Абсолютная монархия во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Монархия — форма правления, исторически предшествующая диктатуре и республике. Её пережили все существовавшие до XVIII в. государства. Многие историки рассматривают её как естественную фазу исторического развития. В широком смысле монархией называется форма правления, при которой власть правителя наследуется. В узком смысле монархией называют лишь такую наследственную форму правления, при которой власть государя ограничена, например, представительными органами ( генеральные штаты во Франции).

Оглавление

Введение………………………………………………….…………………….3
Зарождение абсолютной монархии во Франции…………………………….3
Общее положение……………………………………………………………...5
Сословия при абсолютной монархии………………………………………………..6
Франция с XVI века по первую половину XVII века…………………6
Разделение Франции в зависимости от источника права……………..7
Черты абсолютизма во Франции………………………………………..8
Общественный строй……………………………………………………11
Положение в государственном строе …………………………………14
9.1.Организация вооруженных сил ……………………………………..21
9.2.Развитие торговли……………………………………….…………..22
9.3.Центральные органы управления…………………………………..23
9.4.Судебная система…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

курсиииик.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

       Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

       Основной  опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые  в основной своей массе формировались  из налогов.

       Несмотря  на объединение Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны.

       В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д. 
 

       9.4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА 
 

       В период абсолютной монархии во Франции  установилось несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городское, церковные. Суды нередко  дублировали друг друга, устанавливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.

       В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и  Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало  подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Королевская юстиция получила право принимать к судебному производству любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Исключение составляли некоторые церковные дела.

       Королевский суд состоял из трех инстанций: судов  превотальных, бельяжных и судов  парламентов. Особыми полномочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король. Государственный совет тоже имел не малое значение, он был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права, разрешал споры о подсудности. Наряду с общими судами функционировали специальные суды. Практически каждое государственное ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы. Были военные, морские и таможенные суды.

       В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу  короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны  имена. Обладатель такого приказа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       К середине XVIII в. абсолютная монархия во Франции вступила в полосу кризиса. Кризис приобретал все более существенный характер на фоне общих социальных противоречий, обусловленных сословным неравенством, сохранением феодальных пережитков в аграрном строе, реакционной политикой католической церкви при несомненном общественном возвышении роли “третьего сословия” в экономической и культурной жизни страны. Немаловажную роль в проявлении кризиса сыграли исторические несовершенства государственной администрации, грабительская финансовая политика, связанная с финансовыми авантюрами (вроде выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег в начале XVIII в.), неурегулированность судебной организации. Абсолютистское правительство отчасти вынужденно встало на путь экономических и административных преобразований, которые, как предполагалось, должны модернизировать общий облик государства, С восшествием на престол Людовика XVI (1774-1792) сложился последовательный реформистский курс, главным образом связанный с политикой новых министров.

       Первые  реформы, в основном экономического характера, были проведены под руководством нового генерального контролера финансов, видного финансиста, ученого-физиократа Тюрго в 1774-1779 гг. Была введена свобода торговли зерном, торговцы выведены из-под надзора специальной полиции, отменены ограничения на перевозку хлеба между провинциями (эдикт 13 сентября 1774 г.). В разрыв с традициями средневековой корпоративности ремесла и промышленности была установлена свобода занятия промыслами, хотя цехи позднее были восстановлены. Отменена крестьянская дорожная повинность (натуральная барщина), для постройки дорог устанавливался новый всеобщий налог. Наконец, в 1779 г. было провозглашено освобождение крестьян от личной зависимости: бесплатное — в королевском домене, под разными условиями — на сеньориальных землях. Однако Парижский парламент воспротивился зарегистрировать указ по причине нарушения сеньориальных прав, и крупная социальная проблема осталась в “подвешенном” состоянии.

       В судебно-правовой сфере реформы  имели, напротив, преимущественно консервативный характер- Под руководством и по плану канцлера Мопу были реорганизованы парламенты (1770-1771), однако общественная оппозиция вынудила короля Людовика XVI восстановить старую систему чиновной юстиции. В 1788 г. было намечено широкое преобразование низших судов с целью сделать их полноценными органами гражданской юстиции, но правительство отложило ее до предполагавшегося созыва национальной ассамблеи.

       Широкий план финансовых реформ (1783-1786) министра Калонна предполагал смягчение  налогового бремени, ликвидацию внутренних таможен. Однако собрание нотаблей (1787) отказалось одобрить преобразования даже перед лицом финансового кризиса.

       Рядом правительственных указов (1782-1784) было смягчено правовое положение протестантов, сокращена значительная часть карательных  налогов с евреев. Правительственные  реформы внешне имели некоторое  сходство с общеевропейским преобразовательным движением “просвещенного абсолютизма”. Однако они носили двойственный и социально неопределенный характер. Реформы не встречали последовательной поддержки со стороны монарха и, напротив, резкую оппозицию духовенства и знати, а также богатой буржуазии. В результате итоги преобразований были значительно более скромными, чем можно было ожидать, и не решили даже самых насущных проблем политического кризиса.Ко времени правительственных реформ устремления французского общества были направлены в другое русло. Это выражалось в новой политической идеологии.

