Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос №1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. предмет и методы теории государства и права
Целью учебной дисциплины ТГП является: помочь студенту сформировать первоосновы юридического мировоззрения, сформировать необходимую теоретическую базу, поэтому в ТГП излагаются лишь основные положения.
Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права, особенности политического и правового сознания, правового регулирования, основные сущностные свойства права и государства.

Файлы: 1 файл

Shpory_TGP_1-24.docx

— 86.77 Кб (Скачать)

- гражданское общество представляет  собой систему, которая построена  на основе горизонтальных связей  между субъектами (принцип координации)  и которой свойственны самоорганизация  и самоуправляемость;

- гражданское общество есть  сообщество свободных граждан-собственников,  осознающих себя именно в таком  качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества  и становлением правовой государственности  происходит сближение общества  и государства, их взаимопроникновение:  по существу, правовое государство  есть способ организации гражданского  общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского  общества и правового государства  направлено на формирование правового  демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 17 . Понятие государственного аппарата (механизма). Виды государственных органов в РФ

Механизм гос-ва - система гос-ых органов, призванных осуществлять задачи и функции гос-ва. Понятия «механизм гос-ва» и «гос-ый аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под гос-ым аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» гос-го аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые гос-ый аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма гос-ва:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных  органов;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

в) основным элементом механизма  государства выступают государственные  органы;

г) он является той организационной  и материальной силой (рычагом), с  помощью которой государство  осуществляет свою власть, достигает  конкретных результатов.

Структура механизма гос-ва включает в себя:

1) гос-ые органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) гос-ые учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) гос-ых служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

4) организационные и финансовые  средства, а также принудительную  силу, необходимые для обеспечения  деятельности гос-го аппарата.

Орган гос-ва - это звено гос-го аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа гос-ва:

1) представляет собой самостоятельный  элемент механизма гос-ва;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3) выполняет свойственные только  ему задачи и функции, используя  для этого соответствующие формы  и методы;

4) наделен в этой связи властными  полномочиями, в том числе возможностью  применения в случае необходимости  мер принуждения; 

5) состоит из гос-ых служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6) имеет соответствующую структуру,  материальную базу и финансовые  средства, которые требуются для  осуществления его компетенции.

1. По форме реализации гос-ой деятельности органы гос-ва классифицируются на: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.

2. По принципу разделения властей  на: законодательные, исполнительные и судебные.

3. По иерархии на: федеральные,  республиканские и местные. 

4. По срокам полномочий на: постоянные (создаются без ограничения срока  действия) и временные (создаются  для достижения краткосрочных  целей).

5. По порядку осуществления компетенции на: коллегиальные (Гос. Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент).

6. По правовым формам деятельности  на: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

7. По характеру компетенции на: органы общей (правительство)  и специальной компетенции (министерства) и т.п.

Аппарат гос-ва есть система гос. органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос. органов. 

Принципы: 

1) Приоритет прав и свобод  человека и гражданина - соответствующие  обязанности гос. служащих признавать, соблюдать и защищать их.

2) Демократизм - широкое участие  граждан в формировании и организации  деятельности гос.

3) Разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

4) Законность - обязательность соблюдения  всеми гос. служащими Конституции, законов и подзаконных актов.

5) Гласность - обеспечивает информированность  субъектов права о практической  деятельности конкретных гос. органов.

6) Федерализм - выражает единство  системы гос. власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

7) Профессионализм - создает благоприятные  условия для использования наиболее  квалифицированных работников в  деятельности гос. аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос. жизни в интересах населения страны.

8) Сочетание коллегиальности и  единоначалия - обеспечивает разумное  соотношение демократических и  бюрократических начал гос. аппарата.

9) Сочетание выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос. управлении.

10) Иерархичность - органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

 

Вопрос №24. Проблемы построения правового государства в современной  России.

Для России путь к правовому  государству не был и никогда  не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические  проблемы решаются дискретно и непоследовательно  с точки зрения здравого смысла и  формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов  разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный  выход к рыночным отношениям и  т. д.

