Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:19, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Права человека имеют первостепенное значение в современном обществе. Права человека — это определенные нормативно — структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями его жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими субъектами. Права человека не отчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прав - на жизнь, на здоровье, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Право человека на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью 6
1.2 Способы защиты жизни и здоровья граждан в системе личных неимущественных прав 17
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 33
2.1 Гражданско-правовая охрана здоровья и жизни пациента 33
2.2 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью 40
2.3 Возмещение вреда жизни и здоровью военнослужащих 45
2.4 Ответственность за вред, причиненный в связи со смертью гражданина или повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Файлы: 1 файл

Дипломна работа..docx

— 142.10 Кб (Скачать)

Так, например, обязательное социальное страхование  жизни и здоровья граждан (работников) устанавливается в целях обеспечения  их социальных интересов и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных  законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию42.

В силу специфики  правового положения военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, обусловленной особым характером возложенных  на них задач, выполнение которых  связано с риском для жизни, государство  в случае гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения  ими военной службы (военных сборов), предусматривает указанным лицам  выплаты в порядке обязательного  государственного страхования43.

В настоящее  время в Вооруженных Силах  Российской Федерации право членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной  службы, на возмещение вреда, причиненного их жизни, в порядке обязательного  государственного страхования можно  признать гарантированным.

Постановлением  Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности  положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни  и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц  рядового и начальствующего состава  органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной  службы, сотрудников учреждений и  органов уголовно-исполнительной системы  и сотрудников федеральных органов  налоговой полиции" в связи  сжалобой гражданина М.А. Будынина"44 от 26 декабря 2002 г. № 17-П (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П) признано, что посредством прохождения военной службы граждане реализуют свое право на труд, а также то, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемый в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним45.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную  службу, предполагают необходимость  выполнения ими поставленных задач  в любых условиях, в том числе  сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в  силу ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ч. ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 45, ст. 59, пп. "в" и "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Реализуя  данную конституционную обязанность  государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих обязательное государственное страхование жизни  и здоровья, определив в Федеральном  законе "Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих..." условия и порядок  его осуществления.

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П определен конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к  ним лиц.

Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что обязательное государственное  страхование жизни и здоровья военнослужащих является одной из форм исполнения государством обязанности  возместить ущерб, который может  быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Указанным выводом Конституционный Суд  Российской Федерации раскрывает основные принципы не только обязательного государственного страхования жизни военнослужащих, но и в целом конституционной  обязанности государства по удовлетворению военнослужащих материальным обеспечением и компенсацией в случаях причинения вреда их жизни при прохождении  военной службы.

Выделим три основных принципа46:

1. Компенсация  вреда производится в полном  объеме. Государство, учитывая особый  статус военнослужащих, гарантирует  им и членам их семей полную  материальную компенсацию полученного  повреждения здоровья, которая реализуется  посредством выплат разных видов:

- обязательное  государственное страхование жизни  и здоровья военнослужащих и  приравненных к ним лиц;

- выплаты  в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ);

- единовременные  пособия, определенные п. п. 2 и  3 ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих";

- возмещение  вреда на основании п. п. 5 и  6 ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих";

- единовременные  пособия, определенные п. п. 3 и  4 ст. 20 Федерального закона "О  борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ;

- социальные  пособия и компенсации, определенные  Постановлением Правительства Российской  Федерации "О дополнительных  мерах по социальной защите  членов семей военнослужащих  и сотрудников органов внутренних  дел, Государственной противопожарной  службы, уголовно-исполнительной системы,  непосредственно участвовавших  в борьбе с терроризмом на  территории Республики Дагестан  и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в  связи с выполнением служебных  обязанностей" от 25 августа 1999 г. N 936 и Приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 26 января 2000 г. N 44;

- единовременные  пособия, установленные п. 3 ст. 9 Закона  Российской Федерации "О статусе  Героев Советского Союза, Героев  Российской Федерации и полных  кавалеров ордена Славы"47.

Данные  выплаты входят в общий гарантированный  государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий).

2. Страховая  сумма компенсирует последствия  изменения материального и (или)  социального статуса застрахованного  лица вследствие наступления  страхового случая. Формулируя этот  принцип, Конституционный Суд  Российской Федерации конкретно  указывает на то, что страховым  событием по обязательному государственному  страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц является только такое повреждение здоровья военнослужащего, вследствие которого:

- изменился  материальный статус военнослужащего;

- изменился  его социальный статус;

- одновременно  изменился его материальный и  социальный статус.

