Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:19, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Права человека имеют первостепенное значение в современном обществе. Права человека — это определенные нормативно — структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями его жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими субъектами. Права человека не отчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прав - на жизнь, на здоровье, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Право человека на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью 6
1.2 Способы защиты жизни и здоровья граждан в системе личных неимущественных прав 17
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 33
2.1 Гражданско-правовая охрана здоровья и жизни пациента 33
2.2 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью 40
2.3 Возмещение вреда жизни и здоровью военнослужащих 45
2.4 Ответственность за вред, причиненный в связи со смертью гражданина или повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Файлы: 1 файл

Дипломна работа..docx

— 142.10 Кб (Скачать)

В-третьих, блокируют модернизацию системы  государственного и муниципального здравоохранения в силу ее пребывания в "парниковом" периоде.

Рассмотрим  и иные функции обязательств вследствие причинения вреда, которые могут учитываться при разработке законодателем норм об ответственности за причиненный здоровью или жизни пациента вред.

Вторая  функция - воспитательно-предупредительная. Установленная законом обязанность  правонарушителя возместить вред, причиненный  им, воспитывает у граждан чувство  неприкосновенности собственности, жизни, здоровья людей, побуждает соблюдать  в обществе законность и правопорядок. Серьезное воспитательное воздействие  деликтные обязательства оказывают и на потенциальных правонарушителей, способствуя недопущению злоупотребления правом.

Сводить значение института возмещения вреда  лишь к восстановительной функции - значит упрощать, принижать роль деликтной ответственности в целом. Его значение выходит далеко за пределы восстановительной задачи и преследует гораздо более широкую цель - предупредить самую возможность появления вредоносных фактов.

Конечно, институт возмещения внедоговорного вреда  вряд ли может быть сведен только к  функции восстановления нарушенных прав и интересов участников гражданского оборота. Он имеет и воспитательное или предупредительное значение. Данный подход заложен самими основами права, предусматривающими широкую  палитру возможностей, заложенных в  его нормах и институтах. Сама угроза возмещения причиненного вреда - серьезный стимул для воздержания от правонарушений, совершения действий, направленных на недопущение причин и условий, способствующих правонарушениям.

Исполнитель медицинской услуги, если он стремится  к получению прибыли, что достигается в том числе и минимизацией издержек, вряд ли оставит без внимания факт причинения вреда здоровью пациента, повлекший за собой убытки (выплаченная компенсация или устранение за свой счет недостатков услуги). В этом случае будут не только наказаны виновные (если они есть), но и вскрыты причины и условия, способствовавшие причинению вреда. Медицинская деятельность представляет собой сочетание сложных технологических процессов, в которых задействован персонал (работники). Поэтому причиненный вред обычно является следствием сочетания различных нарушений.

Как нам  представляется, целевое назначение обязательств вследствие причинения вреда также должно быть охарактеризовано через призму чаяний и интересов, а также угроз субъектов деликтных отношений.

Для потерпевшего (кредитора) цель прежде всего состоит в том, чтобы фактически были устранены неблагоприятные последствия правонарушения. Обеспечивая устранение имущественных последствий правонарушения, обязательства, возникающие из причинения вреда (как вид гражданско-правовой ответственности), тем самым выполняют свою основную, главную, функцию - восстановительную (компенсационную).

Для причинителя вреда или иного обязанного субъекта цель может быть на первый взгляд неочевидна и неважна. В то же время именно через сигнализацию как составной элемент предупредительной функции может быть запущен механизм реализации, с одной стороны, общественного порицания, с другой – действий фактического и юридического характера, направленных на недопущение повторения такого рода последствий (изменения организационного и технического характера, создание резервных фондов, для оперативного устранения последствий правонарушения, страхование и проч.).

