Интернет-право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день сеть Интернет является одной из самых востребованных и быстро развивающихся систем. Не смотря на то, что сам Интернет возник сравнительно не давно, всё больше и больше людей, уже не мыслят собственную жизнь без информационного киберпространства. По данным опроса к сентябрю 2008 года пользователями Интернета являлись 35% населения России1, в Европе этот показатель находится около 60%2, в США – 80%3.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2009.doc

— 560.00 Кб (Скачать)

«В деле компании Braintech Inc. (Ванкувер, Канада), осуществлявшей свою деятельность в штате Техас, против ответчика John Kostiuk вступили в коллизию правовые системы США и Канады. Канадский апелляционный суд весной 1999 г. отказался признать решение суда штата Техас по делу о клевете и постановил, что юрисдикция США не распространяется на информационное пространство Канады, где был организован ресурс ответчика».

Из этих примеров видно, что целый блок вопросов возникает в сфере распространения юрисдикции одной страны, относительно другой, что указывает на отсутствие единой нормативно-правовой базы в сфере регулирования Интернет-отношений. Однако автор уверяет, что сегодня подобные ситуации возникают все реже, и многие государства пытаются установить своего рода правила пользования сетью Интернет в рамках своей национальной юрисдикции, но исправить эту проблему на корню до сих пор не удается.

Рассматривая данную проблему, я пришел к выводу, что создать такое международное соглашение, которое распространялось и соблюдалось всеми странами мира, на данный момент очень сложно. А в противном случае нет смысла и создавать такое соглашение. Объясню почему. Например, это соглашение ратифицировали все страны, кроме африканских, что это значит? А это значит, что основная масса представителей Интернет-бизнеса, а так же большинство нелегальных компаний, предоставляющих Интернет-услуги, стекутся именно туда. И таким образом те нормы, права и обязанности, которые будут отражены в таком соглашении, можно будет легко обойти, просто напросто перебравшись в район, где эта норма не распространяется.

Таким образом, можно сделать вывод, что при  регулировании Интернет-отношений, необходимо участие абсолютно всех стран мира, в том числе и стран со слабо развитой экономикой.

Также необходимо отметить, что поставщики услуг доступа к сети — Интернет-провайдеры могут предоставлять услуги как по организации доступа к сети, так и услуги по организации доступа и размещению информации в сети. В последнем случае провайдер не отличается от пользователя сети. Поэтому важно разграничить деятельность провайдеров и деятельность пользователей сети Интернет. Данное разграничение является необходимым, прежде всего, для разрешения вопросов ответственности сторон в названных правоотношениях. Интересным примером может служить судебное разбирательство между ЗАО «Тройка-Сталь» и ООО «Мегасофт». Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что сведения, указанные в исковом заявлении, являются порочащими деловую репутацию истца, и возможность размещения таких сведений на сайте ООО «Мегасофт» является следствием создания соответствующих технологических условий ответчиком как владельцем — «администратором» этого Интернет-сайта.

Таким образом, суд счел ответственным  за распространение информации, порочащей  деловую репутацию, не лицо, предоставившее такую информацию, а информационного  посредника — ООО «Мегасофт».

    1. Интеллектуальная собственность в сети Интернет.

Поговорим теперь об интеллектуальной собственности.

В связи с тем, что вся размещенная информация виртуальна и имеет определенных владельцев, возникает ряд правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, а также авторских прав. На сегодняшний день это одна из наиболее серьезных проблем Интернета. Из-за своей доступности Интернет притягивает все больше и больше людей, желающих на этом заработать, тем более что ответственность при этом практически сводится к нулю. Даже, несмотря на то, что сегодня проводятся попытки уменьшить масштабы распространения нелицензионной информации, результатов это дает не много. Так нидерландская организация по борьбе с пиратством BREIN подала иск на торрент-трекер Mininova за распространение нелегального контента в Интернете12. Однако существенных результатов это не дало. Это происходит из-за того, что на ресурсе работает система оповещений, схожая с той, что есть на YouTube, и если правообладатели требуют удалить тот или иной файл, модераторы незамедлительно повинуются, так без особых проблем удается уйти от ответственности.