Материальный  статус военнослужащего характеризуется  его материальным благополучием, уровнем  денежного, вещевого, продовольственного обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащего.

Социальный  статус - положение военнослужащего  в общественной иерархии, совокупность прав и свобод, гарантированных государством для военнослужащих, а также объем  его обязанностей и ответственности.

3. Страховая  сумма включает в себя компенсацию  материального ущерба и морального  вреда, связанного с наступлением  страхового случая. Конституционным  Судом Российской Федерации определено, что страховая сумма по обязательному  государственному страхованию жизни  и здоровья военнослужащих и  приравненных к ним лиц представляет  собой денежную сумму, состоящую  из двух частей: суммы, предназначенной  для компенсации материального  вреда, и суммы, предназначенной  для компенсации морального вреда.

Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, регулируемого Федеральным  законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, предполагающего  выплату при наступлении страховых  случаев соответствующих страховых  сумм, обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных  прав - ч. 2 ст. 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ст. 35, ч. 1 ст. 41, ст. 53 Конституции Российской Федерации, а также осуществляется гарантируемое ст. 39 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение граждан в случае потери кормильца.

Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", если члены семей военнослужащих одновременно имеют право на получение  одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляется по их выбору льгота, гарантия и компенсации по одному основанию.

В заключении данного параграфа стоит отметить, что сравнительный анализ объема и размера возмещения вреда военнослужащему по гражданскому и военному законодательству свидетельствует о том, что выплаты, предусмотренные гл. 59 ГК РФ, и обязательное государственное страхование жизни военнослужащих не в состоянии устранить в полном объеме негативные последствия, возникающие в имущественной сфере потерпевшего вследствие причинения вреда жизни. При этом выплаты, назначаемые военнослужащему в соответствии с гл. 59 ГК РФ, значительно превышают те, которые предусмотрены военным законодательством.

2.4 Ответственность за вред, причиненный  в связи со смертью гражданина  или повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей

Вред, причиненный  жизни или здоровью гражданина, выражается в смерти человека либо в причинении ему травмы или увечья. Такой вред во всех случаях не может быть ни возмещен в натуре, ни компенсирован  денежными средствами. Однако при  этом у потерпевшего обычно возникают  имущественные потери, поскольку  вследствие полученных травм или  увечий он временно или постоянно  лишается возможности получения  прежнего заработка или иного  дохода, вынужден нести дополнительные расходы на лечение и т.п. В  случае смерти гражданина такие потери могут понести близкие ему  лица, лишающиеся в результате этого  источника доходов или содержания48.

З.М.А. в  интересах З.Н.В. обратилась в суд  с иском открытому акционерному обществу "Разрез Тал-Юрях" об оплате проезда и перерасчете ежемесячных платежей в возмещение вреда, связанного с повреждением здоровья при исполнении трудовых обязанностей.

В обоснование  иска указала, что в результате дорожно-транспортного  происшествия ее супруг З.Н.В., состоявший в трудовых отношениях с обществом, получил трудовое увечье. В счет возмещения вреда ему установлены  ежемесячные платежи, с размером которых она не согласна.

Поскольку администрацией акционерного общества в оплате проезда и в перерасчете  возмещения ей отказано, просила о  взыскании стоимости проезда  и производстве перерасчета ежемесячных  платежей в возмещение вреда.

В соответствии со ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с  исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. (с последующими дополнениями и изменениями) и действовавших  на момент причинения вреда З.Н.В., суммы  возмещения вреда подлежат индексации в связи с ростом стоимости  жизни и увеличением минимального размера оплаты труда.

Правила ст. ст. 318, 1091 ГК РФ также предусматривают  увеличение размера возмещения вреда  в связи с повышением стоимости  жизни и увеличением минимального размера оплаты труда. Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке49.

Вред, причиненный  жизни и здоровью гражданина, подлежит возмещению в рамках внедоговорных  обязательств и в тех случаях, когда он является результатом ненадлежащего исполнения договора. Например, вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или туриста, возмещается по правилам о деликтных обязательствах, а не об обязательствах, возникших из договора пассажирской перевозки или туристско-экскурсионного обслуживания. Это же касается и случаев причинения указанного вреда гражданину при исполнении им обязанностей военной службы, службы в милиции и других подобных обязанностей, в том числе возникших в силу трудового договора (ст. 1084 ГК). В частности, по этим правилам возмещается и вред, возникший у работника в связи с профессиональным заболеванием, вызванным тяжелыми, небезопасными условиями его труда (например, пневмокониоз и силикоз у шахтеров, поражение слухового нерва у профессиональных радистов и т.п.)50.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан