А. Н. Радищев о праве и государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:33, доклад

Краткое описание

Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины П. "Сказывать изволила, – записал секретарь императрицы, – что он бунтовщик, хуже Пугачева". По указанию Екатерины Палата уголовного суда приговорила А. Н. Радищева к смертной казни. Через 40 дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".

Файлы: 1 файл

sem_5_Dokument_Microsoft_Office_Word (1).docx

— 40.39 Кб (Скачать)

§ 6. А. Н. Радищев о праве и государстве

Управляющий Петербургской  таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины П. "Сказывать изволила, – записал секретарь императрицы, – что он бунтовщик, хуже Пугачева". По указанию Екатерины Палата уголовного суда приговорила А. Н. Радищева к смертной казни. Через 40 дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".

Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного  права и общественного договора, наиболее радикальные концепции  Просвещения. В произведениях Радищева отражены также революционные события  английской, американской и первого  года французской революций.

Напуганная французской  революцией императрица увидела  в книге Радищева "рассеивание  заразы французской: отвращение от начальства". "Давно мысль его готовилась по взятому пути, а французская  революция его решила себя определить в России первым подвизателем". Однако ббльшая часть книги Радищева и ода "Вольность" написаны задолго до революционных событий во Франции, а основным источником мыслей и выводов была феодально-крепостническая действительность самодержавной России "Я взглянул окрест меня, – начинается "Путешествие", – душа моя страданиями человечества уязвленна стала".

Книге предпослан эпиграф: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Описание встреч, событий, впечатлений путешественника вырастает в жуткую картину беспросветного произвола и беззакония, насилий и издевательств помещиков и чиновников над беззащитными крестьянами.

Содержащаяся в "Путешествии" критика "злых помещиков" тем отличается от журнальной критики отдельных  пороков и недостатков, что впервые  в русской литературе крепостное право осуж-

Гл 16 Политические и правовые учения в России во 2-й пол XVIII в 381

дается как "зверский обычай порабощать себе подобного человека", как система, при которой от "доброго  помещика", пожалуй, даже больше вреда, чем от "злого", хотя бы уже потому, что сколько-нибудь просвещенный крестьянин еще болезненнее чувствует и  труднее переносит свое бесправие. "Крестьянин в законе мертв", –  писал Радищев о законодательстве самодержавной России.

Радищев доказывал несостоятельность  крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный  закон должен иметь основание  в естественном законе; по природе  все люди равны, и если одни порабощают других, то "тут никакой не можно  быть связи, разве насилие". Крепостное право противоестественно, потому оно  является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общественному  договору, поскольку общество создано  для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной  его части другой.

Радищев раскрывает также  экономическую несостоятельность  крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного  труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах  труда. "Нива рабства, неполный давая  плод, мертвит граждан".

Не менее резко Радищев  выступал против самодержавия. Еще  в 1773 г. термин "деспотизм", содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как "самодержавие*' и пояснил: "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ода "Вольность" (1781—1783 гг.) содержит осуждение монархии и концепцию народной революции.

В "Путешествии из Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок  естественно-правовой школы.

В главе "Спасская полесть", описывая противоречие между внешним обликом "лучезарного царского величества" и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России. Первенствующий в славе, почете, в заботах об общем благе монарх, который "в народе зрит лишь подлу тварь", – на самом деле "первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший".

В главах "Путешествия" изображены слуги самодержавия, казнокрады, бездушные бюрократы, самодуры. Каждый из чиновников связан круговой порукой  со всем дворянским сословием, объединенным общей заинтересованностью в  совместной охране сословных привилегий, подавлении угнетенных и недовольных. Эту круговую

382 История политических  и правовых учений

поруку, неразрывную связь "дворянского общества" и "верховной  власти" Радищев красочно рисует, описывая дворянский суд над крепостными  в главе "Зайцово", вызвавшей особенно злобные замечания Екатерины II Она обнаружила здесь идеи "совершенно те, от которых Франция вверх дном поставлена... Надежду полагает на бунт от мужиков".

Особое место в радищевской  критике самодержавия занимает проблема "просвещенного абсолютизма". Само положение монарха, утверждал  Радищев, таково, что он недоступен просвещению. "Пребывание мое, –  говорит Истина, – не есть в чертогах царских". Союзником монарха в  угнетении и подавлении народа под  прикрытием "общего блага" являются церковь и духовенство: "Власть царс-ка веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую – рекут".

Казенному оптимизму прислужников монарха Радищев противопоставлял реалистическое описание страны, подавленной  и разоренной самодержавием и  крепостничеством.

Критика идеи "философа на троне" у Радищева органически  связана с опровержением надежд на реформы "просвещенного монарха". Во-первых, монарх не может стать  просвещенным ("Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?"). Во-вторых, монарху  нет выгоды ограничивать свой собственный  произвол.

В главе "Хотилов" излагается проект постепенного освобождения крестьян, о возможности которого Радищев, однако, пишет скептически: свободы следует ожидать не от соизволения помещиков, "но от самой тяжести порабощения".

Впервые в истории русской  политико-правовой идеологии Радищев  выдвинул концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость  помещиков или "просвещенность" монарха, описание ужасов крепостного  права логически подводят к выводу: "Из мучительства рождается вольность".

