Источник и форма права : соотношение понятий и характеристика видов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть соотношение понятия формы и источника права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- определить понятие формы права;
- определить понятие источника права;
- указать соотношение формы и источника права;
- рассмотреть виды источников права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие формы и источника права, их соотношение 5
1.1. Понятие формы права 5
1.2. Понятие источника права 12
1.3. Соотношение понятия источника права с понятием формы права 15
2. Виды источников права 20
2.1. Правовой обычай 20
2.2. Правовой прецедент 21
2.3. Международное право 24
2.4. Общие принципы права 25
2.5. Нормативный правовой акт 26
2.6. Нормативный договор. 28
2.7. Доктрина и религиозные тексты 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Соотн формы и источн права ред2.docx

— 84.09 Кб (Скачать)

А.В. Малько подразделяет правовые акты в зависимости от их природы  на следующие виды: нормативные; правоприменительные; интерпретационные, полученные в результате официального толкования; акты договорного  права23.

В России законы делятся  на конституционные и обыкновенные. К конституционным законам относятся, прежде всего, сама Конституция и законы, которые упоминаются в Конституции (их всего около 20).

По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают  законы федеральных представительных органов и законы федеральных  органов субъектов Федерации. По объему и объекту регулирования  законы делятся на общие и специальные. Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся: Основы законодательства; основные принципы законодательства; кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ "О милиции", "О залоге" и др.).

Подзаконный нормативный  правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и  ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным  и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства  и кончая актами местных органов  власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать  подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти и субъектов Федерации.

 

    1. Нормативный договор.

 

Нормативный договор - это  соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Для нормативных договоров, как особых видов договоров, характерны следующие основные черты:

- предназначены регулировать  наиболее устойчивые и типичные  виды общественных отношений;

- заключаются в публичных  интересах для достижения общественно  полезных целей;

- охватывая широкий круг  общественных отношений, они носят  комплексный характер и могут  выступать в качестве самостоятельных  источников права;

- распространяют свое  действие на формально неопределенный  круг лиц;

- рассчитаны на неоднократное применение;

- как правило, не имеют  фиксированного срока действия (если  речь идет о временной передаче  полномочий, то нормативный договор  носит устанавливаемый в определенных  рамках временный характер);

- содержащиеся в них  требования обязательны для исполнения;

- продолжают свое общее  действие независимо от возникновения  или прекращения предусмотренных  ими конкретных правоотношений;

- содержат правила поведения,  юридически значимые не только  для непосредственных участников  договорных отношений (внутреннее  юридическое воздействие), но и  для иных лиц (внешнее юридическое  воздействие);

- при возникновении спорных  ситуаций, связанных с их исполнением,  предусматривается специальная  процедура разрешения юридического  конфликта, связанная с определением  уполномоченных субъектов (Конституционный  Суд РФ, подобные суды в субъектах  Российской Федерации - конституционные  или уставные).

Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и  субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.

31 марта 1992 г. в городе  Москве были ратифицированы три  федеративных договора о разграничении  предметов ведения и полномочий. Они закрепляли допустимость  взаимного делегирования прав  на основе специальных соглашений  между: федеральными органами  государственной власти Российской  Федерации и органами власти  суверенных республик в составе  Российской Федерации; федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  власти краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации24.

В одном из проектов Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"  предусматривается, что подобные договоры могут заключаться только в исключительных случаях, исходя из экономических, географических и иных особенностей регионов25. Такое возможно лишь в той мере, "в которой указанные особенности обусловливают иное, чем установленное в федеральных законах, разграничение полномочий". Договоры должны содержать конкретные права и обязанности сторон и утверждаться федеральным законом.

 

    1. Доктрина и религиозные тексты

 

Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция  или идея), которые во всех без  исключения случаях используются в  правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.

Все верования, основанные на духовных началах, отдают предпочтение нормам естественного права. Его  нормы должны служить базисом  для развития принципов справедливости, согласно которым люди должны делиться между собой благами, дарованными  им природой. Естественное право они  рассматривают как нравственный приоритет по отношению к создаваемому человеком позитивному праву.

Значение доктрины, а также  религиозной догмы особенно заметно  в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных  догм и религиозных деятелей. Аналогичная  ситуация в индуистском праве.

Для мусульманского и индуистского права характерно переплетение с  религией. Так, мусульманское право  имеет четыре источника: Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету (570 - 632); Сунна - сборник традиций, связанных с посланцем Бога; иджма - единое соглашение мусульманского общества; кияс, или суждение по аналогии. Мусульманское право - это право общины верующих. Существующие в мусульманских государствах законы фактически воспроизводят указанные источники. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения, выражающегося в применении только в отношении мусульман. При этом предусматриваются изъятия из этого принципа в отношении немусульман.

