Источники права в процессе эволюции романо-германской правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы обусловлена не только тем, что романо-германская система самая распространенная в мире среди прочих правовых систем, но и потому, что российская правовая система относится к романо-германской семье.
Целью данной работы является изучение процесса формирования современной романо-германской правовой системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие сведения о романо-германской правовой системе
Глава 2. Формирование и становление романо-германской правовой системы
Глава 3. Источники права в процессе эволюции романо-германской правовой системы
Заключение

Файлы: 1 файл

ТГП РОМАНО-ГЕРМАН.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

Датой, когда  с научной точки зрения появилась  система романо-германского права, считается именно XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; но тогда было ещё рано говорить о системе и, может быть, даже о праве. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но ещё отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором романо-германская правовая семья находится в настоящее время, периода, где преобладает законодательство.

Что представляло собой европейское право до XIII века? Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. В рассматриваемые период, то есть в начале XIII века, Римская Империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары - с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться. Вместе с рождающимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона пришли и территориальные обычаи.

Начиная с  VI века, большинство германских племён уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировали только самую незначительную часть тех общественных отношений, которые в настоящее время регулируются правом.

Создание  романо-германской правовой семьи связано  с возрождением, которое произошло  в XII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которые необходимы для прогресса. Зарождение романо-германской правовой семьи в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть. С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Основным  источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем  самым возрождению права, стали  возникшие в Западной Европе очаги  культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых  первым и наиболее известным был  Болонский университет в Италии. Поэтому важно знать, какие цели ставили перед собой университеты и как они в течение веков  выработали право учёных, ставшее, несмотря на границы между государствами, общим для всей Европы. В университетах  не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. В университетах право рассматривалось как модель социальной организации. Университетская наука указывала судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своём социальном поведении. Право, как мораль - это должное (то, что нужно делать), а не сущее (то, что практически происходит).

В XVII и XVIII веках ведущее место завоёвывает школа естественного права, которая отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые «естественные права» и, ставя во главу всей юридической мысли идею субъективного права. Естественно-правовая школа, ничего особенно не меняя в частном праве, в области публичного права предложила модели конституции, административной практики, уголовного права, выводимых из «разума».

Существовавшие  в XIII-XVIII веках официальные и частные компиляции пытались синтезировать обычаи с нормами права. Например, кастильский король Альфонс X Мудрый хотел объединить нормы обычного права Кастилии, с одной стороны, и нормы римского и канонического права с другой. Таким образом шло соединение обычного - практического права с римским - академическим. Постепенно главная роль в законотворчестве переходит от университетов к судебным органам (во Франции - парламент, Суд королевской курии, в Германии - Имперский суд, Каммергерихт (1495 г.)) и к суверенам, которые путем ордонансов, эдиктов, могли дополнять или исправлять существующие нормы права. Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Следующий период в развитии права романо-германской семьи - период законодательного права, знаменателен тем, что школа естественного  права добилась большого успеха в  двух направлениях: вопросы публичного права стали широко волновать  юристов, в то время как в римском  праве большое внимание уделялось  частному праву; кодификация, которая  стремилась сделать образцовое право  университетов действующим правом. Наиболее ярким примером такой деятельности служит Наполеоновская кодификация 1783 года. И хотя такие нормативные  акты должны были бы разделить страны от объединения в одну правовую семью, тем не менее, большинство черт всех отраслей права каждой страны являются общими для всей группы стран, что  и позволяет говорить о существовании  романо-германской правовой семьи. Р. Давид  подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности феодальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского «общего права»), а  была исключительно продуктом культуры, независимым от политики. Это в  какой-то мере верно по отношению  к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское  право (а точнее право, основанное на римском) воспринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование романо-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета  сложного процесса развития капиталистических  отношений в недрах феодального  общества, прежде всего отношений  собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Источники права в процессе эволюции романо-германской правовой системы

Известно, что  основное различие между системами  права состоит в используемых ими источниках права. Романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция - она есть во всех странах романо-германской семьи. За нормами конституций признается высшая юридическая сила, особый авторитет (в некоторых случаях этот авторитет носит политический характер). Эта сила выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. Конституционные положения изменяются в особом порядке, но с точки зрения права они имеют авторитет обычных законов. В других случаях конституционные положения с точки зрения права - нечто иное, чем обычные законы. Их особый авторитет выражается в установлении контроля над конституционностью других законов. В ряде стран, принадлежащих романо-германской правовой системе, установлен принцип судебного контроля за конституционностью законов (ФРГ, Италия). Здесь имеется обширная судебная практика по признанию законов недействительными. В других странах наоборот отказались от подобной практики (Нидерланды, Франция).

