Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и компетенцию.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
изложить процесс возникновение института президентства в Республике Беларусь;
проанализировать особенности избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь;
определить статус Президента Республики Беларусь;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
назвать нормативные правовые акты, издаваемые Главой государства;

Оглавление

Введение…………………………………………...……..………………………….4
1 Президент как глава государства………………………………………………6
1.1 Институт президентства в современном мире…………………………………6
1.2 Становление и развитие института президентства в Республике Беларусь…8
2 Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь……………………………………………………………………………11
2.1 Избрание Президента Республики Беларусь…………………………………11
2.2 Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь……………...13
3 Полномочия Президента Республики Беларусь…………………………….16
3.1 Правовой статус Президента Республики Беларусь…………………………16
3.2 Компетенция Президента Республики Беларусь…………………………..…18
3.3 Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь…………...33
3.4 Проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность Главы государства…………..……………………36
Заключение…………………………………..……………………….……………40
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовой статус Президента РБ 21.10..docx

— 106.07 Кб (Скачать)

1. Беларусь – президентская республика, где президент – глава государства и исполнительной власти.

2. Президент – глава государства (главой исполнительной власти  не является).

3. Единоличный глава государства отсутствует (вариант: Верховный Совет – Совет Министров, т. е. сохранение существующего на тот момент положения, с уточнением статуса указанных выше органов).

Голоса распределились следующим образом: за первый вариант высказались 213 депутатов; за второй – 36; за третий – 52. Окончательное решение относительно организации государственной власти в республике приняла тринадцатая сессия Верховного Совета, начавшаяся в ноябре 1993г. К данному моменту большинство статей нового Основного Закона было принято необходимым квалифицированным большинством. Тем не менее, необходимого числа голосов для принятия раздела, закрепляющего президентскую республику, все еще не набиралось. Для этих целей Верховный Совет 2 декабря 1993г. образовал согласительную комиссию в составе членов рабочей группы по подготовке проекта Конституции и 14 депутатов.

Проанализировав различные позиции депутатов от политических течений по данному вопросу, согласительная комиссия подтвердила ранее предложенный вариант системы государственных органов и их взаимоотношения – президентскую республику. Конституционная комиссия также рекомендовала принимать главы, посвященные Верховному Совету, Президенту и раздел «Местное управление и самоуправление» путем именных бюллетеней в соответствии со статьей 37 Временного регламента Верховного Совета. Результаты голосования именными бюллетенями были утверждены сессией Верховного Совета 2 марта 1994г. («за» – 219; «против» – 1; «воздержался» – 2; не голосовал 61 депутат). С этого времени в государственно-политическом механизме Беларуси появился новый политико-правовой институт – институт президентства[2].

Возникновение института президентства в Республике Беларусь, необходимость учреждения поста президента было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов. Среди них: кардинальные изменения в политической системе государства в результате августовских событий 1991г.; вакуум исполнительной власти в стране после устранения с политической арены органов КПСС-КПБ; принципиальные изъяны парламентских структур и неспособность существующих политико-правовых институтов центральной власти разрешать политические и социально-экономические проблемы и противоречия; ограниченная возможность и уязвимость Советов как представительных органов власти по стабилизации политической и социально-экономической ситуации после ликвидации монополии партии на власть, а также чрезмерное увлечение Верховного Совета законотворческой деятельностью в ущерб распорядительной и контрольной функциям[3, с. 248¾250].

 

Впервые институт президентства возник в США в 1787 году. Первым  европейскими странами, в которых утвердился пост президента, были Франция и Швейцария – 1848г. В ХХ в. должность президента как главы государства была введена в большинстве стран. В разных странах главы государств имеют различные по характеру и объему полномочия. Это определено государственным режимом, формой правления и территориального устройства.

Возникновение института президентства в Республике Беларусь связано с принятием  15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. При рассмотрении вопроса об определении государственного устройства было принято решение об утверждении президентской республики. Возникновение института президентства в Республике Беларусь было обусловлено совокупностью социально-политических и правовых факторов.