С одной стороны, вследствие развития технологий передачи информации, любой файл, будь то текстовый  документ, музыкальный файл или видеозапись, можно беспрепятственно передать его  другому лицу или же выложить на специальном сервере или хостинге для свободного скачивания. Благодаря новым возможностям распространения рыночная стоимость интеллектуального продукта уменьшается, и, как следствие, рынок переполняется дешевыми копиями. С другой стороны, производителям интеллектуального продукта, в отличие от его создателей, становится все труднее получать доход от его реализации.

Наличие на рынке  дешевых копий вынуждает производителей вести свой бизнес, основываясь на концепции бесплатного распространения, и искать новые схемы возмещения затрат. Поскольку интеллектуальная собственность, как тиражируемый товар, существует в потенциально неограниченном количестве, но имеет потенциально ограниченный спрос, в новых условиях производители стремятся взимать плату с потребителей не за возможность делать копии, а за его использование.

Еще одна проблема связана с нарушением прав интеллектуальной собственности. Способность Интернета предоставлять полезную информацию и за считанные минуты передавать ее в любую точку земного шара все больше увеличивает число пользователей виртуального киберпространства. И, как следствие, возрастает количество правонарушений. Объектами этих правонарушений все чаще становятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В связи с этим приобретает актуальность разработки новых защитных мер.

В условиях научно-технического прогресса несовершенство законодательства и отсутствие надежных технических  средств защиты создают благоприятные условия для пиратства в Интернете. Производители контрафактной продукции получают доход от ее реализации и при этом не несут никаких расходов, связанных с созданием объектов интеллектуальной собственности. В результате снижается стимул к изобретательству, инновационной деятельности.

В частности, Ю. Афанасьева выделяет одну из главных проблем охраны ИС в Сети – это проблема в сфере музыкальной продукции13. Это произошло в силу массовости рынка и легкости перевода данных из одного формата в другой. Смена технологий и форматов, в которых музыка передавалась пользователям, до сих пор еще ни разу не представляла угрозы для этой индустрии, наоборот, компании звукозаписи лишь укрепляли свои позиции на рынке. При этом стоимость тиражирования музыки все снижалась, а прибыли звукозаписывающих компаний росли.

Также автор  выделяет, что стремительное развитие Интернета, отсутствие четкого законодательного регулирования действий в Сети и недостаточность судебной практики стали причиной возникновения сложной ситуации, связанной с неправомерным использованием средств индивидуализации при регистрации адресных наименований. Ю. Афанасьева подчеркивает, что при отсутствии надлежащей правовой защиты средств индивидуализации появляются «безбилетники», которые для получения прибыли используют чужие товарные знаки.

По мнению Рассолова  правонарушения в области авторского права представлены в следующих формах14:

1) преобразование произведения в электронную версию и последующее размещение на сайте Интернета без согласия автора;

2) копирование материалов сайта для дальнейшего их распространения в реальном мире или размещения на другом сайте без ведома и согласия автора материалов.

В судебном процессе субъект (истец) должен доказать, что: он обладает исключительными правами (является автором или другим законным правообладателем) и его права нарушены. В том случае, если произведение автора было опубликовано в реальном мире, проблем с доказательствами авторства не будет. Однако если произведение впервые было опубликовано в сети Интернет, могут возникнуть осложнения с доказыванием авторства спорной работы и времени ее публикации.

Согласно гражданско-процессуальному  законодательству доказательствами по гражданскому делу могут быть любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Такими фактическими данными, в частности И.М. Рассолов, выделяет: публикации спорных объектов исключительных прав на материальных носителях; нотариальное засвидетельствование даты создания произведения; свидетельства и материалы, предоставленные поисковыми системами Интернета, провайдерами и т.д.

Доказательства  авторства могут содержаться и в самом произведении. Творчество является отражением личности автора и протекает во времени, следовательно, эксперты (искусствоведы и литературоведы) могут определить автора по характерным нюансам стиля произведения.

