Государство современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является определение подходов к понятию государства, выяснение сущности, изучение различных форм и типологий государства.
Для достижения указанных целей были решены следующие задачи:
Выявить понятие государства и рассмотреть его в теоретико-правовом аспекте;
Выявить и охарактеризовать сущность государства;
Определить и охарактеризовать формы государства;
Определить и охарактеризовать типы государств;
Обобщить с объективной точки зрения получившийся материал;
Сделать соответствующие выводы по изученному материалу.

Оглавление

Введение 3
1. Государство: понятие и сущность 6
1.1 Подходы к понятию государства 6
1.2 Сущность государства 9

2. Разновидность типов и форм государства 14
2.1. Типология государств 14
2.2. Формы государства 18

3. Государство современной России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Государство типы, формы, сущность.rtf

— 487.24 Кб (Скачать)

Главное в сущности государства - содержательная сторона, т.е. то, чьи интересы, данная политико-правовая организация публичной политической власти осуществляет, на каких принципах действует при их осуществлении и на какие методы опирается. Следовательно, в современной юридической литературе можно выделить основные подходы к сущности государства: классовый, общечеловеческий (общесоциальный), национальный, расовый и религиозный.

Первый подход - классовый. В советской юридической литературе сущность государства достаточно продолжительное время рассматривалась только с классовых позиций и ни в коем случае не допускалась мысль о государстве как орудии урегулирования и прекращения классовых противоречий. Суть данного подхода содержит в себе марксистско-ленинская теория государства, которая является на сегодняшний момент единственной, которая бы полностью раскрывала классовую сущность государства. В данной теории заложен принцип научного подхода к государству как «явлению, исторически существующему и развивающемуся, с одной стороны, и как к явлению, представляющему собой орудие политического господства в классовом обществе, с другой стороны»28.

Такой подход, по мнению М.И. Байтина29, обеднял и искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального значения, ориентировал на приоритет принудительной и насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Марксистко-ленинская теория рассматривает государство как «исторически сложившуюся форму объединения общества, в котором господствует один класс, обладающий материальными средствами навязывания всему обществу таких отношений и порядков, которые выгодны ему одному»30. Данная теория не отрывает процесс возникновения и развития государства от процесса развития общества, но показывает, что государство, возникнув на определённом этапе, сменяет старую форму организации общественных отношений, а на другом этапе отмирает, уступив своё место новой форме организации общества. Так как государство является организацией, в которой господствует сила одного класса над другим, этот господствующий класс выдаёт свои интересы за интересы всего общества.

Важно отметить, что для восприятия и понимания сущности государства недостаточно лишь классового подхода. Государство имеет и общечеловеческую сущность.

Общесоциальный (общечеловеческий) подход. Суть данного подхода состоит в том, что государство можно определить как организацию публичной политической власти, создающую условия для удовлетворения интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как «средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс»31. Государство такой сущности, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.

Данная позиция обуславливает возвышение интересов общества над интересами отдельных классов, интересов человеческих над интересами определённой нации и т.д. Деятельность такого государства направлена на решение общесоциальных проблем. Важнейшей задачей такого государства является обеспечение прав и свобод различных групп населения данного государства и обеспечение достойного образа жизни этого населения. Для государства, рассматриваемого в качестве орудия социального компромисса, неотъемлемой часть является плюрализм. Его формы многообразны: властей, многопартийность, разделение властей, свобода совести и т.д.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства - классовой (стремление правящих выражать волю тех, интересы которых они представляют) и общечеловеческой (приверженность государства к общечеловеческим идеалам, защита прав и обязанностей населения данного государства). Следовательно, «обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития»32. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п., - отмечает Л.А. Морозова33.

Таким образом, у государства, к сущности которого доминирует общечеловеческий подход, будут доминировать общечеловеческие черты (защита прав и обязанностей населения данного государства). У государства устроенного в соответствии с другим подходом к его сущности - классовым, будут тоже проявляться общечеловеческие черты, но их удельный вес будет значительно меньше, а содержание деятельности данного государства будет составлять выражение интересов тех, кто держит в своих руках власть.

Наряду с этими основными можно выделить такие подходы к сущности государства как, религиозный, национальный, расовый, в рамках которых будут доминировать, в политике государства, религиозные, национальные и расовые интересы.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов определенной религии.

Так, среди примеров таких государств можно выделит следующие:

  • Католический - Ватикан;
  • Исламские - Иран, Ирак.

Данные государства в своей политической деятельности руководствуются, в большей мере, религиозными началами.

В рамках национального подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов отдельной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данного государства.

В рамках расового подхода государство можно определить как политико-правовую организацию публичной политической власти, содействующую осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данного государства.34

Таким образом, говоря о сущности государства необходимо отметить её многообразие. Она не сводится только к классовым и общечеловеческим началам, также присутствуют религиозные, национальные и расовые начала, поэтому в сущности государства в зависимости от исторических политических и экономических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Типы и формы государства

2.1 Типология государств

 

    Государство, по утверждению Ф. Энгельса, - это машина для подавления одного класса другим. Той же точки зрения придерживался В.И. Ленин. Государство, есть орган господства определенного класса, который не может быть примерен со своим антиподом35.

В общем именно из этих положений вытекают признаки разделения государств на типы - типология.

Типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного36.

В формационном подходе определение типа государства означает определение и конкретизацию его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения.

Существует 4 типа общественно-экономической формации государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,-- каждое со своим набором признаков.

Смена одного исторического типа другим -- процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий37.

При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Английский историк А.Дж. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций -- египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.38

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

А.Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло - остаются неизменными39.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития40.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств41.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств, определения принципов деятельности каждого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2.2 Формы государства

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.

       В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.42

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.43

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.44

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

Информация о работе Государство современной России