Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:

а) понятия правового порядка и правовой законности;

б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;

в) конституционная законность и судебный конституционный контроль

Файлы: 1 файл

сборная работа.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

     Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.

     Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной  власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.

  Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.

     Главное в любой теоретической конструкции  — раскрытие природы (сущности) исследуемого явления. В данном случае: сущность законности заключается в строгом  и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих  законов. Но ее (сущность) нельзя толковать  буквально, а следует рассматривать  как целевую установку общественного  развития, которая сводится к одному — достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.

     Законность  характеризуется следующими основными  признаками:

1. Важнейшей  чертой законности является ее  всеобщность. Требование соблюдать  юридические нормы относится  ко всем, кто находится в пределах  действия права. Никто не может  уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно  так же, как и государство не  может уклоняться от обеспечения  и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

2. Законность  неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно  только на основании того, в какой  мере законы государства отражают объективные  потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих  и индивидуальных интересов всего  населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально  отражают интересы различных слоев  населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о  законности. История изобилует многими  примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась не правовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.

     Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно  отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

3. Понимаемая  как метод государственного регулирования  обществом, законность предполагает, что свои функции государство  осуществляет исключительно правовыми  средствами - путем принятия нормативных  актов и обеспечения их неукоснительной  реализации. А поскольку правовое  регулирование распространяется  на различные сферы общественной  жизни, необходима достаточная  полнота ее регламентации. При  этом государство не только  формально закрепляет правовые  нормы, но и обеспечивает (политическими,  организационными, правовыми средствами) их реализацию.

     В свете традиционного понимания  законности ее субъектами являются все  субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь  нивелируется повышенная опасность  нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.

     В свое время профессор Н.Г. Александров  предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения  закона, допускаемые гражданами и  должностными лицами. Законность в  широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми  субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.7

     Наиболее  убедительна точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.8

     Вместе  с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие  нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря  законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и  общественной свободы. Поэтому в  широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом  общественно-политической жизни.

     Режим законности предполагает наличие следующих  взаимосвязанных факторов:

- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного  прогресса;

- полной  и безусловной реализации предписаний  законов и подзаконных правовых  актов государственными органами, должностными лицами, гражданами  и различными объединениями.

     Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.

     Режим законности означает такое состояние  общественной жизни, при котором  участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические  права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка  в общественной жизни, который соответствует  предписаниям правовых норм. Другими  словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования  общественных отношений.

     И так, что же такое «правопорядок»?

     Правопорядок (правовой порядок) – это порядок  взаимоотношений субъектов права  в сфере правовой регуляции.

     В абстрактно-общей форме правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений.

     Под правопорядком в абстрактном  значении имеется в виду предмет  правовой регуляции, т.е. статичное  состояние права, абстрактно-общие  нормы объективного права, предусматривающие  юридически должный порядок взаимоотношений  людей в той или иной области  правовой регуляции. В этом смысле говорится  о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке  разрешения того или иного правового  дела, об отраслевом правопорядке или  о правопорядке в целом.

     От  абстрактно-должного правопорядка отличается реальный правопорядок как результат действительного соблюдения в жизни требований должного правопорядка, наличный итог реального действия на практике норм объективного права, их реализации в надлежащих правовых формах, их конкретизации и осуществления в виде субъективных прав, исполнения в виде субъективных юридических обязанностей и т.д.

     Исходя  из вышесказанного, под реальным правопорядком имеется в виду фактически соблюдаемый и реально функционирующий абстрактно-должный правопорядок, т.е. надлежащее практическое действие (реализация) норм объективного права.

     Правопорядок – многоаспектное, многоуровневое понятие и представляет собой урегулированностъ общественных отношений, участниками которых могут выступить физические лица (граждане и др.), разнообразные органы всех ветвей государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, объединения граждан и т.д. Такая урегулированностъ осуществляется компетентными органами, прежде всего, в самом законе, во всем массиве правовых нормативных актов. Это есть идеальная конструкция (модель) урегулированности общественной и государственной жизни. Без реализации юридических норм эта конструкция урегулирования остается на бумаге. Реализация юридических норм есть процесс формирования правопорядка. Реализация юридических норм не происходит автоматически. Она требует обеспечения и охраны (защиты) в случаях правонарушений. Правопорядок может быть рассмотрен как конечный результат действия юридических норм, как выражение правомерного поведения субъектов общественных отношений. Тесно связаны с правопорядком понятия конституционности и законности. Они в значительной части по своему содержанию пересекаются, но полностью содержание правопорядка не исчерпывают.

     Правопорядок  означает также идею, требование и  систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее:

1. Наличие  в обществе и государстве правового  массива подзаконных нормативных  актов, а также соблюдение принципов  права в самом подзаконном  (ведомственном) нормотворчестве.

     Главное в содержании правопорядка применительно  к сфере ведомственного нормотворчества  заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.

2. Наличие  и действие принципа иерархии  по юридической силе в подсистеме  подзаконных нормативных актов.

3. Полное  и точное соблюдение, исполнение  и использование конституционных  положений и норм законов российскими  гражданами, иностранными гражданами  и лицами без гражданства. Правопорядок  включает осуществление, реализацию  подзаконных нормативных актов  всеми субъектами права – органами  всех ветвей государственной  власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, должностными  лицами, гражданами и другими  физическими лицами.

4. Всестороннее  обеспечение и эффективную охрану (защиту) действия всего массива  подзаконных нормативных актов.

     В частности, по мнению профессора С.С.Алексеева, правопорядок —“это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;

б) равенства  всех перед законом;

в) обеспечения  для всех субъектов полного и  реального осуществления    субъективных прав;

г) независимого и эффективного правосудия;

д) эффективной работы всех правоохранительных органов”.

     В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный признак также  может быть различным: по масштабности можно выделить:

по  масштабности можно выделить правопорядок федерации, субъектов федерации, других структур — региона, города, организации;

по  объему и значимости — общий, отраслевой, при реализации правовых институтов, норм права, специальный;

по  характеру отношений — конституционный, судебный, административный, финансовый;

по  сложности — сложный, упрощенный, элементарный;

по  степени оформленности — оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов).9

     В формировании правового порядка  участвуют все элементы механизма  правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь  составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового  порядка. В этой связи можно выделить следующие предпосылки правопорядка.

а) Нормы  права - это нормативная предпосылка  правопорядка, первичное звено механизма  правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.

б) Правоотношения - элемент механизма правового  регулирования, обеспечивающий переход  от идеального, предполагаемого законодателем  правопорядка к установлению конкретного  возможного или должного поведения  участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе  к механизму правового регулирования  подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное  поведение субъектов правоотношений.

Информация о работе Законность и правопорядок