Гражданское законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Гражданское законодательствоЦель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть основные начала гражданского законодательства;
2. рассмотреть систему гражданского законодательства;
3. рассмотреть систематизацию законодательства РФ;
4. рассмотреть развитие гражданского законодательства на современном этапе.

Файлы: 1 файл

готово правоведение.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

     2. Неотчуждаемые права и свободы  человека и другие нематериальные  блага защищаются гражданским  законодательством, если иное  не вытекает из существа этих  нематериальных благ.

     3. К имущественным отношениям, основанным  на административном или ином  властном подчинении одной стороны  другой, в том числе к налоговым  и другим финансовым и административным  отношениям, гражданское законодательство  не применяется, если иное не  предусмотрено законодательством. 

     Статья 3. Гражданское законодательство и  иные акты, содержащие нормы гражданского права 

     1. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации гражданское  законодательство находится в  ведении Российской Федерации. 

     2. Гражданское законодательство состоит  из настоящего Кодекса и принятых  в соответствии с ним иных  федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные  в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего  Кодекса. 

     Нормы гражданского права, содержащиеся в  других законах, должны соответствовать  настоящему Кодексу.

     3. Отношения, указанные в пунктах  1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса,  могут регулироваться также указами  Президента Российской Федерации,  которые не должны противоречить  настоящему Кодексу и иным  законам. 

     4. На основании и во исполнение  настоящего Кодекса и иных  законов, указов Президента Российской  Федерации Правительство Российской  Федерации вправе принимать постановления,  содержащие нормы гражданского  права. 

     5. В случае противоречия указа  Президента Российской Федерации  или постановления Правительства  Российской Федерации настоящему  Кодексу или иному закону применяется  настоящий Кодекс или соответствующий  закон. 

     6. Действие и применение норм  гражданского права, содержащихся  в указах Президента Российской  Федерации и постановлениях Правительства  Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются  правилами настоящей главы. 

     7. Министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти  могут издавать акты, содержащие  нормы гражданского права, в  случаях и в пределах, предусмотренных  настоящим Кодексом, другими законами  и иными правовыми актами.

     Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени 

     1. Акты гражданского законодательства  не имеют обратной силы и  применяются к отношениям, возникшим  после введения их в действие.

     Действие  закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо  предусмотрено законом.

     2. По отношениям, возникшим до введения  в действие акта гражданского  законодательства, он применяется  к правам и обязанностям, возникшим  после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в  действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии  со статьей 422 настоящего Кодекса. 

     Статья 5. Обычаи делового оборота 

     1. Обычаем делового оборота признается  сложившееся и широко применяемое  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правило поведения,  не предусмотренное законодательством,  независимо от того, зафиксировано  ли оно в каком-либо документе. 

     2. Обычаи делового оборота, противоречащие  обязательным для участников  соответствующего отношения положениям  законодательства или договору, не применяются. 

     Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии

          1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

     2. При невозможности использования  аналогии закона права и обязанности  сторон определяются исходя из  общих начал и смысла гражданского  законодательства (аналогия права)  и требований добросовестности, разумности и справедливости.

       Статья 7. Гражданское законодательство и нормы международного права

     1. Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации  являются в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  составной частью правовой системы  Российской Федерации. 

     2. Международные договоры Российской  Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно,  кроме случаев, когда из международного  договора следует, что для его  применения требуется издание  внутригосударственного акта.

     Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены  гражданским законодательством, применяются  правила международного договора. 
 
 
 

     ГЛАВА 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕЕ ВИДЫ 

     Основным  элементом системы законодательства является отрасль законодательства — системная совокупность нормативных  правовых актов, регулирующих сферу  сходных общественных отношений.

     Таким образом, определяющим признаком законодательства, отличающим его от других правовых категорий, является, прежде всего, тот факт, что законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя.

     Анализ  изложенного выше позволяет охарактеризовать систему законодательства как постоянную форму развития и упорядочения действующей  правовой системы, целенаправленную деятельность субъектов по приведению источников права в единую, упорядоченную  систему.

