Зарождение и развитие судебной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы осветить вопросы зарождения и развития судебной власти в России, ее совершенствования на современном этапе развития государства. Для этого так же необходимо дать анализ организации и деятельности судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ.
§ 1 Зарождение и развитие судебной власти в России …………….. 6
§ 2 Совершенствование судебной системы в современном
Российском государстве ……………………………………………... 24
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1 Суды общей юрисдикции в Российской Федерации ………….. 37
§ 2 Арбитражные суды в Российской Федерации …………………. 59
§ 3 Конституционное судопроизводство в Российской
Федерации ……………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 84

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

Надо отметить, что  это принцип, хотя и непоследовательно, все же реализуется в судебном устройстве России. Это можно увидеть на примере системы арбитражных судов. Система арбитражных судов включает арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов (в 10 округах, не совпадающих с административно – территориальным делением РФ), Высший  Арбитражный Суд РФ. С введением мировых судей появились судебные участки, формируемые исходя из численности населения.

Представляется логичным формирование судов по единой для  всей стране структуре: судебный участок  – судебный район – судебный округ для всех видов судопроизводства64.

Одним из основных элементов  правового государства является институт судебного контроля за деятельностью  органов исполнительной власти. Поэтому  построение такого государства невозможно без наличия административного  судопроизводства, являющегося «индикатором  прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых государством»65. Конституция РФ предусматривает, что административное судопроизводство является самостоятельной формой правосудия (ст. 118), оно призвано осуществлять защиту конкретных физических и юридических лиц  от административного произвола.    

Судебная статистика свидетельствует о том, что в  последние годы возросло число дел, возникающих из административно  – правовых (публичных) отношений. Это  такие категории дел, как рассмотрение заявлений граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов; заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,  их должностных лиц; заявлений о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме и др.66

Все это в целом  ускорило постановку вопроса о создании административной юрисдикции в России, разработке и принятии закона об административных судах, а также Административно  – процессуального кодекса67.

В настоящий момент проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах  в Российской Федерации»  находится  в Государственной Думе РФ и пока не принят. Это затрудняет решение  многих фундаментальных вопросов, в  том числе и процессуальных – о подведомственности данных дел. Бесспорно, что к подведомственности административных судов должны быть отнесены  дела, возникающие из административно – правовых от ношений, рассматриваемые в настоящее время судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Председатель Верховного Суда В. Лебедев подчеркивал, что  «именно в создании административных судов мы предлагаем несовпадение судебных округов с административно –  территориальным делением, что является одним из гарантированных условий  для объективного рассмотрения дел»68.

Судебная реформа начиналась и проходила в обстановке нестабильности экономической и политической жизни  страны, что затормозило реализацию ряда ее положений. Так, в 1996 - 1998 гг. расходы  на судебную систему составляли 3,4 млрд. рублей. Правительство сократило выделение и без того скромных средств,  предусмотренных государственным бюджетом на деятельность судебной системы. Суды тогда остались без средств на командировки, почтовые расходы, содержание помещений, оплату коммунальных услуг. Только благодаря настойчивости Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ ситуацию удалось переломить и объемы финансирования стали увеличиваться69.

Существуют и другие нерешенные проблемы. Длительное время  не обращалось должного внимания на несоответствие штатной численности судов нагрузке на судей. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при незначительном с начала реформы (примерно 10%) увеличении штатной численности судей количество рассмотренных судами уголовных дел возросло в 2,5 раза, а гражданских – более чем в 3 раза. Между тем дела стали более сложными, требующими для своего разрешения высокого профессионализма и углубления специализации70.

С большими рабочими нагрузками самым непосредственным образом  связана еще одна болезненная проблема правосудия – оперативность судопроизводства и сроки рассмотрения дел. С нарушением процессуальных сроков рассматривается  каждое шестое гражданское дело, более чем 40 тыс. уголовных дел в год  рассматриваются с нарушением сроков, превышающих 6 месяцев71.

Все вышеперечисленное  приводит к выводу, что для исправления  сложившейся ситуации требуется  решение финансовых, организационно – штатных проблем, изменение  процедур, направленных на повышение  эффективности и улучшение организации судоустройства и судопроизводства. Без проведения данных мероприятий существенных улучшений в судебной системе ожидать трудно.

20 ноября 2001 года  Правительство  РФ утвердило федеральную целевую  программу «Развитие судебной  системы России» на 2002 – 2006 годы72. Главная цель Программы состоит в развитии  и укреплении судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ее независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, вытекающих из международных договоров РФ.

Основными задачами Программы  являются:

1. усиление авторитета  судебной власти, укрепление независимости  и самостоятельности судов и  судей, нормативно – правовое  обеспечение судебной системы;

2. кадровое обеспечение  судебной системы;

3. развитие материально  – технического обеспечения судебной  системы;                  

4. информационное обеспечение  судебной системы;

5. укрепление научного  потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.   

Программу предполагается осуществить в 2002 – 2006 годах.

В процессе реализации Программы  предполагается подготовить и обеспечить принятие нормативно – правовых актов, направленных на реформу судебной системы, выработать систему первоочередных мероприятий по существенному улучшению финансирования и укреплению материально – технической базы судебной системы.

