Гражданско правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Российское законодательство в сфере регулирования такого института гражданского права, как авторские и смежные права, несмотря на принятие части четвертой Гражданского кодекса (хотя, несомненно, стоит признать, что законодатель при принятии четвертой части ГК РФ ужесточил ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, стремясь при гармонизации российского законодательства с международным построить отношения

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….2
1.Понятие и значение интеллектуальной собственности………………………3
1.1.Понятие и признаки интеллектуальной собственности……………………3
1.2. Значение интеллектуальной собственности………………………………10
2. Авторские права………………………………………………………………13
2.1. Понятие, задачи и принципы……………………………………………….13
2.2. Объекты и субъекты…………………………………………………...........18
2.3. Защита авторских прав……………………………………………………..24
3. Патентное право………………………………………………………………28
3.1. Понятие. Объекты и субъекты……………………………………………..28
3.2 Оформление патентных прав……………………………………………….35
3.3 Защита и охрана прав авторов и патентообладателей…………………….39
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа гражданско-правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности.docx

— 94.25 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно сказать, что авторские  права – это права, которые рождаются в момент сотворения произведения, это права быть и называть себя  автором созданного произведения.

 

 

2.2. Объекты и субъекты.

     В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И.Серебровским: «Произведение — это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»6

     В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего  благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т. п.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

     Материальные  носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов  именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское  право на произведение сохраняется  даже в случае гибели того материального  носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это  имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась  копия или репродукция утраченного  произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло  быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

     Однако  не всякое произведение как результат  мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.

     Объектами авторского права признаются лишь такие  произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.

     Такими  признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

     Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

     Произведение  как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

     Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения7: (литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения).

     К объектам авторских прав  относятся  программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

     Также  объектам авторских прав относятся8:

1) производные  произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку  другого произведения;

2) составные  произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору  или расположению материалов  результат творческого труда.

     Объектами авторских прав не могут являться9:

1) официальные  документы государственных органов  и органов местного самоуправления  муниципальных образований, в  том числе законы, другие нормативные  акты, судебные решения, иные материалы  законодательного, административного  и судебного характера, официальные  документы международных организаций,  а также их официальные переводы;

2) государственные  символы и знаки (флаги, гербы,  ордена, денежные знаки и тому  подобное), а также символы и  знаки муниципальных образований;

3) произведения  народного творчества (фольклор), не  имеющие конкретных авторов;

4) сообщения  о событиях и фактах, имеющие  исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня,  программы телепередач, расписания  движения транспортных средств  и тому подобное).

     Субъектами  авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с

различными  юридическими фактами — созданием  произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

     Важнейшими  субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение10. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми.

     Возможность граждан обладать авторскими правами  входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т.е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

     По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

     В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются лишь физические лица. Юридические лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства — на основании закона или договора. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут ни при каких условиях. Отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т.д.) —одно из важнейших изменений, происшедших в российском авторском законодательстве.

     Субъектами  авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

     Авторское право на произведение, созданное  совместным творческим трудом двух и  более лиц, принадлежит соавторам  совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.11

     Субъектами  авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

     Помимо  наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

     Становясь обладателями авторских прав, эти  организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

     От  указанных организаций, являющихся производными правообладателями авторских  прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями.

     К числу субъектов авторского права  относятся также организации, управляющие  имущественными правами авторов на коллективной основе.

Таким образом, к числу субъектов авторсокого права относятся:

1. Граждане РФ

2. Юридические  лица

3.Иностранные  авторы

4.Наследники

5.Соавторы

Список  объектов авторских прав содержится в статье 1259 Гражданского Кодекса  РФ.

 

 

2.3. Защита авторских прав.

     Под защитой авторских и смежных  прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании12. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.

     Субъектами  права на защиту являются, прежде всего, сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только он сам или его уполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности. После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту их имущественных интересов.

     Нарушителем авторских и смежных прав является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего дело с творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующим законодательством.

     Защита  авторских и смежных прав может  осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу, защита авторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия право-

отношения — с другой.

Информация о работе Гражданско правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности