Аграрная политика в России в начале XX века. П.А.Столыпин.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:54, контрольная работа

Краткое описание

Экономический кризис в России конца XIX-начала XX века глубоко затронул и сельское хозяйство. Аграрный вопрос становится одним из главных вопросов экономической и общественно-политической жизни страны. В правительственных сферах, научных кругах, на страницах журналов и газет развернулись дискуссии о путях и методах выхода страны из аграрного кризиса, разрешения сложных противоречий в области аграрных отношений. Поэтому изучение аграрных отношений в стране на рубеже веков и их преломления в публицистике общественных деятелей и учёных на основе нового корпуса источников и нового исторического мышления, освобождённого от идеологических штампов и стереотипов, имеет большое научное значение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века 5
Глава 2. Политическая карьера Столыпина 8
Глава 3. Столыпин и Дума 9
Глава 4. Столыпинская реформа 12
4.1 Разрушение общины и развитие частной собственности 13
4.2 Переселение крестьян 15
4.3 Кооперативное движение 16
4.4 Агрокультурные мероприятия 17
Глава 5. Методы столыпинской аграрной реформы 18
Глава 6. Результаты реформы 19
Глава 7. Причины неудачи аграрной реформы 21
Глава 8. Иные направления реформирования 22
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

История1.docx

— 53.40 Кб (Скачать)

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

 

Глава 8. Иные направления реформирования

 

В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 года, предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Он писал по этому поводу, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформе, скажем,  что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 - 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

Столыпин высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Столыпин совершил серьезную ошибку в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы улучшить в них положение белорусского и русского населения, составлявшего большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно поддержала его, однако Государственный совет занял противоположную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился к Николаю II с просьбой прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура явно противоречила законному порядку принятия законов, что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь активного министра, обвиненного крайне правыми противниками в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.

Следует кратко осветить  преобразования в сфере судебной власти. Принципиально, в самых общих чертах,  местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.

Наконец осталось затронуть рабочий вопрос. Он, так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905- 1907 гг. Интересно отметить, что до этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. По мнению А. Я. Авреха это непризнание было равнозначно признанию несостоятельной политики опоры на крестьянскую общину. Революция развеяла все сомнения... Была создана специальная комиссия по рабочему вопросу. Можно выделить несколько этапов разработки законопроектов. Первый связан с деятельностью вышеупомянутой комиссии под председательством Коковцова, тогдашнего министра финансов. Ее деятельность сразу породила открытый конфликт с буржуазией - она не желала идти на даже сугубо экономические уступки рабочим и обвиняла правительство в том, что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов. Комиссия Коковцова прекратила существование. Тем не менее, не смотря на провал, определенный итог был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения.

Общей платформой правительства  и промышленников  было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации. Рабочий вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных камней третьиюньского курса, одним из проявлений третьиюньского курса царизма, столыпинского бонопартизма с той разницей, что в одном случае лавирование шло между помещиками и крестьянством, а во втором- между буржуазией и пролетариатом. Дальнейшее развитие рабочего вопроса в "верхах" и Думе доказало это со всей очевидностью.

Следующим этапом в решении рабочего вопроса было Особое совещание (1906- 1907 гг.). Это уже была целиком эра Столыпина. На повестку сессии были вынесены 10 законопроектов, сводившихся к нескольким пунктам: страхование болезней, несчастных случае, инвалидности; сберегательные кассы обеспечения; правила найма рабочих; рабочее время; меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ; и т.п. Важно отметить, что без внимания остался вопрос о рабочих организациях - считалось, что "Временные правила" о союзах на время решают проблему. На основе этих правил в годы столыпинского правления были закрыты сотни профорганизаций и еще сотням отказано в регистрации.

Остальные вопросы обсуждались, но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников, т.е. крупной буржуазии. К примеру, Нобель утверждал, что "если нам не будет предоставлено право некоторого противодействия влиянию массы, то мы пропали..."

С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы. Он стал самым длинным. Сопротивление было не только со стороны промышленников, но и слева: трудовики  и социал - демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций.

Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин, обострившей отношения между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией. Можно сказать, что столыпинская рабочая политика провалилась. Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем.

 

 

 

Заключение

 

Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, обогатив одних крестьян за счет других. После разрушения общины земля должна была перейти в собственность крепких мужиков, разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыцпин предполагал предоставление им экономического и политического равноправия с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создание мощной опоры для монархии.

Однако результаты реформы были неоднозначны. Прежде всего сказалось нежелание большинства крестьян выходить из общины, традиционность представлений, общинный менталитет.

За неполных 5 лет результат проявлялся в постепенном отказе от общинной организации землепользования и ликвидации помещичьего паразитизма. Площади посевов выросли за годы реформы, усилилась распашка целины в Сибири и Казахстане, производство пшеницы, ржи, овса и ячменя выросло.

Тем не менее, реформа не смогла быстро переломить негативные тенденции перенаселения в развитии сельского хозяйства России, а только сдержала их.

Аграрная реформа так и осталась в определенной мере незавершенной – сам П. А. Столыпин считал, что для того, чтобы увидеть ее результаты и эффективность, необходимо 20 спокойных лет – которых у России не было.

Кроме того, реформы суда и местного управления, которые должны были поддержать аграрную реформу, вообще не были реализованы – за исключением принятия нескольких малозначительных законов.

Довольно ограниченными оказались действия кабинета и в отношении национального вопроса. Много не удалось добиться в военной сфере.

Все это говорит о том, что даже гениальность одного человека, если он – «один в поле воин», не может принести ощутимого результата, не будучи поддержанной серьезными сторонниками. Интриги, разобщенность кабинета, открытое противодействие императора и другие факторы во многом задержали реформы кабинета Столыпина. Наконец, убийство Петра Аркадьевича положило конец реформам.

 

Список литературы

 

 

  1. А. Я. Аврех. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России., М.: Издательство    политической литературы, 1995. – 238с.

 

  1. Н. Верт. История советского государства., М.: ИПА, 1998.- 342с.

 

  1. В.В. Казарезов, Крестьянский вопрос в России (конец XIX- первая четверть XX в.). Т.1 / В.В. Казарезов. - М.: Колос, 2000. - 472 с.

 

  1. А.Н. Медушевский, Проекты аграрных реформ в России : XVIII – начало XXI века / А.Н. Медушевский. - М.: Наука, 2005. - 639 с.

 

  1. М.Б. Некрасова, Отечественная истрия / М.Б. Некрасова : учебное пособие. - М. : Высшее образование, 2008. - 378 с.

 

  1. С.М. Сидельников, Аграрная политика самодержавия в период империализма / С.М. Сидельников. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1980. - 289 с.

 

 

 


Информация о работе Аграрная политика в России в начале XX века. П.А.Столыпин.