Можно выделить следующие  основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

    • права и свободы граждан;

    • формирование основ правового государства  и разграничение ответственности  ветвей власти;

    • реформирование судопроизводства;

    • реформа местного управления и самоуправления;

    • земельная реформа;

    • экономика, финансы и инфраструктура;

    • социальная политика;

    • образование, наука и культура;

    • военная реформа;

    • противодействие терроризму. 
 

1.2. Содержание аграрной  реформы

    

      Убежденный  монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой власти», Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

      Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, Столыпин проведение в жизнь этой программы в зависимости от принятия Думой его аграрной реформы, изложенной в обнародованном 9 ноября 1906 года Указе. Провести успешно реформы, заявлял Столыпин, в состоянии только «твердая власть», при этом нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке «смут и волнений». Отсюда его основное требование – «сначала успокоение, а затем реформы».

      С именем П.А. Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, получившей название «столыпинской  аграрной реформы». Аграрный вопрос занимал  важнейшее место в социально-экономической  и общественно-политической жизни России.

      Столыпин  прекрасно понимал, что решение  этого вопроса – «задача громадного значения» и вместе с тем неотложная. Избранный им путь заключался в коренной ломке сельской поземельной общины и насаждении частного крестьянского  землевладения. В перспективе на месте сельской общины с ее периодическими переделами земли, принудительным севооборотом, возникнут фермерского типа хозяйства. Столыпин полагал, что эта реформа призвана «предупредить расстройство самой значительной части населения России – крестьянства», содействовать его «экономическому возрождению» и дать важный стимул развитию сельского производства в России. Решалась и крупная социально-политическая задача: предполагалось, что крестьянин-собственник станет надежной «опорой порядка».

      Проведению реформы предшествовали ряд мер. Наиболее значительной из них был изданный под давление крестьянского движения манифест 3 ноября 1905 года, отменявший с 1 января 1907 года взимание выкупных платежей за надельные земли помещичьих, удельных и государственных крестьян. С этого момента крестьянская община становилась собственником надельной земли. Затем указами  12 и 26 августа 1906 года разрешалась продажа малоземельным крестьянам через Крестьянский банк по льготной цене удельных и казенных земель.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина: причины, ход, итоги