Для системы  романо-германского права характерна в основном устойчивая иерархия его  источников. Верховенствующее положение  занимает, как уже было сказано, конституция, которая закрепляет основы статуса  личности, политического, правового  и социального строя, атрибуты государства. Конституция определяет цели правотворчества  и направления развития законодательства, как его отраслей, так и применительно  к сферам общественной жизни. В системе  источников права, урегулированной  в конституционно-нормативном порядке, выделяются, прежде всего, законы. Верховенство закона - стабильный принцип романо-германской правовой системы. К другим источникам права относят правовые акты.

Другой момент в рассмотрении романо-германской правовой семьи - законы, регулирующие общественные отношения и охватываемые определенной отраслью права. Они могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих  принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом.

 Система  романо-германского права ориентирована  на кодексы, в которых получают  закрепление основные права как  физических, так и юридических  лиц. Когда перед судом предстают  тяжущиеся или суду предстоит  расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины  по конкретному делу, юристы находят  применимую к данному случаю  норму права. Это относится  к положениям как материального,  так и процессуального права.  Юристы судебно-следственных и  административно-хозяйственных органов  должны обращать внимание на  публикации ученых с целью  лучшего толкования положений  кодексов (особенно в Германии).

В романо-германской системе придается немалое значение так называемым «вторичным правовым нормам». Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как  образцы правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.

Еще одно различие правовых семей в органах, применяющих  право. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются  по инстанциям или по отраслям материального  права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда. Наиболее древней  формой права является правовой обычай. Ныне он занимает весьма скромное место во в всех трех правовых системах, включая мусульманскую, но различия между этими системами лучше всего представить, проведя сравнения их источников права. В период раннего средневековья в романо-германской системе обычай доминирует, весьма значительна была и роль тех, кто толковал правовые обычаи. Но под влиянием все шире распространявшегося рецепированного или вульгаризированного римского права, а также утвержденных королями сборников законов, во многих отношениях представлявших собой записанные и санкционированные государством обычаи, сфера применения устного правового обычая все более сужалась. К тому же применение правового обычая стало активно сдерживаться каноническим правом и правовой доктриной, на которую как на источник права все более активно ссылались суды при разрешении дел. По мере расширения государственного регулирования издавалось все больше законов, затрагивавших публичное право и в основном сфера действия обычая ограничивалась частноправовыми отношениями между отдельными гражданами (т.е. сферами гражданского, семейного, земельного права). Судебная практика является вторым по древности после обычая источником права. Например, в Скандинавии со второй половины XIV в. делопроизводство в судах стало письменным. Однако первоначально записывалась только суть приговора или решения суда. Затем (приблизительно с XVI в.) в судах провинций объединенного Шведско-датско-норвежского королевства перешли к подробному ведению судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов. До нашего времени сохранились такие замечательные памятники права, как протоколы лагманского суда шведской провинции Упланд за 1490-1494 гг., а также книга протоколов суда провинции Хяме за 1506-1510 гг. Аналогичные сборники судебных решений публиковались в то время во Франции и Германии. В Швеции же король Густав Ваза решил с 1549 г. поставить судебную практику под королевский контроль с целью некоторой ее унификации. Отсюда можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента». Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя «кассационный этап», может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции коренным образом изменили классовую природу  права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

«Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому  скелету, в значительной степени  придают иные факторы. Закон не рассматривается  узко и текстуально, а зачастую зависит  от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок  может иметь пробелы, но пробелы  эти практически не значительны.»

Законы принимаются  парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Заметим приоритет  по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запрещать или  легализировать обычаи, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными.

Кроме законов  в странах романо-германской системы  принимается множество подзаконных  актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.

 «В нормативно-правовых  актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства  и меньшинства в целом, координируют  их в зависимости от конкретных  экономических, социальных, национальных  и международных отношений в данный исторический период».

В романо-германской юридической доктрине и в законодательной  практике различают три разновидности  «обычного» закона: кодексы, специальные  законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм.

В большинстве  континентальных стран действуют  гражданские (либо гражданские и  торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы  общественных отношений, например акционерные  законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные  тексты налогового законодательства.

В качестве основного источника права в  странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель в связи  с этим, должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвовавших в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны. Судьи в государствах романо-германской правовой семье не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах. Среди источников романо-германской правовой семьи значительна (и все более возрастает) роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др.

Информация о работе Источники права в процессе эволюции романо-германской правовой системы