Конечно, самый  лучший способ обеспечить себе доказательство авторства заранее — сдать на хранение нотариусу отпечатанное или переведенное на другой носитель произведение. В случае возникновения проблем субъект (автор) сможет представить суду опечатанный конверт, содержащий произведение, с проставленной на нем датой. Свидетельские показания, а также доказательства, представляемые провайдером, суд также должен принимать во внимание.

Также последнее время получил распространение бизнес, связанный с регистрацией в качестве доменных имен неизвестных или малоизвестных компаний фирменных наименований и товарных знаков всемирно известных фирм. Таким образом, истинный владелец лишается возможности использовать свои права на фирменное наименование и товарный знак при регистрации доменного имени. Если законный владелец решит заняться электронной коммерцией, ему придется выкупать у «предприимчивых» конкурентов свои же собственные средства индивидуализации.

Подобная ситуация возникает из-за неясности в вопросе  о том, является ли адресное наименование (доменное имя) средством индивидуализации. Пока еще законодательства различных стран, в том числе и российское, не дают четкого ответа на этот вопрос. Так, Гражданский кодекс РФ15 устанавливает открытый перечень средств индивидуализации юридического лица, однако не дает определения этого понятия. Средства индивидуализации выполняют функцию идентификации продукции, работ и услуг юридического лица. Но и доменное имя также выполняет эту функцию - владелец сетевого адреса указывает его на визитных карточках, в рекламе. Следовательно, можно сделать вывод, что и доменное имя относится к средствам индивидуализации. Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ16 признаются недопустимыми «действия граждан и юридических лиц, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах». Следовательно, регистрация фирменного наименования и товарного знака в качестве сетевого адреса с целью последующей продажи его законному владельцу является нарушением Гражданского кодекса РФ.

Мы можем  много говорить об интеллектуальной собственности, о проблемах её распространения, но факт остается фактом, сегодня имея доступ в Интернет можно найти и загрузить любую нужную вам информацию, в большинстве случаев, совершенно бесплатно. Плохо это или хорошо однозначно сказать трудно – у любой медали есть две стороны, но все же, в очередной раз, скачивая ту или иную нелицензионную продукцию, подумайте, сколько сил потратил её создатель и стоит ли лишать его заслуженных средств.

  1. Нормативное регулирование Интернет-отношений

Появившись  всего около 30 лет назад, Интернет поставил перед обществом, государственными органами, коммерческими предприятиями и рядовыми гражданами ряд фундаментальных вопросов, касающихся доступности и безопасности его использования.

К законам, которые при определенном их истолковании могут быть применены к разным видам деятельности в сети Интернет можно выделить:

  1. Закон РФ "О средствах массовой информации" (N 2124-I от 27 декабря 1991) в редакции от 27 декабря 1995; первоначальная редакция (действ. с 8.II.1992); с изменениями от 13 января, 6 июня 1995 г. проект поправок, принятый в первом чтении 14.I.98
  2. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (N 5351-I от 9 июля 1993 в редакции 19 июля 1995); первоначальная редакция (Закон + Постановление)
  3. Федеральный закон "О связи" (N 15-ФЗ от 16 февраля 1995)
  4. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (N 24-ФЗ от 20 февраля 1995)
  5. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" (N 85-ФЗ от 4 июля 1996)
  6. Федеральный закон "О рекламе" (N 108-ФЗ от 18 июля 1995)

К международным  договорам относятся:

  1. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности (от 20 марта 1883, с изменениями 1900-1979)
  2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 года, с изменениями 1896-1979)
  3. Женевская Всемирная конвенция об авторском праве (от 6 сентября 1952, вступила в силу для СССР 26 мая 1973)
  4. Стокгольмская Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (от 14 июля 1967 года, с изменениями 1979)
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (от 29 октября 1971)

Теперь поговорим  об этих и других источниках права поподробнее.

В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека ООН от 10.12.194817, Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.195018 и Международного пакта ООН о гражданских и политических правах от 19.12.196619 каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять любую информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати либо художественных форм выражения, а также иными способами по своему выбору. Однако реализация указанных прав связана с ограничениями, которые должны быть установлены законом и распространяются на уважение прав и репутации других лиц, охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Информация о работе Интернет-право