Государство современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является определение подходов к понятию государства, выяснение сущности, изучение различных форм и типологий государства.
Для достижения указанных целей были решены следующие задачи:
Выявить понятие государства и рассмотреть его в теоретико-правовом аспекте;
Выявить и охарактеризовать сущность государства;
Определить и охарактеризовать формы государства;
Определить и охарактеризовать типы государств;
Обобщить с объективной точки зрения получившийся материал;
Сделать соответствующие выводы по изученному материалу.

Оглавление

Введение 3
1. Государство: понятие и сущность 6
1.1 Подходы к понятию государства 6
1.2 Сущность государства 9

2. Разновидность типов и форм государства 14
2.1. Типология государств 14
2.2. Формы государства 18

3. Государство современной России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Государство типы, формы, сущность.rtf

— 487.24 Кб (Скачать)

                                             План

 

Введение 3

1. Государство: понятие и сущность 6

1.1 Подходы к понятию государства 6

1.2 Сущность государства 9

 

2. Разновидность типов и форм государства 14

2.1. Типология государств 14

2.2. Формы государства 18

 

3. Государство современной России 25

Заключение 29

Список использованной литературы 30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

Введение

Актуальность данной работы обуславливается важностью рассмотрения данной темы в изучении курса теории государства и права, а так  же в том, что без знания данной темы невозможно полностью понимать понятие государства и его основную роль в жизни человека и общества.

Целью настоящей курсовой работы является определение подходов к понятию государства, выяснение сущности, изучение различных форм и типологий государства.

         Для достижения указанных целей были решены следующие задачи:

  • Выявить понятие государства и рассмотреть его в теоретико-правовом аспекте;
  • Выявить и охарактеризовать сущность государства;
  • Определить и охарактеризовать формы государства;
  • Определить и охарактеризовать типы государств;
  • Обобщить с объективной точки зрения получившийся материал;
  • Сделать соответствующие выводы по изученному материалу.

Объектом исследования в данной работе является государство, как политико-правовая организация публичной власти и присущие ему признаки, отличающие его от других политико-правовых образований. Предметом исследования является эволюция понятия государства, его сущность, типы и формы.

В работе сделан упор на труды следующих авторов: Ю.А. Дмитриева, В.О. Миронова, В.Е. Чиркина, Л.С. Мамута, В.С. Петрова и В.А. Четвернина , Абрамова И.Е., Марченко М.Н., Айвар Л.К., Байманова С.С., Чернова С.В., Левитана О.И., Караулова И.В.и многих других. Упор на труды данных авторов был сделан потому, что, на мой взгляд, именно в их работах достаточно подробно отражены различные подходы к сущности государства, понятия государства, форм и типологии государств.

Методами исследования являлись общенаучные и специальные методы познания: системный, функциональный, синтез, анализ, политико-юридический и другие методы научного исследования.

При освещении избранной темы использовались следующие нормативные источники: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Цель и задачи определили структуру работы: она состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе были рассмотрены основные идеи и подходы к понятию государства, в трудах вышесказанных авторов, а также различных подходы к пониманию сущности государства.

Вторая глава была посвящена общей характеристике основных форм государства, истории возникновения представленных форм. Классификации разнообразных типов государств.

В третьей главе были раскрыты основные черты Российской государственности, принципы федерализма России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава I. Государство: понятие и сущность.

           1. Подходы к «понятию государства»

 

Одним из самых важных вопросов в теории государства и права является вопрос об определении понятия государства. С древнейших времён предпринимались попытки дать определение понятия государства, но до сих пор отсутствует однозначное и общепринятое представление о нём.

В истории политической и правовой мысли понятие государства интерпретировалось различным образом. Чаще всего понятие государство толковалось, как политическая общность, союз людей объединённых общими признаками. Например, Аристотель, определял государство как «коллективность особого рода, возникшую ради потребностей жизни, но существующую как самодовлеющее состояние ради достижения жизни благой»1. В Ι веке до Р. Х. знаменитый римский юрист, оратор и государственный деятель, Цицерон считал государством «объединение людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»2.

Для Фомы Аквинского, государством являлось определённое политическое сообщество, образуемое ремесленниками, землевладельцами, солдатами, политиками и прочими членами общества3. По словам Марсилия, государство - это «постоянный союз, благодаря которому человек достигает самодовлеющей жизни»4.

При этом важно отметить, что «названные классики не усматривали в государстве ничего другого, кроме определённого политического сообщества, скрепляемого определёнными зависимостями людей»5.

В Новое время ряд крупнейших политико-правовых мыслителей продолжили рассматривать государство, как политическую организацию, объединяющую людей в единое целое. В частности, в начале XVI века более широкое, по сравнению с предыдущими, понятие государства ввёл в оборот итальянский мыслитель, писатель и государственный деятель, Н. Макиавелли. Г. Гроций в своём произведении «О праве войны и мира» описывал государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы»6. Впрочем, не менее убедителен взгляд на государство одного из основоположников теории правового государства, великого философа восемнадцатого века, И. Канта. Он понимал под государством «объединение множества людей, подчинённых правовым законам»7.

Марксистко-ленинская теория определяет государство как продукт классовой природы. Государство, - пишет Ленин, - «есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»8. При переходе к более подробному анализу буржуазного государства XIX века, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечают, что «государство есть по самой своей сущности капиталистическая машина, государство капиталистов идеальный совокупный капиталист»9.

В современной юридической литературе существует множество определений понятия государства, но классически оно определяется как «политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе»10.