В шариате широкое развитие получили следующие институты гражданского права: право собственности, договорное право, семейное и наследственное право. По мусульманскому праву обязательства  подразделяются на возмездные и безвозмездные, а также двусторонние, многосторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривается как правовая и одновременно божественная связь. Брак рассматривается как религиозная обязанность каждого мусульманина. Наследованию подлежат только имущественные права. Обязанности умершего (пассивы) не могут переходить на наследников. Наследство открывается только после покрытия расходов, связанных с погребением умершего, и уплаты всех его долгов.

Все преступления разделяются  на три группы. К первой относятся посягательства на права мусульманской общины: отступничество от ислама; преступления против порядка управления; кражи; употребление спиртных напитков; прелюбодеяние (для доказательства требуется показание трех свидетелей) или ложное обвинение в этом.

Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права отдельных лиц. Структура  регулятивных норм носит бланкетный характер. Шариат допускает кровную  месть, которая может быть заменена денежным выкупом при условии  прощения со стороны родственников  убитого. За нанесение телесных повреждений  наступает ответственность по принципу талиона.

Третью группу преступлений составляют такие действия, как: оскорбления, хулиганство, растрата государственных  средств, азартные игры и т.п.

Наказания по шариату носят  публичный и устрашающий характер. Существуют несколько видов смертной казни: повешение, четвертование, утопление, забрасывание камнями. У воров отсекают конечности.

Индуистское право также  основано на божественной доктрине, изложенной в книгах, именуемых "шастры" - драхма, артха и кама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в отечественной  и зарубежной научной литературе существуют различные представления о  форме и  источнике права.

Форма права определяется как способ (прием, средство) внутренней организации и внешнего выражения права, а точнее - выражения содержащихся в нормах права правил поведения. В отличие от формы права, правовая форма выступает в виде способа (приема, средства) опосредования и соответствующего воздействия права на экономику, политику, социальную сферу жизни общества и другие сферы.

Формы права выступают как парные категории сугубо юридического содержания. В то же время как правовая форма опосредует и соотносится с иным, неюридическим содержанием.

Правовая форма рассматривается  не только и даже не столько как  средство или прием опосредования и организации неправовой материи, сколько как способ воздействия на нее. Соответственно, содержание при этом рассматривается преимущественно не как соотносящаяся, с формой категория, а как объект или предмет воздействия со стороны правовой формы, точнее - со стороны всего права.

 «Источник права», как и само право, должен быть определен с  нескольких сторон.

В настоящее время авторы пришли к условному  подразделению  их на:

1) источники права в  материальном смысле. К ним относят:  способы производства материальной  жизни, материальные условия жизни  общества, систему хозяйственно-экономических  связей, а также признаваемые  государством формы собственности.  В любой национальной правовой  системе заложено материальное  содержание, отражающее господствующие (исторически сложившиеся) в обществе  экономические, а значит, и социальные  связи;

2) источники права в  идеальном смысле. Под эти видом  источников понимается правовое  сознание, признаваемое личностью,  обществом и государством;

3) источники права в  юридическом смысле, т.е. форма  выражения объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер.

В мировом юридическом  пространстве известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный  акт государственного органа; судебный прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.  
Среди всех юридических источников можно выделить три основных вида:

- санкционированный обычай;

- судебный (административный) прецедент;

- нормативно-правовой акт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12. 12. 1993. (с изм. и доп., от 09. 06. 2002) // Российская газета. 25.12.1993.
  2. Александров Н. Г. К критике пережитков буржуазной идеологии и определения права. Советское государство и право. 1948. С. 48.
  3. Алексеев С. С. Философия права. История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М., 1997. С. 28.
  4. Васильев А. М. Правовые категории и их место среди категорий обществоведения. ВЮЗИ. Труды. Т. XXXII. М., 1973. С. 76-199. Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 134.
  5. Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. 1998. N 9. С. 6 - 12.
  6. Гроций Г. Три книги о праве войны и мира // История политических и правовых учении. 4.1. Хрестоматия. С. 343.
  7. Малько А.В. Категория "правовая жизнь": проблемы становления // Государство и право. 2003. N 5. С. 11 - 12.
  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2009. С. 78.
  9. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1999. С. 175-196;
  10. Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 164-179.
  11. Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 1997. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М., 1999. С. 175-196; С. 164-179.
  12. Теория государства и права / отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. С. 221 Алексеев С.С. Там же. С. 29; Он же. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 41-48.
  13. Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. N 1.
  14. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Т. 2. Изд. 2-е / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2005. С. 229-253; и др.
  15. О классификации фактов - источников права на первичные и вторичные см.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.
  16. Раяпов Ф. М. Юридическое право: время разобраться по существу. Уфа. 2001. С. 15. Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914. С. 237.
  17. Ромашов Р.А. К вопросу о предмете и источниках административного права России // Административное право и процесс. 2006. N 3).
  18. Рябко А. И., Василенко О. Н. Актуальные проблемы онтологии форм права. Философия права. 2000. Право получило свое название от выражения "юстиция", т.е. "правда, справедливость".
  19. Сивицкий В.А. О проектах федеральных законов об организации публичной власти в Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. N 12. С. 3 - 9.

Информация о работе Источник и форма права : соотношение понятий и характеристика видов