Гражданское законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское законодательствоЦель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть основные начала гражданского законодательства;
2. рассмотреть систему гражданского законодательства;
3. рассмотреть систематизацию законодательства РФ;
4. рассмотреть развитие гражданского законодательства на современном этапе.

Файлы: 1 файл

готово правоведение.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

     Необходимо  помнить, что неофициальные сборники законодательства не являются официальным  источником права, на них нельзя ссылаться  в процессе правотворчества и  применения права.

     2. По характеру расположения материала:

     - хронологическая. В хронологических  собраниях нормативные акты располагаются  последовательно по датам их  издания. В хронологическом порядке  издаются законы и подзаконные  акты в специальных официальных  изданиях;

     - систематическая. В систематических  собраниях нормативные акты располагаются  по тематическим разделам в  зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты  располагаются опять же не  в хронологическом порядке, а  по предметному принципу, т.е.  по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

     3. В зависимости от объема охватываемого  нормативного материала:

     - генеральная (полная) инкорпорация, когда в собрание включается  или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того  или иного субъекта РФ и  т.д.;

     - частичная инкорпорация, когда составляются  собрания и сборники нормативных  актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства  или правовому институту и  другим признакам.

     4. По методу обработки нормативных  актов:

     - простая, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц;

     - сложная, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

     Консолидация  — это форма систематизации, в  процессе которой десятки нормативных  актов по одному и тому же вопросу  объединяются в один укрупненный  акт. Такой акт утверждается правотворческим  органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

     Консолидация  представляет собой своеобразный вид  правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый  укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее  законодательство.

     В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов  располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается  общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто  внешняя обработка предписаний  с тем расчетом, чтобы все они  излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются  противоречия, повторения, неоправданные  длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью.

     Кодификация законодательства — это форма  коренной переработки действующих  нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного  упорядочения законодательства. В процессе кодификации составитель стремится  объединить и систематизировать  оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания  стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования  соответствующей сферы отношений.

     Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности  между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм. Кодификация представляет собой особую форму правотворчества.

     Основными видами кодификации в настоящее  время являются:

     - всеобщая кодификация — понимается  принятие целой серии кодификационных  актов по всем основным отраслям  законодательства;

     - отраслевая кодификация — охватывает  законодательство той или иной  отрасли;

     - специальная (комплексная) кодификация  — издание актов, регулирующих  тот или иной правовой институт.

     Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных  формах:

     - основы законодательства - акт федерального  законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету  совместного ведения Федерации  и ее субъектов;

     - кодекс — существенный по объему  сводный акт, представляющий собой  систематизированное изложение  норм той или иной отрасли  законодательства либо правового  института, детально и конкретно  регулирующий определенную сферу  отношений и подлежащий непосредственному  применению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

     В первую очередь следует определить, что означает понятие современного этапа в развитии законодательства, в том числе гражданского.

     В истории современной России как  самостоятельного демократического государства  сегодня четко обозначились два  этапа в формировании и развитии законодательства.

     На  первом этапе наиболее важная задача государства состояла в создании системообразующего блока российского  законодательства, который включает в себя Конституцию Российской Федерации  как Основной закон Российского  государства и кодексы по шести  ветвям права, образующим основу системы  российского федерального права  в целом. В их число включались нормы гражданского, административного, трудового, налогового, уголовного и  процессуального (в широком его  понимании) права. В основу разделения единой системы российского права  на указанные ветви положены следующие  три критерия.

     Критерий  первый. Предметом правового регулирования  каждой из названных ветвей права  являются общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, а в качестве метода используется единый (целостный) способ правового регулирования данных отношений, основанный на их специфике.

     Критерий  второй. Каждая из перечисленных ветвей права имеет свой, только ей присущий тип правоотношения, отличающийся единством  структуры построения и целостностью содержания.

     Критерий  третий. Правовые нормы каждой данной ветви права наделены необходимыми качествами (свойствами), позволяющими использовать их в создании комплексных  законодательных структур права.

     По  каждой из указанных ветвей права  были приняты и введены в действие Кодексы Российской Федерации: Гражданский  кодекс РФ в трех частях; Кодекс РФ об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г.; Трудовой кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г.; Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г., Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г.; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.

     Конституция Российской Федерации и названные  Кодексы Российской Федерации образовали фундамент российского законодательства, на котором стало формироваться  текущее законодательство, относящееся  к отдельным сферам жизнедеятельности  общества и государства, включая  в числе первоочередных направлений  законодательство о функционировании в стране рыночной экономики.