       Распространение с началом XVIII в. во Франции, а затем  и практически по всей Европе, идей просвещения знаменовалось переформированием  господствующих представлений о  государстве, праве и политике. На смену абсолютистской теории неограниченного государственного суверенитета, согласно которой “нет власти выше государственной”, идеологи Просвещения разными путями сформулировали принципиально новую доктрину общественного государства, государства ради общества.

       Основополагающую роль сыграл трактат Ш. Л. Монтескье “О разуме законов” (1748). Политические и правовые учреждения, обосновывал Монтескье, подчинены естественным причинам, условиям жизни народов. Даже климат или географическое положение влияют на форму государства. Однако не всегда и государственная история соблюдает изначальные предпосылки — нередко в истории наступало повреждение государственных основ, которое вело к завоеваниям, к гибели наций. Чтобы избежать падения государственности, следует ее строить на единственно разумных основаниях. Первым из таких оснований считается представительное народное правление в делах законодательства (не в управлении государством). Вторым — неизменное разделение властей. Причем в последнем случае Монтескье развил прежнюю английскую доктрину Локка, обосновав необходимость независимости и строгого отделения друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическим идеалом Монтескье и большинства просветителей становилась конституционная, или ограниченная монархия (иногда ограниченная только “разумом” — и тогда появлялась конструкция “просвещенной монархии” Вольтера, иногда законом и народом). Власть не может быть абсолютной, ибо она не появилась произвольно, а сформирована общественным договором с народом.

       Выходя из свободного естественного состояния, люди создают свою ассоциацию для собственных общественных целей и заключают “подлинный договор между народом и правителями”. Такой политический шаг превратил некогда скопление людей в политический организм, или республику. В ней все граждане участвуют в верховной власти и только они определяют ее форму. Верховные права народа — вечны и неизменны: “Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор”. Суверенен только народ, и суверенитет его имеет всеобщий характер: он неделим, неотчуждаем. Народное государство имеет неограниченную власть над своими сочленами, вплоть до распоряжения жизнью и смертью индивида. Суверену принадлежит исключительно законодательная власть, власть исполнительная же в государстве создается по усмотрению суверена и может быть всегда пересоздана заново. Главные цели общественных и государственных порядков — свобода и равенство. Этому и подчинены необходимые законы: “Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранить его”.

       Доктрина  общественного государства становилась  принципиально новой, отрицающей прежний  — и политический, и социальный — порядок “старого режима”. Она была революционной. Распространение такого взгляда в широкой культурной среде закономерно подводило оппозиционное монархии общество к идеям допустимости и полезности полного политического переустройства общества и государства — Революции.

       Сложившаяся во Франции XVII-XVIII вв. абсолютная монархия приняла здесь классический вид, характерный для уклада абсолютизма. Ее основами были жестко упорядоченный  сословный строй и централизованное управление, даже без точной системы  административных учреждений. Произвольные и деспотические формы, которые принимал порой режим абсолютной власти, способствовал ускоренному распаду политических связей между властью и новым обществом Нового времени. Это ускорило общий кризис государственности “старого режима”.

       Абсолютизм  был последним этапом в развитии французского феодального государства. В ходе Великой французской революции  1789-1794 гг. феодализм и его важнейший  институт - монархия прекратили существовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.  Батыр  К. И. История феодального государства  Франции, М. 1975
  2. История Европы. От средневековья к Новому времени (конец XV- первая половина XVII в.), М. «Наука», 1993
  3. Хрестоматия по истории средних веков, М. 1961
  4. История средних веков, М. «Наука», 1970
  5. История Франции в 3т., М. «Наука», 1972
  6. Большая советская энциклопедия, под. редакцией Б. А. Введенского, т. 40, М. АНСССР, 1956
  7. История Европы. От средневековья к Новому времени (конец XV- первая половина XVII в.), М. «Наука», 1993
  8. Галанза П. Н. Феодальное государство и право Франции, М, Изд. МГУ, 1963
  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, М., 1973
  10. Тавминов С. В, Западноевропейская средневековая государственность, М. 1995
  11. История государства и права зарубежных стран, г. Москва, 1980 г., под редакцией П.Н.Галонзы.
  12. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия, М., 1981
  13. Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции, М., 1917
  14. Швонин Ю.Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европы, М. 1993
  15. Конокотин А. В. Расслоение крестьянства и обострение классовой борьбы во французской деревне XIII в. УЗ. МГПИ им. В.И. Ленина, 1954, 68 вып. 4
  16. Тавминов С. В, Западноевропейская средневековая государственность, М. 1995

Информация о работе Абсолютная монархия во Франции