В-третьих, налицо кризисное  состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и  неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор  требуют своего разрешения чисто  правовые вопросы. Причем наличие противоречивого  законодательства, спешка при издании  нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов -- это не самое главное

 

 

Вопрос № 18. Понятие и  классификации государственных  органов.

Государственный орган - это часть  госаппарата, наделённая государственно-властными  полномочиями. Госорган, это первичный  и важный структурный элемент  государственного аппарата. Каждый госорган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть  госаппарата, обладающая следующими основными  признаками:

1) Хотя госорган и обладает  определённой автономией, но он  всегда часть единой системы.

2) Орган Г состоит из государственных  служащих, которые находятся в  особых правоотношениях между  собой и госорганом, права и  обязанности (компетенция) служащих  строго определённы законом. Содержание  госслужащих лежит на обществе.

3) Органы Г имеют внутреннюю  структуру, различные подразделения,  ведомства, но все они скреплены  единой целью.

4) Госорганы обладают определённой  компетенцией (т.е. закрепленную  совокупность задач, функций,  прав и обязанностей) - властными  правомочиями, чем и отличается  от государственных учреждений  и предприятий (которые складываются  из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом  ведения (задачи и функции).

5) Госорганы обладают властными  полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых  актов или актов применения  права; б) в обеспечении выполнения  нормативно-правовых актов путём  использования методов принуждения.

6) Органы Г имеют определённую  материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.

7) Активно участвуют в реализации  функций государства.

8) Осуществляет от имени Г  его задачи и функции посредством  определенного вида деятельности  в порученной области.

9) Характеризуется определенной  структурой, т.е. строением по  видам отдельных служб и численному  составу (штатам).

10) Имеет территориальный масштаб  деятельности.

11) Образуется в порядке, установленном  законом.

12) Устанавливает правовые связи  личного состава.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения  требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы различаются  по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

Классификация органов Г:

По способу возникновения:

1) Первичные органы - никакими другими  органами не создаются, такие  органы получают властные полномочия  непосредственно от избирателей.

2) Производные органы - создаются  первичными органами, которые и  наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1) Центральные.

2) Региональные.

3) Местные.

По широте компетенции:

1) Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

2) Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются  на выполнении какой-то одной  функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство  юстиции).

По способу формирования:

1) Избираемые - для них характерно  выборности и сменяемость.

2) Назначаемые - при назначении  к кандидату выдвигаются более  жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений  на сроки пребывания в должности.

По порядку принятия решений:

1) Единоличные - органы принимают  решение путём самостоятельного  императивного волеизъявления.

2) Коллегиальные - такие органы  принимают решение большинством  граждан, уполномоченных на то  законом.

 

Вопросы к зачету по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

  1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет и методы теории государства и права.
  2. Основные теории происхождения права: многообразие подходов.
  3. Соотношение права и государства: основные модели.
  4. Власть и нормы в первобытном обществе.
  5. Происхождение государства. Исторические и современные концепции.
  6. Понятие и признаки государства. Сущность государства.
  7. Понятие и структура политической системы.
  8. Место и роль государства в политической системе общества. Государство и политические партии.
  9. Государство и конфессии.
  10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы.
  11. Форма государства: понятие, элементы.
  12. Форма правления: понятие, виды.
  13. Форма государственного устройства: понятие, виды.
  14. Политико-правовой режим: понятие, виды.
  15. Государственная власть как разновидность социальной власти.
  16. Единство государственной власти и ее разделение на «ветви».
  17. Механизм государства и государственный аппарат.
  18. Понятие и классификации государственных органов.
  19. Понятие функций государства и их научные классификации.
  20. Характеристика внешних и внутренних функций государства.
  21. Возникновение и развитие идеи правового государства.
  22. Понятие правового государства, его характеристика.
  23. Гражданское общество и правовое государство.
  24. Проблемы построения правового государства в современной России.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"