     Создание  системообразующего законодательства предполагало не только принятие и  введение в действие Конституции  Российской Федерации и вышеуказанных  Кодексов, но и адаптацию их к  общественным отношениям.

     В ходе адаптации выявлялись как положительные  качества, так и определенные слабости Кодексов, в которые в связи  с этим после их принятия вносились  изменения и дополнения, а отдельные  из Кодексов пришлось принимать заново. В таком положении дважды оказывался Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

     Если  говорить о Гражданском кодексе  Российской Федерации, десятилетие  со дня, принятия первой части которого отмечалось в октябре 2004 г., то его положительные качества и роль в создании нового типа гражданского законодательства в период становления рыночной экономики в России переоценить невозможно.

     Вместе  с тем нельзя обойти молчанием  и имеющиеся в нем слабые стороны. В числе таковых необходимо, прежде всего, отметить нормативные положения, претендующие на создание для Гражданского кодекса особого правового статуса  среди равных по юридической силе законов. Об этом свидетельствует и продолжающаяся на страницах цивилистических изданий критика в адрес Земельного и Налогового кодексов Российской Федерации за их якобы отход от содержащихся в Гражданском кодексе нормативных положений. Конечно, названные Кодексы не являются образцами законодательной техники и концептуальных положений, лежащих в их основе.

     На  втором этапе развитие гражданского законодательства осуществляется в  условиях всеобъемлющего перехода к  комплексному законодательству в правовом регулировании имущественных и  личных неимущественных отношений  в стране.

     Правовая  сущность комплексности каждого  закона, входящего в состав данного  законодательства, определяется сферой его применения. Поэтому доминирующее положение в комплексном законе занимают нормы, отражающие специфику  тех отношений, которые призван  регулировать такой закон.

     В настоящее же время комплексное  законодательство, регулирующее экономические  отношения, практически становится господствующим и, как правило, единственным в законодательной деятельности государства. Комплексное законодательство может приниматься в форме  комплекса из нескольких законов, например, серии законов, регулирующих сферу  жилищно-коммунальных отношений. Но оно  может существовать и в виде отдельного закона, как это имело место  при принятии Земельного, Водного  и Лесного кодексов, Закона о недрах, Закона о соглашениях, о разделе продукции.

       
 

     ГЛАВА 5. ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ С 2012 ГОДА 

     Глобальные  изменения в гражданском законодательстве России ожидают нас, по мнению экспертов  уже с начала 2012 года. Предполагается, что в 2012 году будет принят новый  гражданский кодекс РФ, а следом за ним претерпят изменения и  смежные области российского  законодательства.

     Особого внимания заслуживает такая популярная тема, как правоотношения в сфере  регистрации юридических лиц (ООО, ТСЖ, ЖСК и др.). Уже давно российское правительство намеревается ужесточить требования к регистрации фирм для  того чтобы убрать или по крайней  мере сократить поток так называемых номинальных фирм, которые после  своего краткосрочного существования  «пропадают» с определенным количеством  долгов. В частности, предполагается изменить саму процедуру регистрации  фирм, ужесточить требования к представляемым документам на регистрацию, как первичную, так и в случае внесения изменений  в документы, а также увеличить  размер минимального уставного капитала организаций.

     На  сегодняшний день идет работа по проработке различных вариантов изменений  гражданского кодекса, и узнать каким образом будет выглядеть законопроект в окончательном виде нельзя.

     Серьезные изменения в российском законодательстве.

     Одна  из самых громких поправок касается лиц, создающих так называемые фирмы  – однодневки, чаще всего это ООО с одним учредителем. По зарегистрированной фирме (на номинального директора) проводится буквально несколько операций по счету и данная фирма практически бросается, то есть она содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, но никакие отчетности по ней не сдаются и соответственно налоги не уплачиваются.

     Ответственность за подобного рода преступление предусматривает  штраф от 100 до 300 тысяч рублей или  в размере дохода осужденного  от 7 месяцев до 1 года, либо принудительные работы на срок до 3 лет (данный вид наказания  также был введен недавно), либо лишение  свободы на срок до 3 лет. Поправками вводится и понятие подставного  лица, на которого регистрируется фирма  – это учредитель или директор организации, которого ввели в заблуждении  относительно создаваемой фирмы.

     Изменения в законодательстве коснулись и  размеров госпошлин за нотариальное удостоверение договоров купли-продажи  доли в ООО, а также залога доли в ООО. Отныне нотариусы будут  брать с участников ООО от 1000 до 150000 рублей, в зависимости от суммы  договора. 
 
 
 

Информация о работе Гражданское законодательство