Нельзя  оставлять без внимания и "публично-правовой элемент" в рассматриваемых отношениях. Общество и государство должны быть заинтересованы в обеспечении стабильности отношений по возмещению вреда. С  одной стороны, нормы права должны обеспечивать потерпевшему реальную защиту его прав и охраняемых законом  интересов, с другой - нормы права  должны обеспечивать возможности "безболезненного" выхода из создавшейся ситуации для  кредитора (исполнителя медицинской  услуги). Данная проблема в настоящее  время не может быть признана решенной. В ряде стран функционирует институт обязательного страхования профессиональной ответственности. В России пока делает робкие шаги добровольное страхование  профессиональной ответственности  исполнителей медицинских услуг. Механизм реализации функций деликтной ответственности оптимизирует и механизм страхования профессиональной ответственности. В условиях единичных выплат за причиненный здоровью или жизни пациента вред страховой механизм, с одной стороны, мало востребован жизнью, с другой - в условиях незначительного числа страхователей дорог30.

Иногда  в литературе подчеркивается и карательный  аспект в функциях по возмещению вреда. Так, В. Варкалло исходит из того, что ответственность по возмещению вреда выполняет три функции: карательную (наказательную), превентивно-воспитательную, компенсационную.

Действующим законом или договором может  быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию сверх возмещения вреда (п. 1 ст. 1064, ст. 1085 ГК и др.). Наложение дополнительного обременения и является собственно наказанием для причинителя вреда.

Приведенный анализ взглядов на функции деликтных обязательств, их содержание применительно к исследуемым общественным отношениям позволяет сделать вывод о том, что обязательства вследствие причинения вреда могут выполнять три функции: компенсационную (или восстановительную); предупредительно-воспитательную (или превентивную); карательную (или репрессивную).

При этом основной среди них является компенсационная (или восстановительная) функция.

При наличии  полного состава гражданского правонарушения, всех необходимых условий ответственности  могут реализовываться в той  или иной мере все три функции  обязательств из причинения вреда. При  наличии усеченного состава правонарушения (когда не требуется вина причинителя вреда или иного обязанного лица) речь может идти только о реализации в полной мере компенсационной функции. Такая ситуация возможна при так называемых врачебных ошибках31. За ошибки в ряде клинических ситуаций также необходимо отвечать, что проявляется путем претерпевания неблагоприятных экономических последствий, однако в этом случае речь не может идти о реализации хоть в какой-нибудь мере карательной функции. Иное решение полностью противоречит сущности института юридической ответственности. Превентивная функция в ситуации врачебной ошибки не имеет той значимости, которая отводится ей при наличии вины в деяниях исполнителя услуги (в лице медицинского персонала), однако не может быть полностью сброшена со счетов. Анализ каждой врачебной ошибки позволяет выявить причину или причины, повлекшие за собой невиновное причинение вреда здоровью пациента. Чаще всего в качестве таковых выступает недостаточная квалификация медицинского работника или сочетание недостаточной квалификации с дефицитом времени, сил и средств организации применительно к конкретному клиническому случаю (организационно-хозяйственные причины). На такие причины или их совокупность также можно и нужно влиять, хотя осуществить комплекс таких мероприятий гораздо сложнее, а их результат не является таким очевидным32.

В заключении данного параграфа следует заметить, что в действующем законодательстве об охране здоровья граждан данные функции отчетливо не прослеживаются, что является его недостатком. В основном оно содержит отсылки к действующему законодательству или же указывает на отдельные элементы, условия ответственности. Для оптимизации правоприменительной практики, а также обеспечения качества и стабильности здравоохранительных правоотношений следует, на наш взгляд, учитывать данные функции в правотворческой практике при подготовке законодательных актов, направленных на регламентацию отношений в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи.

2.2 Ответственность перевозчика за  причинение вреда жизни и здоровью

Кодекс  торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) содержит дифференцированный подход к определению правил ответственности  перевозчика за причинение вреда  жизни и здоровью пассажира, зависящих  от определенных условий. К числу  таких условий относятся, во-первых, вид договора перевозки пассажиров, во-вторых, субъектный состав рассматриваемой  договорной конструкции33.

