Зарождение и развитие судебной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.  Общее число мировых судей и количество судебных участков определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ106.  Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ107.  Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, которое занимало должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на должность мирового судьи. При повторном и последующих назначении (избрании) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ «О мировых судьях в РФ)108.

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда109.

Мировые судьи в пределах своей компетенции рассматривают  гражданские, уголовные и административные  дела в качестве суда первой инстанции. ФЗ «О мировых судьях в РФ» относит к компетенции мировых судей рассмотрение:

1. уголовных дел о преступлениях  небольшой тяжести, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы (2.1 ст. 31 УПК РФ);

2. гражданских дел  - по искам и заявлениям, отнесенным  к их подсудности (ст. 23 ГПК  РФ), например: дел о выдаче судебных  приказов;  о расторжении брака,  о разделе совместно нажитого  имущества между супругами; дел,  возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

3.  дел об административных  правонарушениях110.

Все дела мировой судья  рассматривает единолично.

Федеральный районный суд является вышестоящей инстанцией по отношению  к мировому судье, он осуществляет рассмотрение дел по жалобам на судебные постановления мирового судьи в порядке апелляционного производства (ст. 320-335ГПК РФ, ст. 361-372 УПК РФ).

Мировой судья также  вправе рассматривать дела по вновь  открывшимся обстоятельствам в  отношении решений, принятых им по первой инстанции и вступивших в законную силу.

Работа мирового судьи  обеспечивается  его аппаратом. Структура  и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ.  Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Финансирование мировых  судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом  нормативов и производится из федерального бюджета. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ111.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» устанавливает должностной  оклад мирового судьи в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.

Материально-техническое  обеспечение деятельности мировых  судей осуществляют органы юстиции  либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ  в порядке, установленном  законом соответствующего субъекта РФ112.

 

 

 

§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации

 

 

Арбитражная юстиция  представляет собой отдельную форму  судебной власти.

Она известна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается  в других странах, в которых экономические  споры рассматривают суды общей  юрисдикции. В Российской Федерации арбитражные суды возникли на основе советских государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных споров между государственными организациями независимо от судов общей юрисдикции. Прежней арбитражной системе придали судебную форму со всеми процессуальными особенностями, но сохранили название «арбитражные суды». Целью и назначением этих судов является рассмотрение и разрешение экономических споров. Под экономическими спорами имеются в виду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают предприниматели – юридические и физические лица. Эти споры затрагивают право собственности на имущество и другие права в сфере хозяйственного управления. По мере развития рыночных отношений число таких споров быстро растет, что требует для их разрешения высокого профессионализма и специализации. Эти суды также рассматривают споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности113.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную  ветвь судебной власти. При этом арбитражные суды являются федеральными судами и входят в единую судебную систему РФ.

Система арбитражных  судов определена ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»114. Согласно ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов составляют:

           1. арбитражные суды республик,  краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

           2. федеральные арбитражные суды  округов;

           3. Высший  Арбитражный Суд РФ.

Законодательство об организации и деятельности арбитражных  судов расширило круг дел, подведомственных арбитражным судам. Так, например, арбитражные суды рассматривают дела с участием иностранных организаций и граждан, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факт владения и пользование недвижимым имуществом, факт государственной регистрации юридического лица и др.), дел о банкротстве предприятий115.

 В соответствии  со ст. 27 Арбитражного процессуального  кодекса РФ от 24.07.2003 г.116 арбитражные суды рассматривают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных законом, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя117.

Основной  задачей  арбитражных судов является: защита нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов предприятий, организаций,  учреждений, индивидуальных  предпринимателей в сфере  экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в  этой сфере.

На Высший Арбитражный  Суд РФ возложена также задача по руководству системой арбитражных  судов. Эта задача включает в себя: изучение результатов обобщения  судебной практики, подготовку предложений по ее совершенствованию, разработка предложений по улучшению законодательства, дача обязательных объяснений судам по практике применения законодательства и др.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов  в Российской Федерации и взаимоотношений между ними важное значение принадлежит Регламенту арбитражных судов118. Регламент принимается Высшим Арбитражным Судом РФ и является  обязательным для арбитражных судов (п.3 ст. 10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Основным, первым звеном системы арбитражных судов является арбитражный суд субъекта РФ. Он имеет следующие полномочия:

          1. рассматривает по первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам  РФ, за исключением дел,  отнесенных к компетенции Высшего  Арбитражного Суда РФ;

          2. пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в  законную силу судебные акты.

В первой инстанции арбитражного суда дела рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным составом судей рассматриваются:

1. дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;

2.  дела об оспаривании  нормативных правовых актов;

3. дела о несостоятельности  (банкротстве), если иное не установлено  федеральным законом;

4.  дела, направленные  в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

 Арбитражный суд  первой инстанции в составе  судьи и двух арбитражных заседателей  рассматривает экономические споры  и иные дела, возникающие из  гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей  дела, предусмотренные частью 2 настоящей  статьи, а также дела, возникающие  из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

В соответствии со ст. 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах  в РФ» (в ред. ФКЗ от 04 июля 2003 г.) для проверки в апелляционной  инстанции  законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов  субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции, созданы арбитражные апелляционные суды. В Российской Федерации действуют двадцать арбитражных апелляционных судов в десяти арбитражных судебных округах119.

Арбитражный апелляционный  суд: рассматривает в апелляционном  порядке  законность и обоснованность судебных актов, по делам, вынесенных  арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, и не вступивших в законную силу;  пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; изучает и обобщает судебную практику; анализирует судебную статистику.

Рассмотрение дел в  арбитражных апелляционных судах  осуществляется в составе трех судей.

Возглавляет арбитражный  апелляционный суд председатель арбитражного  апелляционного суда. Председатель имеет заместителей.

В арбитражном апелляционном  суде действует президиум в составе  председателя арбитражного  апелляционного суда, его заместителей, председателей  судебных составов и судей. Полномочия и порядок работы президиума установлены ст. 33.4 – 33.6  ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Вторым звеном системы  арбитражных судов является федеральный  арбитражный суд округа. В Российской Федерации действуют десять арбитражных  судов округов120.

К полномочиям федерального арбитражного суда округа относится: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции  и арбитражными апелляционными судами; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; изучение  и обобщение судебной практики; анализ судебной статистики.

Рассмотрение дел в  арбитражных судах округов осуществляется в составе трех судей.

Возглавляет систему  арбитражных судов Высший Арбитражный  Суд РФ. В качестве суда  в первой инстанции ему подсудны три категории дел:

1. дела о признании  недействительными ненормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы Федерального  Собрания РФ, Правительства РФ, не  соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

2. дела об оспаривании  нормативных правовых актов Президента  РФ, Правительства РФ, федеральных  органов исполнительной власти, нарушающих права и законные  интересы организаций и граждан  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

3. экономические споры  между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  между субъектами Российской Федерации (ст. 10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», ст. 34 АПК РФ121.    

Кроме того, Высший Арбитражный  Суд РФ рассматривает дела в порядке  надзора по протестам на  вступившие в законную силу судебные акты арбитражных  судов и пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Он изучает и обобщает судебную  практику, ведет судебную статистику, обладает правом законодательной  инициативы.

Высший Арбитражный  Суд РФ дает обязательные разъяснения  по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; осуществляет другие полномочия.

Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России