Как указывал Г. Кельзен11, термин «государство» может употребляться в трёх значениях. Во-первых, в юридическом смысле. В этом смысле государство представляет собой юридическое лицо, фирму, организацию. Во-вторых, понятие государства может быть представлено в социологическом смысле. В данном случае государство рассматривается как определённая социологическая общность. Важно отметить, что для государства, рассматриваемого в качестве социологической общности, характерной чертой является «исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам»12. В-третьих, понятие государства может рассматриваться как определённая система правил, порядков или как политически организованное общество. Государство проявлялось и проявляется в качестве политико-правовой организации потому, что «оно устанавливает порядок использования силы, принуждения, власти»13.

Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, как определяют государство отечественные учёные-юристы.

К примеру, А.Б. Венгеров понимал под государством «политико-властную, структурную, территориальную организацию общества, имеющую социальное назначение, прежде всего выражающую и защищающую общесоциальные цели и интересы, функционирующую и развивающуюся на правовой основе, использующую в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка»14. Л.С. Мамут15, отмечал, что все имеющиеся представления о государстве можно свести в четыре группы. Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков выражающих публично-властную натуру государства. Вторую - мнения относительно его генезиса. Третью - взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства. Четвёртую - соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Всё это многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой сложное, многогранное и изменяющееся явление.

Помимо многообразных определений понятия государства, в современной юридической литературе можно выделить и основные подходы к понятию государства: теологический, арифметический (классический), юридический, кибернетический и социологический.

Хронологически первым, с исторической точки зрения, является теологический подход.

Данный подход принято считать самым ранним так как «теологические взгляды на государство зародились ещё в древнем Египте, Китае, Вавилоне, но как определённые направления, хотя и с разными истолкованиями текстов, они сложились в иудаизме, христианстве и исламе»16. Согласно данному подходу государство является продуктом творения Бога, им же определяется его деятельность, а преступление против государства, является также преступлением и против Бога.

Арифметический (классический) подход тоже имеет корни из далёкого прошлого. Согласно данному подходу государство рассматривалось как «объединение для того, чтобы построить жизнь на началах цивилизации, упорядочить отношения людей на определённой территории, используя власть народного собрания»17. Некоторые учёные считают главным в этом подходе политическую власть олигархии, другие особо выделяют роль населения. Но данный подход характеризуется определённостью, чёткостью, он отражает в некоторой мере объективную действительность того времени.

Кроме теологического и арифметического подходов целесообразно ещё выделить юридический подход к понятию государства. Суть данного подхода заключается в «выступлении государства субъектом права в международных отношениях и в отношениях внутри страны»18. За какой-либо вред, причинённый личности государство несёт ответственность. Но положения о государстве, как юридическом лице не способны в полной мере раскрыть всех его качеств как особого политико-правового учреждения.

Имеет распространение также и кибернетический подход к понятию государства. Он состоит в том, что «государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями»19. Такой подход, несомненно, отражает все реалии связанные с государством, так как осуществление публичной власти можно понимать как движение информации20.

Наиболее широкое распространение в современной науке получил социологический подход к пониманию государства. Данный подход представлен самыми различными школами, которые принято делить на марксистские и немарксистские.

В марксистской литературе государство определяется как «универсальная политическая организация общества»21. В немарксистской литературе государство рассматривается как «юридическая персонификация нации, коренящаяся в централизации экономической жизни страны»22. Государство выступает не в качестве какого-либо органа диктатуры, а в качестве одного из представителей народа, сотрудничая с ним по вопросам компромисса. В современном толковании этих школ государство не является полностью беспристрастным, так как на его деятельность оказывается определённое влияние, выражающееся в деятельности заинтересованных групп (групп давления)23. Именно из-за этого некоторые авторы рассматривают государство как явление, имеющее определённые черты классовости, а внеклассовый характер государства служит одним из важнейших факторов выполнения функций арбитра в отношениях между различными слоями и группами общества.

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

  • Во-первых, вопрос о понятии государства является дискуссионным;
  • Во-вторых, в современной теории государства и права доминирует классическое определение понятия государства;
  • В-третьих, необходимо отметить большой научный интерес к определению понятия государства;
  • В-четвёртых, исследования по вопросам государства привлекают внимание как отечественных, так и иностранных учёных-юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность государства 

государство власть суверенитет теологический

При рассмотрении такого вопроса как сущность государства, необходимо отметить, что сущность любого государства составляет то главное в нём, к чему оно стремится, то которое определяет его необходимость в обществе, то без чего государство не может нормально существовать, функционировать и развиваться.

А.В. Венгеров и В.Н. Протасов под сущностью государства понимают одну из составных частей его понятия, т.е. один из его признаков - признак «сущностной значимости»24. Раскрыть сущность государства, отмечает Р.В. Шагиева, - «значит выявить то главное, определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства»25.

Рассуждения на тему сущности государства с древнейших времён относятся к числу дискуссионных. Разнообразие рассуждений по этим вопросам зависит от многих факторов. В первую очередь, на взгляды о сущности государства влияют исторические условия его развития. В определенное время в различных цивилизациях государственная жизнь характеризуется своими политическими, социально-экономическими, культурными, национальными и другими особенностями, которые могут решающим образом влиять на то, кто и в чьих интересах осуществляет государственную власть. Представления о сущности государства зависят также от мировоззренческих позиций: от их философских или религиозных убеждений. К примеру, религиозный мыслитель с большой долей вероятности будет видеть предназначение государства в осуществлении божественной воли, а философ, придерживающийся материалистических взглядов, -- в реализации экономических интересов общества26.

При рассмотрении сущности государства, отмечают Матузов Н.И. и Малько А.В27, также важно учитывать два аспекта:

  • Во-первых, любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
  • Во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Информация о работе Государство современной России