 

 

  1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Избрание Президента Республики Беларусь

Согласно ст. 80 Конституции Республики Беларусь Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами[4].Следует отметить, что указанный возрастной ценз (35 лет) является самым распространенным. Такой ценз установлен в Российской Федерации, США, Ирландии и ряде других стран. Более высокий возрастной порог установлен в Конституциях Греции, Македонии, Литвы, Латвии и некоторых других. В Италии Президентом может стать лицо не моложе 50 лет. Как правило, в странах, где установлен минимальный возрастной предел, максимально допустимый возраст не устанавливается. Однако существуют исключения. Так, Конституция Таджикистана 1994 года предусматривает, что Президентом может быть лицо в возрасте от 35 до 65 лет.

Кроме этого, Президентом Республики Беларусь может стать только гражданин Республики Беларусь по рождению. Аналогичные нормы содержатся в конституциях США, Финляндии, Литвы, Латвии, Финляндии, Болгарии, а в Конституции Греции содержится еще и требование «иметь отца – грека». Также Конституция предусматривает ценз оседлости в 10 лет (проживание на территории Республики Беларусь в течение этого срока перед выборами). Например, в США такой ценз составляет 14 лет, а в Мексике – всего один год[39, с. 85].

Порядок проведения выборов Президента предусмотрен ст. 81 и ст. 82 Конституции Республики Беларусь. Более детально этот порядок расписан в Избирательном Кодексе Республики Беларусь (раздел V).

Выборы Президента в любом государстве являются важнейшим политико-юридическим событием. Ему предшествует огромная подготовительная работа органов государства, политических партий, граждан, средств массовой информации и других субъектов избирательного процесса.

Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный Кодекс Республики Беларусь и некоторые иные правовые акты. Выборы Президента назначаются Палатой Представителей не позднее, чем за 5 месяцев и проводятся не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии [4].

Выдвижение кандидатов в Президенты при проведении очередных выборов начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов[5]. 

В Конституции закреплены важнейшие демократические принципы выборов – всеобщие, свободные, равные, прямые при тайном голосовании, – которые должны быть обеспечены в процессе выборов Главы государства[4].

Для того чтобы выборы были эффективными, избиратели должны иметь право выбора между кандидатами, т.е. желательно иметь двух и более кандидатов в Президенты.

Обычно кандидаты в Президенты стремятся заручиться поддержкой политических организаций, являются их лидерами или представителями. Какого-либо законодательного предписания в Республике Беларусь на этот счет нет. Вполне возможно избрание Президентом и лица, которое не имеет собственной партии либо опирается на широкую поддержку народа.

Выборы Президента Республики Беларусь являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, которые достигли 18 лет. При этом в законе подчеркнуто, что какое-либо прямое или косвенное ограничение избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических взглядов, рода и характера занятий запрещается[38, с. 412¾414].

Конституцией и законом предусмотрено, что в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Другим важнейшим принципом является свободный характер выборов: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. При этом подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах[4].

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты, и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в президенты или признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными, либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе.

Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов[5].

В Конституции и действующем законодательстве республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность (инаугурация– от латинского inaugurare – посвящать). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги следующего содержания:

«Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Именно с произнесением Присяги прекращаются полномочия предыдущего Президента.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда не позднее двух месяцев со дня избрания Президентом[4].

 

    1. Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» предусматривает обстоятельства, когда Президент прекращает свои полномочия.

Во-первых, Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Во-вторых, Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления. Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

В-третьих, Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей (ст. 13).

Кроме того, согласно ст. 14 должность Президента остается вакантной в случаях:

    • отставки Президента;
    • досрочного освобождения Президента от должности;
    • смещения Президента;
    • смерти Президента.

В случаях истечения срока полномочий, отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту:

1) устанавливается пенсия в размере, определяемом законодательством;

2) предоставляется государственное  жилье в избираемом им населенном  пункте Республики Беларусь.

Увековечение памяти и похороны Президента осуществляются за счет средств государства.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии[6].

 

Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный Кодекс Республики Беларусь и некоторые иные правовые акты. Требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики Беларусь: гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Выборы Президента назначаются Палатой представителей. Выборы Главы государства проводятся на основе всеобщего, свободного, равного, прямого принципов при тайном голосовании. Вновь избранный Президент вступает в должность после принесения Присяги.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь