Административные и экономические реформы Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:43, реферат

Краткое описание

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

Оглавление

Введение стр.3-4
Административные преобразования стр.5-9
Экономические реформы стр.10-12
Роль финансов в экономической политике Петра I стр.13-16
Состояние финансово-кредитной системы России в конце XVI- начале XVIII веков. стр.17-18
Заключение стр.19
Список используемой литературы стр.20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по истории.docx

— 46.92 Кб (Скачать)

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов  о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить  и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности  продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась  известная демократизация системы  управления. Петр отмечал в указе  о Табели:

"Мы для того никому  никакого ранга не позволяем,  пока они нам и отечеству  никаких услуг не покажут и  за оные характера не получат".

По Табели все должности  делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов  или рангов.

Многие историки считают  административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Известный  российский историк В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени".

 

 

 

 

 

 

 

Экономические реформы

 

В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.  В  то же время  развитие  хозяйства  в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор, оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой  степенью применения командных и  протекционистских методов.

В сельском  хозяйстве  возможности совершенствования  черпались из дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических культур, дававших  сырье  для промышленности,  развития животноводства, продвижения земледелия на восток и  юг, а также более интенсивной  эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в сырье  для российской промышленности привели  к широкому  распространению таких  культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать  коневодческие хозяйства в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две  зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы  переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город  и другие сельскохозяйственные местности  на заработки, и  плодородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению барщины.

Также усиливались государственные  повинности крестьян. Их силами строились  города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс. крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные  рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра  все время являлось получение  как можно больших денежных и  людских ресурсов для государственных  нужд.

Были проведены две  переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости  от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государства (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они  составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких  таможенных пошлин  (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические  черты, но использование на ней преимущественно  труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим  предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд  государственных  крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую  промышленность  -  металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления,  работали и  посессионные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая  сила. Помещичьи предприятия  полностью  обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в России впервые.  Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.

Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  пороховой,  бумагоделательной,  парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.

К концу царствования Петра  в России существовала развитая многоотраслевая  промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Урале. Крупнейшими  предприятиями  были Адмиралтейская верфь,  Арсенал, петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера  шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате  Петровской  политики  в  экономической  области  за сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная  полностью обеспечить  военные  и государственные нужды и  ни в чем не зависящая от импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль финансов в экономической  политике Петра I.

 

Реформаторские действия Петра  I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории.

Около трех тысяч законодательных актов  Петровской эпохи поистине всколыхнули  жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и  торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения  и др.

Грандиозные реформы и длительные войны с  Турцией, Швецией, Персией требовали  огромных средств. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда  для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован  штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ.

В ряду важнейших хозяйственных  реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал  усилия в разных сферах хозяйственной  жизни огромной страны. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам  деревни и продавать заводы также  с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся  всегда отечественными умельцами, не пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и  знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась  отечественному купечеству. Покровительственный  таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали  совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные  рекруты от бескормицы умирали и  разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка припасов не мог выйти  в море. Источник пополнения казны  правительство Петра видело в  усиленной эксплуатации монетной регалии. Расширение торгового оборота требовало  дополнительного количества средств  обращения. Недостаток монеты не  покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка  вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. Серебряная копейка была практически  единственной монетой, обслуживающей  хозяйственный оборот.

«Для всенародной пользы и для  общей прибыли ко всякому торгу» был начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости  медные монеты составляли одну десятую  стоимости всех наличных денег и  предназначались в основном для  местных рынков и торжков.

Прибыль от монетного передела сначала  давала огромный доход. Однако доход  был лишь номинальным, так как  количество денег в обращении  не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).

В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне  около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся  расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен.

Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличению поступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I  они достигли невиданных размеров. Это были прямые, обыкновенные косвенные и чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена  Ближняя канцелярия, в которую  все приказы  и  Ратуша  обязаны  были  ежемесячно  и  ежегодно представлять отчеты о всяких приходах и расходах, роспись государственных  доходов и расходов стала составляться каждый год.

Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с  косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное  распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством  долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел  городского управления) назначался особый ландрат.

В 1719 г. были произведены реформы  в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

За сорок лет царствования Петра  объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние финансово-кредитной системы  России в конце ХVII – начале ХVIII веков.

 

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической  истории стал XVIII век. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения  в экономике страны не только не ослабили, а напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы  в ходе реформ Петра I создали условия  для принципиально новых процессов  в экономике страны.

В конце XVII-начале XVIII вв. экономика  России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное  производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем  большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и  торговли. Существенно тормозило  экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической  слабости и определенной военной  отсталости Россия в этот период вошла  в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран. Требовалось обеспечить необходимый  для ведения войны объем поступлений  в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Информация о работе Административные и экономические реформы Петра I