Законность и правопорядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение и раскрытие следующих вопросов теории государства и права:

а) понятия правового порядка и правовой законности;

б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;

в) конституционная законность и судебный конституционный контроль

Файлы: 1 файл

сборная работа.docx

— 56.27 Кб (Скачать)

Введение 

     Мы  живем на рубеже эпох. ХХ век навсегда ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры и оставляя нам  далеко не совершенное общество, в  котором мы живем. И в этой проблемной ситуации происходит осознание людьми своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки, а также выбор форм и направлений  своей деятельности.

     В становлении и формировании правового  сознания и правовой культуры далеко не последнюю роль всегда играл правопорядок и законность, то, что являлось главным  фактором, указывающим на состояние  правовой системы общества.

     В настоящее время законность как  важнейшее условие и средство прогрессивного развития общества приобретает  особое значение в связи с решением задач национально-государственного устройства, создания товарно-рыночных отношений, интеграции в мировой  правопорядок, демократизации общества, обеспечения прав, свобод и законных интересов личности.

     В правовой сфере трудно найти явления  более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к  тому, что долгое время различие между ними не проводилось, и они  употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии важно проследить. В условиях, происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимость обеспечения и укрепления правового порядка и правовой законности, приобретает особую актуальность.

     Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная  с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.

     Укрепление  законности – одно из главных направлений  формирования будущего правового государства, самая актуальная проблема в современных  условиях развития жизни.

     Важную  роль в реализации этих задач приобретает  правильное их понимание во всех слоях  общества, всеми субъектами правовых отношений и в особенности  представителями государственной  власти. Как мы знаем из повседневной жизни, в первую очередь именно представители  государственной власти обеспечивают всю полноту реализации правового  порядка и правовой законности, с  целью соблюдения и охраны прав и  свобод граждан, законных интересов  юридических лиц и общественных объединений, охраны собственности  и борьбы с преступностью

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться  эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при  полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы  в ней высшей ценностью, с возложением  на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты.1

     Актуальность  темы исследования обусловлена следующими факторами:

– во-первых, проводимыми в Российской Федерации  преобразованиями в сферах государственного управления, в экономике, которые  непосредственно затрагивают всех граждан, все государственные и  негосударственные организации;

– во-вторых, относительно низким уровнем правовой культуры представителей государственных  органов;

– в-третьих, необходимостью более широкого вовлечения всех граждан Российской Федерации  в процессы связанные с осуществлением контроля правового порядка и  правовой законности.

     Целью исследования является изучение и раскрытие  следующих вопросов теории государства  и права:

а) понятия правового порядка и правовой законности;

б) обеспечение и охрана законности и правопорядка;

в) конституционная законность и судебный конституционный контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие законности, правопорядка и общественного порядка.

 Их  соотношение. 

     О законности написано очень много  работ. Существует и множество различных  определений этого явления. Но практически  в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий, места и времени.

     Законность  означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права  в законах государства, в самом  законотворчестве.

     Закон занимает особое место в системе  нормативно-правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе  нормативно-правовых актов государства  следует преодолеть и признать, что  законность есть исполнение закона и только закона. Это требование в равной мере относится как к органам всех ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным исполнителям законов - должностным лицам.

     В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто  ее определяют как режим, принцип, метод  государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативных  правовых актов в интересах определенного  класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативных  актов. Однако ряду ученых представлялось весьма спорным включение в понятие  законности правотворческого процесса, т.е. особой формы или особого  вида деятельности соответствующих  органов, призванных устанавливать  новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что  законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.2

     Большинство работ, по данной теме, изданы давно. За это время в обществе и науке произошли значительные изменения, в свете которых особенно четко проявились принципиальные недостатки имеющихся интерпретаций законности.

     Во-первых, традиционное понятие законности в  основном отражало дореформенное состояние  общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.

     Во-вторых, толкование законности как требования неукоснительного соблюдения норм права  всеми субъектами уводит от осмысления того, что анализируемое понятие относится к части комплексной, отражающей сложный правовой характер организации общественно-политической жизни общества.

     В-третьих, такая характеристика законности, по существу, сводит ее к обязательности, являющейся объективным свойством  права и государственной дисциплины. Не вызывает сомнения то, что общеобязательны  и приказ начальника, и приговор суда.

     В-четвертых, это не только требование соблюдения норм-запретов и обязывающих юридических  норм, но и требование надлежащей реализации предоставленных прав и свобод гражданам.

     В-пятых, понятие законности должно распространяться не только на поведение исполнителей закона, но и на сферу правотворчества, деятельность законодателей.

     Отмеченные  моменты, так или иначе, учитываются  в публикациях и диссертационных  исследованиях последнего времени. В частности, представляется интересным подход, согласно которому законность определяется как строгое и неукоснительное  соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование  предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.3 Это определение законности акцентирует внимание на требовании соблюдать закон и на совершении тех действий, которые связаны с реализацией возможностей, предусмотренных законом. Можно сказать, что такой подход не упрощает проблему, а подчеркивает ее многоаспектность, своеобразную сложность.

     Обобщая сказанное, хотелось бы подчеркнуть: законность играет роль “посредника”, который  как бы “переносит” право в  плоскость реального осуществления  прав и обязанностей граждан (организаций, учреждений, предприятий).

     В этой связи предпринимаемые попытки  по-новому переосмыслить понятие  законности выглядят вполне оправданными и своевременными. Особенно после  событий августа — сентября 1991 года, сентября — октября 1993 года, в  результате которых она приобрела  еще и огромное социально-политическое и практическое значение.4

     Современные реалии требуют, прежде всего, определения  мировоззренческо-методологической основы законности. Иными словами, требуется комплексный подход, который позволяет учесть как чисто теоретический, так и практический факторы, влияющие на ее содержание; сохранить преемственность; способствовать преодолению противоречий между теорией и практикой, а также отдельными правовыми категориями; создать условия для выявления тенденций развития не только научной мысли, но и общества в целом.

  Законность как общественный феномен — результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ее природу. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

     Важное  значение, если не главное, приобретает политико-идеологический аспект законности. Он в силу своей универсальности связан с господствующей идеологией, авторитетом власти, законодательным выражением ею политических интересов, отражением существующих в обществе противоречий, государственным развитием.

     Профессор А. Ф. Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность”.5

  Все вышеизложенное тесно связано с социально-нравственной природой законности. Она предполагает возможность использования такой единицы анализа, как «общество и его этические ценности». Поэтому пренебрежение мотивированной деятельностью субъектов в характеристике законности ограничивает ее потенциал.

     Одним из нравственных начал содержания законности может выступать категория долга  как следствие проявления определенного  уровня сознания. При этом долг имеет  как условное, так и обязательное значение. В последнем случае он, как правило, закреплен в норме  права в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы  требований, предъявляемых обществом  к поведению своих граждан  в интересах их же собственного благополучия.

     Другое  этическое основание — понимание  того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки  зрения, как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию  в законности двух начал: обязательность — справедливость и желательность  — полезность, это относится и  к деятельности субъектов, и к  последствиям применения норм права.

     Таким образом, с нравственной позиции  законность — юридическая форма  выражения идеи справедливости. В  этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это  находит свое подтверждение в  эволюции самой идеи законности.

     В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства  и права, все они находятся  между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности. Поэтому и в отечественной  литературе мнения ученых по данному  вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие — связывают ее возникновение с демократией.

     На  мой взгляд, режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются  в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия  для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.

     Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В  условиях режима законности становятся реальными демократические права  граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и в правоприменительной  практике.

“Законность,–  отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое  существо общественного строя”6.

Информация о работе Законность и правопорядок