Источники (формы) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
с. 3-4

I. Общие положения об источнике (форме) права…………………...
с. 5-11

1.1. Соотношение понятий источника и формы права……………...
с. 5-7

1.2. Понятие источника (формы) права…………….………………..
с. 8-11


II. Основные виды источников (форм) права…………….………..….

с. 12-27

2.1. Правовой обычай……………………………………….…………
с. 12-15

2.2. Правовой прецедент………………………………………………
с. 16-19

2.3. Нормативно-правовой акт………………………………………..
с. 20-24

2.4. Нормативный договор…………………………………………….
с. 25-27




Заключение………………………………………………………………
с. 28-29




Список использованной литературы…………………………………
с. 30-32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ источники (формы) права.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Исключения  составляют решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые имеют обязательственное значение не только для судебной, но так же и для законодательной и исполнительной ветвей власти.

     Так, в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

     Также постановления Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащие в себе рекомендации по порядку или процедуре рассмотрения определённых категорий дел,  обязательны для применения нижестоящими судами.

     Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г.  №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», содержит разъяснение для нижестоящих судов при разрешение трудовых споров связанных с заключением, изменением, расторжением трудового договора, выплатой заработной платы, гарантиями работников и защитой прав работодателей.

     Таким образом, роль судебной практики в российской правовой системе  носит вспомогательный  характер, который выражается в конкретизации  юридических норм в процессе их толкования с учетом обстановки каждого конкретного дела в рамках применения норм права.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Нормативно-правовой  акт.

     Нормативно-правовой акт – это форма права, представляющая собой официально выраженный в письменный документ компетентного органа государства, являющийся результатом специальной целенаправленной (правотворческой) деятельности указанного органа, содержащий в себе нормы, предписания, требования общеобязательного значения, направленные на регулирование определенных общественных отношений и обеспечиваемые комплекс мер государственного воздействия34.

     Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками:

     - имеет точное наименование, свидетельствующее об органе его издавшем, это позволяет определять юридическую силу конкретного акта;

     - издается в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа, что определяет легитимность акта;

     - отличается четкостью и определенностью  содержания юридических норм;

     - носит общеобязательный характер, поддерживаемый возможностью государственного принуждения;

     - устанавливается особый порядок опубликования и вступления в юридическую силу. 

     Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой присущи иерархичность, согласованность, обусловленность, специализация, дифференцированность. 

     Российская  система нормативно-правовых актов  содержит в себе акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, а также акты прямого народного голосования (референдума). Данное разнообразие актов обусловлено федеративным устройством России, различной природой правотворческих органов, характером подлежащих упорядочению общественных отношений, иными жизненными обстоятельствами.

     По  юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

     Закон – это обладающий высшей юридической  силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим органом  представительной государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

     Занимая основополагающее место в системе  нормативно-правовых актов, законы характеризуются  следующими основными признаками.

     1. Закон – результат целенаправленной деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти (прежде всего парламента страны) или непосредственного правотворчества народа в порядке референдума.

     2. Закон – особый юридический  документ общего и общеобязательного  свойства, содержащий нормы первичного, отправного, исходного приоритетного характера, вследствие чего иные (подзаконные) акты могут только конкретизировать, детализировать предписания и требования законов с целью повышения эффективного их реализации.

     3. Закон обладает высшей юридической силой, подзаконные акты должны соответствовать закону и не противоречить ему.

     4. Закон регулирует жизненно важные, фундаментальные, устойчивые общественные  отношения, затрагивающие приоритетные  интересы значительной части  членов общества. В данном случае говорится о закреплении основ общественного и государственного строя, обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Особая роль в этом плане отводится Конституции страны и конституционным законам.

     5. Закон – фундаментальный нормативный акт, лежащий в основе правотворчества иных государственный органов, он служит базой совершенствования и развития законодательства и системы права в целом. При этом ведущая роль отводится – Основному закону – Конституции.

     6. Закон характеризуется особым и строгим процессуальным порядком принятия, что в меньшей степени свойственно подзаконным нормативным актам.

     Действующие в обществе законы многообразны, и поэтому нуждаются в определенной классификации, критерием которой обусловлены статусом субъекта законотворчества, характером и особенностями регулируемых общественных отношений, кругом лиц, которым адресованы законы, территорией, в пределах которой они действуют и   другими критериями, присущими конкретной правовой системе, в пределах которой издается и действует закон.

     В Российской Федерации действуют  следующие виды законов:

     1. Конституция Российской Федерации – основополагающий нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства страны, учреждающий федеральные органы государственной власти и их компетенцию.

     2. Федеральные конституционные законы  – законы, предусмотренные Конституцией  и органически с ней связанные. Например, это законы                  «О Конституционном Суде Российской Федерации»,  «О судебной системе».

     3. Федеральные законы – обычные,  текущие законы, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни. Например, это законы о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

     4. Законы субъектов Федерации –  нормативно-правовые акты, издаваемые  представительными органами соответствующих конкретных субъектов Российской Федерации и действующие на территории данного субъекта. Например, это закон Ростовской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Ростовской области», закон г. Москвы «О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального Собрания, Руководителя внутригородского муниципального образования в городе Москве». Такие законы должны соответствовать Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

     Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, огранном местного самоуправления, содержащий общеобязательные юридические нормы и правила и регулирующий свой круг общественных отношений35.

     Подзаконные нормативные акты должны строго соответствовать Конституции, законам и им не противоречить. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный и детализирующий характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для эффективной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

     Выделяют  следующие виды подзаконных нормативных  актов (по иерархии):

     1. Нормативные указы Президента РФ. Особенность президентских указов состоит в том, что на основе содержащихся в них юридических норм осуществляется непосредственное регулирование разнообразных отношений в важнейших сферах общественной жизни.  Данными указами могут утверждаться положения о правовом статусе определенных органов государства и о порядке деятельности в соответствующих сферах  общественной жизни. Например, это указы Президента РФ: «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации», «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств».

     2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые издаются в целях реализации Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, либо по вопросам собственной компетенции. Например, это такие постановления Правительства РФ:                    «О  предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения»,               «О  Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации».

     3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Например, приказ  Минобразования РФ «Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое».

     4.  Решения и постановления органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, приказ  Рособрнадзора «О проведении единого государственного экзамена в Ростовской области в 2007 году».

     5. Нормативные акты муниципальных  (негосударственных) органов. Например, постановление Мэра г. Ростова-на-Дону «О мерах по реализации молодежной политики в Ростове-на-Дону».

     6. Локальные нормативные акты –  предписания, принятые на уровне  конкурентного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь. Например, это такие акты как: устав юридического лица, приказ об утверждении штатного расписания, положение о премировании и поощрении сотрудников. 

                  

      

         

         
 
 
 
 
 

     2.4. Нормативный договор.

     Значимость  нормативного договора как одного из источников определяется тем, что право по своей сути, за незначительным исключением, «договаривается» с субъектами права о характере юридически значимого поведения в обществе в той или иной ситуации по различным поводам. Такое понимание права зародилось еще в античности. Римские юристы согласие народа считали универсальным правообразующим фактором36. Это нашло свое отражение в доктрине естественного права, признаваемого договор в качестве единственного правомерного источника позитивного права. В тоже время, сторонники естественно – правовой школы договор рассматривали как фактический, но не юридический источник, как средство добровольного самоограничения свободной личности.

     Нормативный договор, под которым понимается соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции37. Такие договора бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Информация о работе Источники (формы) права