Гражданско правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Российское законодательство в сфере регулирования такого института гражданского права, как авторские и смежные права, несмотря на принятие части четвертой Гражданского кодекса (хотя, несомненно, стоит признать, что законодатель при принятии четвертой части ГК РФ ужесточил ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, стремясь при гармонизации российского законодательства с международным построить отношения

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….2
1.Понятие и значение интеллектуальной собственности………………………3
1.1.Понятие и признаки интеллектуальной собственности……………………3
1.2. Значение интеллектуальной собственности………………………………10
2. Авторские права………………………………………………………………13
2.1. Понятие, задачи и принципы……………………………………………….13
2.2. Объекты и субъекты…………………………………………………...........18
2.3. Защита авторских прав……………………………………………………..24
3. Патентное право………………………………………………………………28
3.1. Понятие. Объекты и субъекты……………………………………………..28
3.2 Оформление патентных прав……………………………………………….35
3.3 Защита и охрана прав авторов и патентообладателей…………………….39
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа гражданско-правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности.docx

— 94.25 Кб (Скачать)

— защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

     В названной Конвенции, как и в  ГК, термин «интеллектуальная собственность» используется в собирательном смысле, обозначая все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видов исключительных прав имеет примерный характер и может быть легко дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что на членов ВОИС не налагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всех перечисленных в Конвенции прав, и они сами

определяют  круг охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком  сильном желании в приведенном  выше определении трудно усмотреть  какую-либо связь (кроме чисто терминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и права собственности в его традиционном смысле.

     Подводя определенный итог сказанному, можно  отметить, что и современное российское законодательство, и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств3.

 

1.2. Значение интеллектуальной собственности.

     Интеллектуальная  собственность представляет собой не только один из наиболее значимых правовых институтов, но и является достаточно острой проблемой современного общественного развития в связи с высоким уровнем незаконного использования охраняемых правом результатов интеллектуальной деятельности и других нарушений прав интеллектуальной собственности. Наличие эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности признано важным условием динамичного развития экономики любой страны, поскольку правильная государственная политика в этой области является стимулирующим фактором подъема творческой деятельности.  
 В отличие от обычных товаров продукты творческой деятельности, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государства, не в состоянии приносить их владельцам сколько-нибудь гарантируемые прибыли. После того как продукты творчества становятся известными обществу, они перестают быть объектами обладания одного или нескольких лиц. При отсутствии специальной правовой охраны каждый член общества, имеющий необходимые экономические ресурсы, смог бы использовать их для извлечения прибыли, поэтому средством предотвращения такой ситуации служит институт исключительного права на продукты творческой деятельности.

     Творческая  деятельность осуществляется в области  науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров.

Творческая  деятельность имеет важное значение. Наука и техника позволяют  использовать богатства и силы природы  в интересах общества.

Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в формировании духовною мира человека, повышении  его эстетического уровня.

     Проводимые  в стране преобразования направлены также на развитие подлинно свободного научного, техническом, художественного  и иного творчества. За последние  годы широкое распространение получили клубы самостоятельного технического творчества, центры научно-технического творчества молодежи, различные виды творческих объединений и ассоциаций.

     Творческой  является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием  нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая  деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей по правилам, формальной логики или  иным известным правилам.

     Творцами  часто называют и рабочих, создающих  новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле  памятник по сделанной скульптором  модели. Однако в специальном понимании  творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных  примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем  и скульптором.

     В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах духовного  и материального производства приобретает  все большее значение.

     Результатом научной деятельности человека являются объекты интеллектуальной деятельности, создаваемые в процессе научной, проектной и производственной деятельности и имеющие правовую защиту на территории РФ.

К числу  таких объектов относятся4:

1. Изобретения,  промышленные образцы, полезные  модели, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения, охраняемые патентами и свидетельствами, выдаваемые Роспатентом и Госкомиссией.

2. Программы  для ЭВМ и базы данных, топологии  интегральных микросхем, охраняемые  по желанию правообладателя свидетельствами,  выдаваемыми органом, уполномоченным  государством.

3. Объекты  авторского права или смежных  прав: произведения науки, литературы  и искусства;

4. "Ноу-хау", подтвержденные документами предприятия:

конструкторская, технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая документация, предназначенная к использованию  в производстве и реализации товаров  и услуг; незапатентованные изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы, результаты испытаний и опытов; системы организации производства, маркетинга, управления качеством продукции и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложений; результаты НИОКР и производственных работ; производственный опыт и обучение персонала.

     В зависимости от источника поступления  объекты интеллектуальной деятельности подразделяются на приобретенные (за плату  у других предприятий и лиц), безвозмездно полученные и собственные (возникшие  в процессе производства).

     Интеллектуальная  деятельность осуществляется на каждом предприятии, и ее результаты занимают особое место в имуществе предприятия. Объекты научной интеллектуальной деятельности имеют форму законченной  объективной информации, представляющей собой новые знания, и являются продуктом, подверженным моральному старению в прямой зависимости от жизненного цикла. Поэтому представляет интерес определение стоимости интеллектуальной деятельности в различные периоды ее существования.

2. Авторские права. 
2.1. Понятие, задачи и принципы.

     Авторское право представляет собой часть гражданского законодательства, связанную с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

     В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической  литературе называются две следующие  задачи. С одной стороны, авторское  право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское  право способствует созданию условий  для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых  творческих результатов, закрепление  за авторами прав на использование  создание ими произведений и получение  доходов и т.д.

     С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий  для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов  ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в  целях образования и просвещения  или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с  ними.

     Указанные задачи авторского права тесным образом  связаны с его принципами. Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые  обладают универсальностью, высшей императивностью  и общезначимостью. Они пронизывают  содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в  субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться  в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять  на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.

     К числу основных принципов российского  авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

     Во-первых, принципом авторского права может  и должен считаться принцип свободы  творчества, который прямо закреплен  ст.44 Конституции РФ5. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право  охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра  и формы воплощения создаваемых  ими художественных образов, а также  самостоятельно решают вопросы о  выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной  формы и т.п.

     Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и  в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права  в целом, в авторском праве  он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право  на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии  на протяжении веков являлось одной  из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто  не утверждает, что авторы должны иметь  неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

     В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

     В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы  авторского договора. Данный принцип  заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

     Вместе  с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу  отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным  волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское  законодательство отказалось от жесткой  регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов  авторов, то они обеспечиваются, с  одной стороны, запретом включать в  авторские договоры явно кабальные  для авторов условия, например, условие  о передаче прав на произведения, которые  автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его  заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими  на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Информация о работе Гражданско правовое регулирование отношений в сфере творческой деятельности