     Отсюда  следует что, систематизация законодательства представляет собой особую деятельность. Большинство теоретиков  выделяют четыре основные формы такой деятельности:

     - сбор органами власти, предприятиями,  организациями, учреждениями действующих  нормативных актов, их обработка  и размещение по определенной  системе, хранение и учет;

     - подготовка и издание различного  рода собраний и сборников  нормативных актов (инкорпорация  законодательства). Это форма систематизации  законодательства посредством объединения  нормативных актов определенного  уровня (журналы, сборники) без внесения  изменений в их содержание (за  исключением внесенных законодателем  изменений и дополнений) в установленном  порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

     Видами  инкорпорации являются: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная;

     - разработка и принятие «скомпонованных»  актов посредствам объединения  норм разрозненных актов, регулирующих  один предмет (консолидация законодательства). Данная форма систематизации  законодательства выражается в  объединении в единый документ  блока законодательных актов,  предназначенных регулировать определенный  вид общественных отношений в  логической последовательности  без внесения изменений в их  содержание;

     - подготовка и принятие новых  актов, состоящих из оправдавших  себя ранее нормативных правовых  актов, а также новых правовых  актов (кодификация законодательства).

     Кодификация представляется наиболее совершенной  формой систематизации законодательства, выражающейся в подготовке обладающего  системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы  общественных отношений на протяжении длительного времени.

     Выделяют  следующие виды кодификации: всеобщая кодификация, отраслевая кодификация  и специальная (комплексная) кодификация.

     Рассмотрим  более подробно формы систематизации законодательства.

     Учет  нормативных актов. Важно подчеркнуть, что качество учета нормативных  актов, степень его налаженности, эффективность сбора и хранения сведений о действующих нормативных  актах, о внесении в них изменений  и дополнений во многом определяют юридическую культуру правотворчества, эффективность правоприменительной  деятельности и правового воспитания.

     Основными принципами организации учета законодательства являются:

     - полнота информационного обеспечения;

     - достоверность информации;

     - удобство пользования.

     Учет  нормативных актов осуществляется в следующих видах:

     -  журнальный учет, представляющий  собой фиксирование данных нормативных  правовых актов в соответствующих  журналах. Принципами такого учета  являются: алфавитно-предметный, хронологический, системно-предметный. Хронологический принцип подразумевает регистрацию нормативных правовых актов по датам их принятия. При алфавитно-предметном учете нормативные правовые акты регистрируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту. Тематико-предметный учет осуществляется в зависимости от деления всего объема нормативных правовых актов на соответствующие отрасли, подотрасли и юридические институты;

     -картотечный учет представляет собой создание картотек, расположенных по определенной системе;

     - ведение контрольных текстов  действующих нормативных актов,  т.е. внесение в тексты официальных  изданий нормативных правовых  актов информации об утрате  силы, изменении, дополнении таких  актов или отдельных их частей  со ссылкой на акты, послужившие  правовым основанием для произведенных  изменений;

     - автоматизированный учет законодательства  посредством применения компьютерной  техники и информатики.

     При этом важно подчеркнуть, что возможно одновременное использование различных  форм учета законодательства.

     Инкорпорация  — форма систематизации, при которой  нормативные акты определенного  уровня объединяются в издаваемые для  широкого пользования сборники, т.е. инкорпорация является постоянной деятельностью, направленной на поддержание законодательства в действующем («контрольном», «рабочем») состоянии.

     Отличительной особенностью инкорпорации является то обстоятельство, что изменения в  содержание помещаемых в сборники актов, как правило, не вносятся, таким образом, содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это  свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

     Классификация инкорпорации на отдельные виды осуществляется по различным основаниям.

       В зависимости от юридической  силы издаваемых сборников и  собраний законодательства:

     - официальная. Официальная инкорпорация  осуществляется от имени и  по поручению либо с санкции  правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным  способом официально одобряет  подготовленное Собрание (Свод). Такое  Собрание (Свод) носит официальный  характер.

     Официальное Собрание законодательства имеет приоритет  перед предшествующими официальными публикациями нормативных актов, поскольку  оно включает в себя акты в их действующей редакции. Это означает, что в случае расхождения текста акта, опубликованного в Собрании (Своде) и иных, более ранних, официальных  изданиях, аутентичной признается та его редакция, которая помещена в  Собрании (Своде).

     - официозная (полуофициальная). Официозная (полуофициальная) инкорпорация  — это издание собраний и  сборников законодательства по  поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными  на то органами;

     - неофициальная. Неофициальная инкорпорация  осуществляется федеральными органами  исполнительной власти, организациями,  государственными либо частными  издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е.  теми субъектами, которые не имеют  специальных, предоставляемых правотворческим  органом полномочий издавать  Собрание законодательства и  осуществляют эту деятельность  по собственной инициативе.

Информация о работе Гражданское законодательство