"Русский народ очень  терпелив, – писал Радищев, –  и терпит до самой крайности;  но когда конец положит своему  терпению, то ничто не может  его удержать, чтобы не преклонился  на жестокость". Напоминая помещикам  о крестьянской войне, когда  восставшие "не щадили ни пола, ни возраста", Радищев предостерегает  дворянство: "Страшись, помещик жестокосердый,  на челе каждого из твоих  крестьян вижу твое осуждение".

Близко к аналогии Козельского между восстанием угнетенных и рекой, прорвавшей плотину, Радищев пишет о потоке, который будет тем сильнее, чем тверже ему сопротивление; если этот поток ("таковы суть братья наши, в узах нами содержимые") прорвется, "мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие".

Гл. 16. Политические и правовые учения в России во 2-й пол. XVIII в. 383

В оде "Вольность" красочно описываются народный суд над  царем и его казнь: "Ликуйте, склепанны народы. Се право мщенное природы на плаху возвело царя". Обращаясь в той же оде к истории английской революции, Радищев порицает Кромвеля за то, что "твердь свободы сокрушил". "Но, – продолжает Радищев, – научил ты в род и в роды, как могут мстить себя народы, ты Карла на суде казнил".

"Ода совершенно явно  и ясно бунтовская, где царям  грозится плахою, – возмущалась  Екатерина. – Кромвелев пример приведен с похвалами. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские".

Считая народную революцию  правомерной, призывая к ней на страницах "Путешествия", Радищев печалился, что "прельщенные грубым самозванцем" крестьяне "в невежестве своем" не видели других способов освобождения, как убийства помещиков: "Они искали паче веселия мщения, нежели пользу сотрясения уз".

В то время многие даже радикальные  мыслители опасались, что народная революция не сможет привести к положительным  результатам, боялись ужасов революции. Эти опасения были чужды Радищеву. Действительно, бесчеловечность и  жестокосердие господ, доводящих  до отчаяния рабов, неизбежно порождают  мстительность, жестокость, "пагубу зверства" восставших. Но и поголовное истребление дворянства не привело  бы к урону для страны. "Что  бы тем потеряло государство? Скоро  бы из среды их изторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны". Не случайно "Путешествие" завершается "Одой Ломоносову". В Ломоносове Радищев видел пример ученого-самородка, каких во множестве выдвинет Россия, освобожденная от ига рабства.

В будущей России должен установиться республиканский строй: "На вече весь течет народ". Вопреки  господствовавшей абсолютистской идеологии  и дворянской историографии Радищев  стремился примерами истории  доказать способность русского народа к республиканскому правлению: "Известно по летописям, что Новгород имел народное правление".

В Новгородской республике Радищев видел воплощение радикальных  идей непосредственной демократии: "Народ  в собрании своем на вече был истинный Государь". Так же будет управляться  и будущая Россия. Поскольку в  большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России союза небольших  республик: "Из недр развалины огромной... возникнут малые светила; незыблемы  свои кормила украсят дружества  венцом".

Основой общества будет частная  собственность, которую Радищев  считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором: "Собственность – один из пред-

384 История политических  и правовых учений 

метов, который человек имел в виду, вступая в общество". Поэтому в будущем обществе "межа, отделяющая гражданина в его владении от другого, глубока и всеми зрима и всеми свято почитаема". Но Радищев – противник феодальной собственности на землю; первым в России он выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает ("Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее?"). В результате революции и ликвидации помещичьей собственности землю получат крестьяне: "Удел в земле, ими обрабатываемый, должны они иметь собственностию". Незыблемую частную собственность Радищев считал необходимым стимулом к труду; трудовая собственность на землю обеспечит общее благосостояние, процветание народного хозяйства: "Но дух свободы ниву греет, бесслезно поле вмиг тучнеет; себе всяк сеет, себе жнет".

Разработанная Радищевым  программа была теоретическим выражением интересов крепостного крестьянства. Понимая, насколько трудно добиться того, чтобы эта программа вошла  в сознание многомиллионных масс крестьянства, Радищев замечал: "Но не пришла еще година, не совершилися судьбы; вдали, вдали еще кончина, когда иссякнут все беды". Народная революция осуществится нескоро, однако она неизбежна: "Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие".

Не видя близкой перспективы  антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной  ликвидации рабства ("Хотилов. Проект в будущем"), взывая к совести помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны ("Приведите себе на память прежние повествования... Блюдитеся").

Демократические положения  содержатся также в рукописях  Радищева по вопросам права ("Опыт о  законодавстве", "Проект Гражданского уложения"). На всех этапах своего творчества Радищев отстаивал естественные права личности (право на вольность, на безопасность), равенство граждан перед законом и судом, свободу мысли, слова, право собственности и др.

Жизнь Радищева окончилась трагично. В 1801 г. ему было разрешено  вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной  комиссии, созданной Александром  I. В комиссии Радищев выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) (сын помещика; окончил Московский университет, петербургский пажеский корпус, Лейпцигский университет (юридический факультет)); после публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» арестован, приговорен к смерти, казнь заменили ссылкой).

«Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к уничтожению крепостничества).

Происхождение государства.

Государство создается для блага граждан и является результатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

Характеристика государства (определение государства).

Исходя из демократической трактовки общественного договора, сделал вывод (самодержавие — наипротивнейшее человеческому естеству состояние; люди не могли предоставить кому-либо над собой неограниченную власть, законы должны устанавливаться и исполняться на пользу народа; если государь нарушает законы и допускает неправосудие, народ не обязан ему повиноваться, должен судить его строже, чем обычного преступника).

Информация о работе А. Н. Радищев о праве и государстве