Данный  вывод следует из содержания п. 1 и п. 2 ст. 197 КТМ РФ. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 197 КТМ РФ правила, установленные главой IX КТМ РФ об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, и об ограничении такой ответственности, применяются при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации. Согласно же п. 2 ст. 197 КТМ РФ, в случае если перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации.

Из анализа  содержания указанных норм следует, что применение главы IX КТМ РФ в  части регламентирования ответственности  перевозчика за причинение вреда  жизни или здоровью пассажира  обусловлено следующими обстоятельствами:

- во-первых, необходимо, чтобы перевозка пассажиров  осуществлялась в заграничном  сообщении;

- во-вторых, чтобы и перевозчик, и пассажир  не являлись организациями или  гражданами Российской Федерации.

Если  же перевозчик и пассажир являются одновременно гражданами (организациями) Российской Федерации, то в этом случае в соответствии со ст. 800 ГК РФ вступает в действие глава 59 ГК РФ, причем независимо от того, заключен договор перевозки  в каботаже или в заграничном  сообщении.

Как видно, п. 1 и п. 2 ст. 197 КТМ РФ не дают ответов  на следующие вопросы:

Какой источник подлежит применению, если перевозка  пассажиров и багажа осуществляется в каботаже, а одна из сторон договора является гражданином или организацией иностранного государства?

Какой источник подлежит применению, если перевозка  пассажиров и багажа осуществляется в заграничном сообщении, а одна из сторон договора является гражданином  или организацией иностранного государства?

Какой источник подлежит применению, если перевозка  пассажиров и багажа осуществляется в каботаже, а перевозчик и пассажир являются гражданами или организациями  иностранного государства (и возможна ли в принципе такая ситуация)?

Поскольку во всех вышеперечисленных случаях  речь идет о гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, представляется необходимым использовать нормы международного частного права, содержащиеся в главе XXVI КТМ РФ "Применимое право" и в разделе VI ГК РФ "Международное частное право".

В связи  с этим интересным представляется вопрос об иерархическом соотношении норм КТМ РФ и ГК РФ в части регулирования  отношений, составляющих предмет международного частного права. Ответ на этот вопрос должен быть дан, принимая во внимание принцип lexspecialisderogategenerali - "специальный закон вытесняет общий". Безусловно, в качестве специального закона выступает в данном случае КТМ РФ, поскольку подвергает регулированию более узкий круг имущественных отношений, связанных с торговым мореплаванием. Поэтому при коллизии норм, содержащихся в этих нормативно-правовых актах, должны применяться правила, предусмотренные КТМ РФ.

КТМ РФ не использует понятие "международная  перевозка", а заменяет его такими терминами, как "заграничное плавание" (ст.ст. 28, 29 КТМ РФ) и "заграничное  сообщение" (ст.ст. 187, 197, 409 КТМ РФ). Также нужно иметь в виду, что российский кодифицированный акт не содержит определений данных понятий, поэтому о содержании последних можно судить из толкования статьи 4 КТМ РФ, посвященной перевозке в каботаже.

Применительно к оставшимся двум случаям (перевозка  в каботаже; перевозчик и пассажир - иностранные лица или один из контрагентов - иностранное лицо) необходимо принимать  во внимание внутреннее законодательство Российской Федерации. Поскольку в соответствии с российским законодательством ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира по общему правилу строится в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ, то при осуществлении перевозки в каботаже, когда хотя бы одной из сторон выступает иностранное лицо, подлежит применению ст. 1219 ГК РФ, в которой определяется право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

В ситуации, когда вред жизни или здоровью пассажира причиняется при осуществлении  перевозки в каботаже и одна из сторон договора является иностранным  лицом, ответственность перевозчика  должна определяться, прежде всего, по правилам п. 1 ст. 1219 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1219 ГК РФ в качестве общего правила  воспроизводит первый из вышеназванных  принципов, указывая, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или  иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда. Поскольку в рассматриваемом  случае речь идет о перевозке в  каботаже, необходимо применять нормы  российского законодательства.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан