Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса в Российской Федерации, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, установление субъектов законодательного процесса, изучение процедур взаимодействия палат Российского Парламента, выделение основных проблем механизма такого взаимодействия, изучение процедур участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, выделение проблем разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам, установление путей решения проблем механизма принятия законов, предлагаемых современными учеными и практиками.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации................................5
1.1. Понятие и субъекты законодательного процесса, его значение...................5
1.2. Стадии законодательного процесса..........................................................11
1.3. Отлагательное вето..................................................................................24
Глава 2. Особенности рассмотрения и принятия отдельных видов
федеральных законов.........................................................................................27
2.1. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Российской Федерации...................................................................................27
2.2. Принятие отдельных видов федеральных законов.....................................30
2.3.Принятие федеральных законов в области совместного ведения
Российской Федерации и субъектов РФ...........................................................34
Заключение.........................................................................................................39
Библиографический список.................................................................................42

Файлы: 1 файл

амплеева.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

  По завершении  этой работы законопроект представляется  ответственным комитетом в Совет  Государственной Думы.

  Совет Государственной  Думы назначает третье чтение  законопроекта для голосования  в целях его принятия в качестве  закона. При рассмотрении законопроекта  в третьем чтении не допускаются  внесение в него поправок и  возвращение к обсуждению законопроекта  в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

  Федеральный  закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от  общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

  Принятый  Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

  Если принятый  Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106

17

Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был  рассмотрен Советом Федерации, то в  течение пяти дней этот федеральный  закон направляется Государственной  Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

  Четвертая  стадия - рассмотрение и одобрение  закона Советом Федерации. Поступивший  из Государственной Думы федеральный  закон, федеральный конституционный  закон, одобренный закон Российской  Федерации о поправках к Конституции  РФ регистрируется в Совете  Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

 В отношении  федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключении комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на

18

рассмотрении  федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

 По федеральным  законам, которые в соответствии  со ст. 106 Конституции РФ подлежат  обязательному рассмотрению Советом  Федерации, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

  Рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона на заседании  Совета Федерации начинается  с оглашения заключения комитета  Совета Федерации, ответственного  за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

 По результатам  обсуждения принятого Государственной  Думой федерального закона Совет  Федерации принимает одно из  следующих решений: одобрить или  отклонить федеральный закон.

 Федеральный  закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

 По результатам  рассмотрения принятого Государственной  Думой федерального закона, подлежащего  в соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению  в Совете Федерации, председательствующий

19

ставит на голосование  вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять  решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

  Постановление  Совета Федерации об одобрении  федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

  Федеральный  закон считается отклоненным  Советом Федерации, если за  его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета  Федерации. Решение об отклонении  федерального закона оформляется постановлением Совета федерации.

  В постановлении  Совета Федерации об отклонении  федерального закона может содержаться  перечень разделов, глав, статей  по которым необходимо преодолеть  разногласия между Советом Федерации  и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

   Если  при повторном рассмотрении Государственной  Думой федерального закона, отклоненного  Советом Федерации, Государственная  Дума принимает его с учетом  всех предложений Совета Федерации, ответственный комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения.

 Если при  повторном рассмотрении Государственной  Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его

20

в редакции, учитывающей  часть предложений Совета Федерации  либо содержащей изъятия или новые  положения по отношению к ранее  принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

 Постановление  Совета Федерации об отклонении  или одобрении принятого Государственной  Думой федерального закона в  пятидневный срок направляется  в Государственную Думу.

  Принятый  Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

  Для принятия  федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, был одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

  Факультативная  стадия - преодоление разногласий , возникших  между   Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

  В случае, если федеральный закон отклонен  Советом Федерации, он передается  Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

1) создать согласительную  комиссию для преодоления возникших  разногласий;

2) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой

21

редакции;

3) снять федеральный  закон с повторного рассмотрения  Государственной Думой.

  Для преодоления возникших  разногласий по федеральному  закону может быть образована  согласительная комиссия из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Инициатором создания согласительной комиссии может выступать Совет Федерации или Государственная Дума.

 Согласительная комиссия  рассматривает каждое возражение  Совета Федерации в отдельности,  стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

 По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.

 При повторном рассмотрении  федерального закона Государственной  Думой обсуждаются только предложения,  содержащиеся в протоколе.

 Государственная Дума  принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для

22

представления согласительной комиссией новых  предложений.

  Если при  повторном рассмотрении федерального  закона, отклоненного Советом Федерации,  Государственная Дума не приняла  его в редакции согласительной  комиссии и выразила свое несогласие  с решением Совета Федерации  об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

  Если предложение  о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации,  в редакции согласительной комиссии  либо в ранее принятой редакции  при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается не принятым. Пятая стадия — подписание и обнародование закона Президентом РФ.

  В соответствии  со ст. 107 Конституции РФ Президент  РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или

23

«Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные  конституционные законы, федеральные  законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

 

 

 

 

                                         1.3. Отлагательное вето

  Федеральные  конституционные законы, федеральные  законы вступают в силу одновременно  на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

  Факультативная  стадия - повторное рассмотрение  Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

  Президент  РФ по Конституции РФ обладает  правом отлагательного вето в  отношении федеральных законов,  принятых Государственной Думой  и одобренных Советом Федерации.  В отличие от федеральных законов  на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распространяется. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.

  Федеральный  закон, отклоненный Президентом  РФ, передается Советом Государственной  Думы на заключение в ответственный  комитет, который в течение  10 дней рассматривает мотивы решения  Президента РФ об отклонении  федерального закона. По итогам  рассмотрения ответственный

24

комитет выносит  одно из следующих решений:

 

1) принять федеральный  закон в редакции, предложенной  Президентом РФ;

2) согласиться  с мотивами решения Президента  РФ и снять федеральный закон  с дальнейшего рассмотрения Государственной  Думой;

Информация о работе Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, общая характеристика стадий, особенности принятия отдельных видов феде