Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:35, практическая работа
Данная стадия обязательна в развитии судопроизводства по всем без исключения гражданским делам. Ее необходимость предопределена тем, что при возбуждении гражданского процесса судья располагает информацией, сообщаемой лишь заявителем, поэтому такие сведения зачастую могут освещать возникший спор только односторонне. При этом не исключаются вольные или невольные искажения в изложении обстоятельств дела.
Истец порой по тем или иным причинам сознательно умалчивает об отдельных юридически значимых обстоятельствах. Кроме того, он может юридически неправильно квалифицировать подлежащий судебному разрешению конфликт, тем более, что правовая оценка дела не входит в его обязанности (ст. 131 ГПК).
Аналогичный институт существовал
и в гражданском
Поэтому, учитывая данные обстоятельства, законодатель в результате принятия Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» возродил в российском гражданском процессе заочное производство, позволяющее суду рассматривать иски в упрощенном порядке и без ответчика.
Данное упрощение порядка гражданского судопроизводства непосредственно связано с отсутствием ответчика, который не выступает в судебном заседании, не заявляет ходатайства, не оспаривает утверждений истца и т. п. Вместе с тем неявка истца в суд такие процессуальные последствия не вызывает.
Таким образом, заочное производство (упрощенный вид судопроизводства) представляет собой установленный законом порядок проведения судебного заседания и принятия решения по иску в отсутствие ответчика.
Заочное производство представляет собой исключение из состязательного гражданского судопроизводства. Заочным может быть только рассмотрение и разрешение исков. Особое производство и производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не регламентированы как заочные.
При разбирательстве гражданского дела по правилам заочного производства закон предусматривает четыре обязательных условия:
При несоблюдении любого из указанных условий заочное производство неправомерно.
В соответствии с ч. 2 ст. 233 ГПК вынесение заочного решения допускается и тогда, когда в процессе участвуют несколько ответчиков, и все ответчики не явились в судебное заседание по неуважительным причинам.
В гражданском процессе для заочного производства характерно своеобразное проявление принципа диспозитивности: с одной стороны, у истца как бы шире диспозитивные полномочия, а с другой, — он ограничен в возможности распоряжаться исковыми средствами защиты права.
В начале судебного заседания судья разъясняет явившемуся истцу его право на разбирательство дела в обычном или в порядке заочного производства, т. е. истцу предоставляется право истца выбирать порядок разбирательства его искового требования. Однако данное право может быть реализовано лишь при неявке ответчика в суд.
При согласии истца суд выносит определение о заочном разбирательстве данного иска (ч. 1 ст. 233 ГПК). Если истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, то суд обязан отложить рассмотрение дела и направить ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.
Истец в заочном производстве ограничен в праве свободно распоряжаться процессуальными средствами. Так, он не может изменять предмет и основание иска и увеличивать размер исковых требований.
В тех случаях, когда в заочном производстве истец желает сменить предмет или основание иска, а также увеличить размер чековых требований, судья обязан отложить разбирательство дела и вновь вызвать в судебное заседание ответчика, так как изменение элементов или цены иска допустимо в суде лишь в присутствии ответчика.
В заочном производстве судебное заседание строится, так же как и в состязательном судопроизводстве, за исключением перечисленных особенностей. Суд в исследовании обстоятельств дела ограничен доказательствами, имеющимися в деле, поскольку он хотя и учитывает доводы и ходатайства обеих сторон, однако в основном это будут материалы истца. Доказательственные материалы ответчика в деле существуют в виде документов или вещей.
Поэтому в целом такой порядок не вполне обеспечивает объективное и всестороннее выяснение действительных обстоятельств дела, спорных правоотношений сторон. Вместе с тем он целесообразен и необходим, поскольку дисциплинирует ответчика, повышает его ответственность за собственное поведение и способствует своевременному разрешению гражданских дел.
Проведенное судебное заседание заканчивается вынесением решения, которое закон называет заочным.
2. Я считаю, что в
данной задаче суд может
Кроме того, в связи с тем, что суд известил ответчика о времени и месте судебного заседания и не лишен был возможности представить суду свои он этого не сделал, хотя знал дату и время судебного заседания. И в связи с тем, что ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие (ч. 1 ст. 233 ГПК) суд должен принять удовлетворить требование О. Беляевой.