Так, выделяются финансовые средства на увеличение численности судей и работников аппаратов судов, на осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, увеличение заработной платы судей и работников аппаратов судов, строительство, реконструкцию и ремонт зданий и помещений судов, строительство (приобретение) жилья для судей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ, информатизацию судебной системы, подготовку предложений и финансово – экономического обоснования создания специализированный административных и ювенальных (по делам несовершеннолетних) составов (судов) в системе судов общей юрисдикции,  и другие мероприятия.

Расходы на Программу  уточняются при подготовке федерального бюджета на соответствующий год.

Задача сегодняшнего дня состоит в закреплении  достижений судебной реформы, начатой в 1991 г., и продвижении ее дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближения судебной защиты к стандартам Европейского Суда по правам человека, в поиске новых возможностей совершенствования судопроизводства73.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

§ 1 Суды общей  юрисдикции Российской Федерации

 

 

Основную часть судебной системы Российской Федерации составляет система судов общей юрисдикции, рассматривающих основную массу гражданских, уголовных  и административных дел.

Первым и основным звеном системы федеральных судов  общей юрисдикции является районный (городской) суд. Районные (городские) суды большую часть гражданских и  уголовных дел.

Районные (городские) суды образуются в каждом районе или в  городе без районного деления. Районный суд состоит из председателя суда, его заместителя и судей. Количество судей определяется в зависимости  от  объема работы конкретного суда (количества гражданских, уголовных  и административных дел, поступающих для рассмотрения). В малонаселенных районах, где объем работ небольшой, имеется один судья, он же является и председателем данного суда. В большинстве районных судов работает несколько судей, один из которых является председателем суда.

Основной обязанностью судей является осуществление правосудия, то есть деятельности по рассмотрению гражданских, уголовных  и административных дел. При отправлении правосудия судьи самостоятельны, независимы, неприкосновенны, подчиняются  только  закону и никому не подотчетны74. Эти принципы гарантируют всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности районного суда, защиты прав и свобод граждан75.

Судьи районных судов  вправе требовать от любых органов и лиц выполнения их указаний в связи с подготовкой и рассмотрением дела, представления в суд документов, вещественных доказательств, дачи ответов на частные определения суда и т.д.

Судья районного суда обладает правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к дисциплинарной и административной ответственности, установлен особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности76. Неприкосновенность распространяется на их жилища, служебные помещения, транспортные средства и имущество.

Компетенция (полномочия) районного суда определяется прежде всего тем, что он действует только в качестве суда первой инстанции.

К подсудности районного  суда отнесены все гражданские дела, подведомственные  федеральным судам  общей юрисдикции независимо от сложности характера и суммы иска.

Порядок принятия искового заявления (заявления, жалобы), подготовки дела к рассмотрению, рассмотрения и вынесения решения по нему определяется нормами Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.77

Районным судам подсудны дела трех основных категорий, которые  рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства:

1. дела, связанные со  спорами, возникающими из гражданских,  семейных, трудовых, земельных правоотношений;

2. дела, возникающие из административно - правовых отношений;

3. дела особого производства.

В настоящий момент происходит увеличение  количества дел, связанных  с рассмотрением заявлений граждан, оспаривающих действия и решения, нарушающие их права и свободы,  в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан»78. В соответствии с законом, могут быть обжалованы действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, их объединений, общественных объединений и их должностных лиц.

Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, которые в соответствии с нормами  УПК РФ 79 вышестоящим судам и военным судам. В первом случае идет речь о тяжких и особо тяжких преступлениях (убийство, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, похищение человека и др.). Во втором случае районные суды не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих, кроме дел частного обвинения.

Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу. Они также рассматривают вопросы: об условно – досрочном освобождении осужденных; об отсрочке исполнения приговора; о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение.

На районные суды возложена  обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания.  Районные суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении принудительных мер медицинского характера.

В соответствии со ст.ст. 102-108, 112-115, 117, 182, 185-186 УПК РФ районные суды рассматривают вопрос о применении к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений мер пресечения и иных мер принуждения, ограничивающих права и свободы граждан.

Рассмотрение гражданских  и уголовных дел в районном суде осуществляется судьей единолично, кроме случаев, предусмотренных  законом. Так, согласно ст. 260 ГПК РФ80 дела по заявлениям о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматриваются районным судом в коллегиальном составе трех судей.

В зависимости от численности  населения, нагрузке на суды, количества судей рассмотрение дел в районных судах происходит следующим образом:

1. определенный судья  рассматривает гражданские, уголовные,  административные и другие  дела, возникающие на определенной  территории;

2.  один судья рассматривает  гражданские  дела, другой -  уголовные   и т.д.;

3. каждый судья рассматривает или гражданские, или  уголовные дела, возникающие на определенной территории.

В соответствии с законом  все судьи районного суда обладают единым статусом при отправлении  правосудия. При этом на одного из судей  – председателя суда – также возлагаются обязанности по организации работы суда. Существенное влияние на деятельность районного суда оказывает аппарат суда, который включает консультанта, помощников судей, секретарей судебного заседания, секретарей суда, делопроизводителей и вспомогательного технического персонала.

Организация работы аппарата суда прежде всего лежит на председателе суда. Он принимает на работу в суд  сотрудников и осуществляет общее  руководство их деятельностью. Сотрудники аппарата суда, за исключением делопроизводителей и вспомогательного технического персонала являются государственными служащими Российской Федерации81.

Информация о работе Зарождение и развитие судебной власти в России