Ювенальная юстиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:48, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования: теория и практика социальной работы с несовершеннолетними.

Предмет исследования: теоретические основы ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.

Цель исследования: анализ роли ювенальной юстиции в социальной работе с несовершеннолетними детьми.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
3

Глава I. Теоретико-исторический анализ ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..


6

1.1.Сущностная характеристика ювенальной юстиции в России……………………………………………………………………………..


6

1.2. Основные проблемы становления и развития ювенальной юстиции в России ……………………………………………………………………………


16

Выводы по главе I………………………………………………………………..
24

Глава II. Политика ювенальной юстиции в области социальной работы с несовершеннолетними детьми в Южном – Федеральном округе…………………..…………………………………………………………






26

2.1. Специфика деятельности ювенальной юстиции в Южном – Федеральном округе …………………………………………………………….


26

2.2.Анализ деятельности ювенальной юстиции в городе Волгограде на основании благотворительной общественной организации клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка»………….…………………………………………….






35

Выводы по главе II……………………………………………………………...
44

Заключение……………………………………………………………………….
46

Список использованной литературы.…………………………………………..
50

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 332.00 Кб (Скачать)

В начале 1930-х гг. во время репрессий была усилена карательная функция комиссий по делам несовершеннолетних. Борьба с преступностью несовершеннолетних использовалась как способ выявления «врагов народа», например среди родителей подростков, совершивших те или иные правонарушения. Был снижен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних с 14 до 12 лет. Как последней инстанции комиссиям было дано право приговаривать подростков к высшей мере наказания. В 1935 г. Постановлением ВКПб комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были ликвидированы, как отмечалось в постановлении, — для повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей за совершенные детьми преступления. Функции комиссии, как и у взрослых, подменили «чрезвычайные тройки».

Вновь комиссии по делам несовершеннолетних возродились лишь в период «хрущевской оттепели» — 1956–1958 гг. (в разных Республиках СССР). Комиссиям была возвращена роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том же виде, как и в начале 1920-х гг.

Первый закон о комиссиях по делам несовершеннолетних был утвержден в 1967 г. — Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые определил субъекты системы профилактики и возложил на комиссию координирующую роль в этой работе и функцию по защите прав детей.


Приложение 5

Программа Клуба «Школа – территория примирения»

В Клубе ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» в 2004 голу были начаты проекты под общим названием «Школа-территория примирения». В 2004 году по инициативе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» образовательно-воспитательная технология «Школьные службы примирения» была впервые опробована в Волгограде. Ее внедрение и распространение было одобрено и активно поддержано. Уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области, Методическим Центром образования, Комитетом по образованию и Комитетом по делам молодежи Администрации Волгограда, Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгограда и Волгоградской области, а также другими органами власти и местного самоуправления как часть общественно-государственного движения за внедрение элементов ювенальной юстиции. В конце 2004 года при поддержке центра «Судебно-правовая реформа» началась реализация первого благотворительного проекта по созданию Школьных служб примирения (далее ШСП) в 3-х школах Волгограда (МОУ лицей №6, МОУ гимназия №3, МОУ СОШ №27). Кураторами служб стали Школьные уполномоченные по правам ребенка. А первыми волонтерами - ученики старших классов. Дальнейшее распространение Школьных служб примирения происходило интенсивно. К организаторам проекта стали поступать запросы на помощь в создании ШСП в городах Волгоградской области, каких как г.Волжский, Котельниково, Иловля, Урюпинск, Котово и др. В конце 2010 года ШСП работали в 65 школах Волгоградской области. Этими ШСП в 2009-2010 учебном году были рассмотрены и урегулированы более 600 конфликтов, в которые были вовлечены более 3000 детей и 2000 взрослых. Доля школьных конфликтов, разрешенных мирными способами, увеличилась до 75 %. Более 1000 детей-волонтеров стали примирителями, а более 40 000 их сверстников и одноклассников признали пользу мирного разрешения школьных конфликтов. Эти молодые люди получили новые компетенции в сфере ненасильственных и некарательных методов разрешения конфликтов, их гражданская активность была поддержана, они также получили новые гражданские компетенции по праву, демократии и культуре мира и освоили практику созидательных гражданских действии. Социо-культурная среда в школьных сообществах стала более открытой, демократичной, безопасной. Школы повысили показатель социального самочувствия школьников, свой рейтинг и привлекательность для новых учеников.

В результате описанной деятельности за 3 года в Волгоградской области была создана и реализована модель образовательно-воспитательной технологии ШСП, отработана система распространения этой технологии, изданы методические, обучающие материалы, подготовлены преподаватели, создана сеть практиков и экспертов. Модель ШСП, реализованная в Волгоградской области, позволила достичь высокой степени охвата школ (около 20% всех школ) и вовлечения большого числа молодых людей и взрослых (более 40 000 чел.) в миротворчество. Повышен показатель социального самочувствия и безопасности для детей и сообщества в целом. Реабилитационное пространство в системе защиты прав детства Волгоградской области пополнилось опробованной, технологически оформленной и нормативно закрепленной моделью просвещения несовершеннолетних в области прав человека и профилактики правонарушений, пригодной для дальнейшего тиражирования. Общественно-государственное взаимодействие в области профилактики правонарушений несовершеннолетних укреплено и поставлено на технологическую основу. Созданы новые социальные связи учреждений, властных структур, гражданского общества как дополнительный социальный капитал в молодежной политике.

Приложение 6

Программа Клуба «Никто не лишний»

В конце 2007 года в Клубе начата экспериментальная работа по созданию новых социальных сервисов в сфере ювенальной юстиции – межведомственных территориальных Служб по работе с правонарушениями несовершеннолетних (далее Служб РПН). Для ресурсного обеспечения работы по созданию Служб РПН «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» создал благотворительный проект «Никто не лишний» при поддержке администрации Волгоградской области. Были также задействованы другие ресурсы российских и международных благотворительных проектов партнерских организаций – Общественного центра «Судебно-правовая реформа» и Центра «Перекресток» (г.Москва). В 2009 году поддержка проекта со стороны основных его участников продолжена.

В рамках проекта «Никто не лишний» была разработана волгоградская модель межведомственной территориальной Службы по работе с правонарушениями несовершеннолетних как результат изучения и апробирования известных в России и за рубежом методов профилактики правонарушений на основе инновационных неформальных творческих подходов, заглаживания вреда (примирения), обучения несовершеннолетних правонарушителей и детей группы риска навыкам ответственного поведения, самосозидания, привлечение детей к глубокой рефлексии своего рискованного поведения, поощрение их собственной гражданской активности и действий по изменению своего поведения.

В описании Волгоградской модели указаны организационная структура Службы, полномочия специалистов, порядок взаимодействия с другими субъектами профилактики, судом, а также характер взаимодействия с правонарушителем и жертвой, порядок создания индивидуальных программ ресоциализации, проведения программ заглаживания вреда (примирения) и многие другие моменты, описывающие процесс работы Службы РПН в соответствии с ювенальными восстановительными подходами и технологиями. Описание модели является программой действий при создании Службы РПН, правилом для ее практической работы и критерием для оценки результатов работы этой Службы.

 



Информация о работе Ювенальная юстиция