3. Я считаю, что суд поступил не правильно, т.к. в случае уважительных причин (болезни и др.) неявки ответчика на судебное заседание суд должен приостановить данное дело. Сроки, устанавливаются приказным производством в 10 дней. При этом суд обязан устанавливать действительные обстоятельства дела, выяснять, кто из спорящих сторон прав, а кто виноват, и в соответствии с доказанными фактами нормами права принимать законное и обоснованное решение.
1. Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата. Подобные гарантии способна дать только судебная власть, и потому желательно действия каждого носителя исполнительной и законодательной властей поставить под контроль суда.
В Российской Федерации такой контроль протекает в рамках гражданского судопроизводства при разбирательстве дел, возникающих из публичных правоотношений.
Необходимость судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной властей вытекает из принципа разделения ветвей власти как основного начала осуществления в целом государственной власти. Правовой институт, регулирующий судебный порядок рассмотрения и разрешения споров в сфере публичных правоотношений между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами исполнительной и законодательной властей, с другой стороны, получил название административной юрисдикции.
Сущность данного вида судопроизводства предопределяет его самостоятельность в системе гражданского процессуального права. По правилам данного производства судами рассматриваются и разрешаются дела не только из административно-правовых отношений в собственном смысле, но и из государственно-правовых (избирательных), финансово-правовых (налоговых) и некоторых других отношений.
Общее для всех дел
заключается в том, что они
связаны с деятельностью
В гражданском судопроизводстве в юридических отношениях, с одной стороны, обязательно участвуют орган управления, законодательный орган или должностное лицо и гражданин — с другой. Они противопоставлены друг другу конфликтной ситуацией, и предметом их разбирательства служат нарушенные субъективные права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами.
В судебном рассмотрении возникшего конфликта стороны занимают равноправное процессуальное положение, поэтому в данном случае имеет место спор о праве имущественного или неимущественного характера, и его своеобразие состоит в том, что он подлежит разрешению на основании норм административного (избирательного, налогового) права в порядке гражданского судопроизводства.
Рассматривая такие споры, суд осуществляет прямой контроль за правовыми актами исполнительной и законодательной властей.
Данный вид судопроизводства,
как самостоятельный вид
Так, наиболее существенными являются следующие правила:
- это неисковые производства, так как в них нет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками выступают гражданин — с одной стороны, и должностные лица или представители соответствующего органа управления или местно го самоуправления — с другой;
- обязанность доказывания возлагается на административные и законодательные органы, должностных лиц и участие гражданина в судебном доказывании составляет его процессуальное право, а не обязанность;
- судья при удовлетворении заявления гражданина, организации либо прокурора обладает полномочиями: признать недействующими нормативные правовые акты; признать незаконным административный акт и обязать орган в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению его прав и свобод и др.;
- судебные решения реализуют сами управленческие и законодательные структуры, не применяя правила исполнительного производства.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила о заочном производстве. Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Суд может признать обязательной явку должностных лиц и в случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 246 ГПК).
Уровень гражданской процессуальной регламентации данного производства в целом значительно выше, чем у искового производства. Так, законом определены сроки обращения в суд заинтересованных лиц и судебного разбирательства, состав участников, предмет, средства и распределение обязанностей по доказыванию, полномочия судьи и др.
Все это свидетельствует о том, что судебный контроль в сфере дел, возникающих из публичных правоотношений, развивается в рамках гражданского судопроизводства, с превращением его в дальнейшем в административную юрисдикцию как самостоятельную четвертую ветвь правосудия (наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством)
2. Дела, возникающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению и разрешению судом, перечислены к которым относятся:
• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иные
дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Перечисленные дела существенно отличаются друг от друга но все они рассматриваются и разрешаются по общим правилам гражданского судопроизводства, т. е. по правилам искового производства, но с некоторыми изъятиями и дополнениями.
Следовательно, исходя из данной задачи последовательность порядка рассмотрения дел будет следующая (б, г, в, а):
- заявление главы
Информация о работе Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству