Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и компетенцию.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
изложить процесс возникновение института президентства в Республике Беларусь;
проанализировать особенности избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь;
определить статус Президента Республики Беларусь;
рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
назвать нормативные правовые акты, издаваемые Главой государства;

Оглавление

Введение…………………………………………...……..………………………….4
1 Президент как глава государства………………………………………………6
1.1 Институт президентства в современном мире…………………………………6
1.2 Становление и развитие института президентства в Республике Беларусь…8
2 Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь……………………………………………………………………………11
2.1 Избрание Президента Республики Беларусь…………………………………11
2.2 Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь……………...13
3 Полномочия Президента Республики Беларусь…………………………….16
3.1 Правовой статус Президента Республики Беларусь…………………………16
3.2 Компетенция Президента Республики Беларусь…………………………..…18
3.3 Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь…………...33
3.4 Проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность Главы государства…………..……………………36
Заключение…………………………………..……………………….……………40
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовой статус Президента РБ 21.10..docx

— 106.07 Кб (Скачать)

1 Президент как глава  государства

2 Порядок избрания и  прекращения полномочий Президента  Республики Беларусь

3 Полномочия Президента  Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 44 с., 40 источников.

 

ПРЕЗИДЕНТ, ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ВЫБОРЫ, СМЕЩЕНИЕ С ДОЛЖНОСТИ, СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, КОНСТИТУЦИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ, ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, ДЕКРЕТ, УКАЗ, РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

Объект исследования – институт президентства в Республике Беларусь.

Предмет исследования – общественные отношения, определяющие правовой статус Президента Республики Беларусь, его компетенцию при осуществлении функции Главы государства.

Цель работы: определить конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и компетенцию.

Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, метод формально-юридического анализа, описательный.

Исследования и разработки: проведен сравнительный анализ института президентства в Республике Беларусь и других странах, рассмотрены некоторые проблемы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность Президента Республики Беларусь, и предложены возможные пути решения данных вопросов.

Автор работы утверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………...……..………………………….4

1 Президент как глава государства………………………………………………6

1.1 Институт президентства в современном мире…………………………………6

1.2 Становление и развитие  института президентства в Республике  Беларусь…8

2 Порядок избрания и прекращения  полномочий Президента Республики  Беларусь……………………………………………………………………………11

2.1 Избрание Президента  Республики Беларусь…………………………………11

2.2 Прекращение полномочий  Президента Республики Беларусь……………...13

3 Полномочия Президента Республики  Беларусь…………………………….16

3.1 Правовой статус Президента  Республики Беларусь…………………………16

3.2 Компетенция Президента  Республики Беларусь…………………………..…18

3.3 Нормативные правовые  акты Президента Республики Беларусь…………...33

3.4 Проблемы совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего деятельность Главы государства…………..……………………36

Заключение…………………………………..……………………….……………40

Список использованных источников………………...………………………...42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Политическая необходимость такой фигуры как президент вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти-подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие правовой статус Президента Республики Беларусь, его компетенцию при осуществлении функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона «О Президенте Республики Беларусь».

Целью данной работы является определение конституционно-правового статуса Президента Республики Беларусь, его положение в государстве и компетенцию.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

    • изложить процесс возникновение института президентства в Республике Беларусь;
    • проанализировать особенности избрания и прекращения полномочий Президента Республики Беларусь;
    • определить статус Президента Республики Беларусь;
    • рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
    • назвать нормативные правовые акты, издаваемые Главой государства;
    • провести сравнительный анализ института президентства с другими государствами.

Основными методами исследования в данной работе являются: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, метод формально-юридического анализа, описательный. 
1 Президент как глава государства

 

    1. Институт президентства в современном мире

Термин "президент" происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган[1, с.50].

В русле европейской республиканской практики первоначально проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе – Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц[1, с.62].

После долгих дебатов среди творцов американской Конституции возобладало представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент  

ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали примеру США в установлении президентской системы правления страны Латинской Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и в ряде европейских стран утвердилась парламентарная, или кабинетная, система правления, при которой монарх оставался главой государства, но исполнительная власть осуществлялась Премьер-министром и его Кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы до конца XIX в. оставались монархиями.

В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны. Так, в Европе после окончания Первой мировой войны президенты стали высшими должностными лицами в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Турции. В 30-40-е годы институт президентства стал распространяться и в Азии; его ввели у себя Филиппины, Сирия, Ливан. После Второй мировой войны в число западноевропейских государств, возглавляемых президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В Азии пост президента был учрежден в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане.[1, с. 166].

Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х – начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни[2, с. 54].

 

    1. Становление и развитие института президентства в Республике Беларусь

Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией Республики Беларусь государственного органа являются:

1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное  назначение;

2) место, которое ему отводится  в системе органов государственной  власти.

Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Республики Беларусь концепция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Республики Беларусь является Конституции Республики Беларусь и место главы, посвященной Президенту Республики Беларусь в тексте Конституции Республики Беларусь.

В Республике Беларусь институт президентства появился с принятием 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь. Однако возникновение данного института происходило в непростой политической обстановке. При первом обсуждении проекта новой Конституции Республики Беларусь на седьмой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва (11 ноября 1991г.) самые острые разногласия между представителями различных политических течений возникли именно относительно конституционной модели государственного устройства – какой должна быть республика – президентской или парламентской. На десятую сессию Верховного Совета (23 октября 1992г.) Конституционной комиссией был представлен проект, предусматривающий парламентскую республику (президент – глава государства, он не осуществляет руководство исполнительной властью). Но уже на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь (19 мая 1993г.) представленный проект Конституции закреплял статус президентской республики. В ходе работы сессии острые разногласия относительно формы правления по-прежнему сохранялись. Исходя из этого 17 июля 1993г. Верховный Совет путем голосования определял свое отношение к трем вариантам.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь