Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Задачи Временного правительства были сформулированы в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, принятой 3 марта 1917 г. Они сводились к следующему:
организация созыва Учредительного собрания, на которое возлагалось решение вопроса о власти;
введение демократических прав и свобод граждан;
выборы местного самоуправления;
проведение первых демократических реформ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3

ГЛАВА I. Двоевластие и его причины………………………………….. .……5
Временное правительство………………………………………..…5
Петроградский Совет………………………………………..…….10

ГЛАВА II. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики……………………………………………………………. ………..15
2.1 Изменения в государственном строе в период республики ………15
2.2 Законодательная политика Временного правительства………..…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................32

Файлы: 1 файл

курсовая готовое.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

17 марта 1917 г. Временное правительство выпустило постановление об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления, в котором предполагалось:

  • заменить смертную казнь ссылкой в каторжные работы на 15 лет;
  • освободить от наказания всех присужденных к наказанию не выше заключения в крепости и тюрьме;
  • лицам, присужденным к каторге, сократить срок наполовину, бессрочную каторгу заменить срочною на 15 лет;
  • лиц, выразивших готовность послужить Родине на поле брани в рядах защитников Отечества, условно освободить от наказания;
  • наполовину сократить срок неотбытого наказания при добровольном возврате лиц, бежавших из мест заключения;
  • распространить льготы на дезертиров, если они явятся не позже 1 мая (затем срок продлевался до 15 мая и т. д.);
  • освободить от каторжных работ и перевести в разряд ссыльнопоселенцев несовершеннолетних лиц, осужденных в каторгу на срок менее 4 лет, и др.10

Мероприятия в сфере юстиции проводились постоянно. Принимались документы о временном возложении на членов Петроградского окружного суда обязанностей мировых судей в пределах петроградского столичного и уездного судебно-мировых округов, о возврате залогов, установленных в качестве гарантии явки к следствию и суду, и проч.

5 мая 1917 г. министром юстиции стал  П. Н. Переверзев. Новые люди заняли многие ключевые посты. Руководителем Главного тюремного управления был назначен профессор А. Жижеленко. Уже 8 марта 1917 г. он издал указ тюремной инспекции и администрации: «Прошу не забывать, что главная задача наказания — перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств. Все, что способно умалить личные достоинства человека, должно быть устранено из режима лишения свободы. Предлагается не применять телесных наказаний, наложение кандалов. Чины тюремной администрации, нарушавшие тюремный долг или совершившие преступления по службе, немедленно предаются суду». 10 марта Главное тюремное управление созвало совещание об урегулировании мест заключения, обсуждались вопросы создания единого «банка данных» — списка всех заключенных для выдачи справок о них в это запутанное время, вопрос взаимоотношений с надзирателями — ставленниками старого режима и другие проблемы.

16 марта вышел выразительный, продиктованный обстановкой в стране и, в частности, на транспорте циркуляр министра юстиции о праве председателей и членов окружных судов на проезд в товарных вагонах. 25 марта 1917 г. Временное правительство постановило образовать при Министерстве юстиции Комиссию «для восстановления основных начал Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве». Временное правительство признало, что Судебные уставы были изначально испорчены позднейшими узаконениями, подорвавшими начала правильного судопроизводства: гласности, независимости судей и участия в суде общественных элементов. Судебная же практика в деле уклонения от этих начал пошла еще дальше — независимость стала пустым звуком, гласность исчезла из зала суда по первому желанию администрации, наиболее важные дела (государственные, должностные преступления) были изъяты из ведения суда присяжных заседателей. Допросы проводились с пристрастием и угрозами, применялись даже пытки.

Временное правительство не решило один из основных вопросов революции — аграрный. Постановление по земельному вопросу от 19 марта провозгласило, что решение о проведении земельной реформы может принять только Учредительное собрание. До его созыва министру земледелия было поручено провести подготовительную работу, собрать необходимые материалы для решения земельного вопроса. Постоянные крестьянские волнения заставили правительство принять постановление «Об охране посевов» (11 апреля 1917 г.). Продовольственные комитеты получили право контроля за обработкой земли. Незасеянные земли подлежали принудительной передаче в аренду другим земледельцам. В случае насильственной порчи посевов в результате народных волнений было гарантировано владельцам возмещение убытков. Окончательная дискредитация Временного правительства в глазах крестьянства произошла летом 1917 г., когда в деревню были направлены воинские отряды для принудительной реквизиции хлеба по твердым ценам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период с февраля по октябрь 1917 года в истории России отмечен возникновением и развитием буржуазной государственности. Составными элементами этого процесса следует считать:

  • стремление буржуазии сохранению аппарата управления царского правительства и приспособление его к новым условиям;
  • создание новых органов управления буржуазным государством;
  • разрушение революционными массами наиболее реакционных органов старого государственного аппарата управления.

Из старых элементов государственного аппарата продолжили функционировать:

  • правительствующий сенат - высший судебный орган страны;
  • министерства: иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности, финансов, юстиции, путей сообщения, земледелия, народного просвещения, государственного контроля;
  • особые совещания по топливу, оборонные, по перевозкам, по продовольствию, по устройству беженцев.

Некоторые из них были реорганизованы, но методы работы органов не изменились. Вместе с тем, был создан ряд учреждений. Правительство не могло игнорировать вопросы упорядочения трудовых отношений в интересах рабочего класса, разрешения продовольственной проблемы обеспечения национального равноправия. Были образованы новые Министерства: труда, продовольствия, почт и телеграфов, исповеданий, общественного призрения. Для разработки земельной реформы был образован Главный земельный комитет при Министерстве земледелия, а на местах - губернские, уездные и волостные земельные комитеты.

С целью создания видимости борьбы с хозяйственной разрухой и отвлечения масс от активной революционной борьбы были учреждены экономический Совет и Главный экономический комитет, которые не смогли стать органами регулирования экономической жизни.

Для разработки законопроектов, обсуждения правовых вопросов и осуществления работы по созыву Учредительного собрания было сформировано Юридическое совещание из представителей кадетов. Хотя в него входили крупнейшие юристы России, оно не смогло подняться выше классовых интересов, стремилось сохранить царские законы, сословные привилегии.

Временное правительство принимало меры к укреплению карательной системы. Оно сохранило основные звенья царской судебной системы. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды и мировая юстиция. Временное правительство упразднило лишь наиболее ненавистные народу верховный уголовный суд и особое присутствие в Сената, а в судебных палатах заменило сословных представителей присяжными заседателями.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не сумели понять всей глубины социальной напряженности в стране и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Демократический строй в тех исторических условиях оказался бессилен перед разрухой, угрозой голода и дальнейшим обнищанием народа. Экономический и социальный кризис, разочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по «сильной руке» в различных слоях общества. На этом социально-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гомола А.И. История государства и права России: учеб. пособие / С.Г. Панцерная. – М.: Мастерство, 2001. – 192 с.
  2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2007. – 752 с.
  3. Зуев М.Н. Отечественная история: учеб. пособие в 2 кн.: Кн. 2.: Россия в XX – начале XXI века. / М.Н. Зуев. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 672 с.
  4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие / И.А. Исаев. — М.: Юрист, 1993. ― 272 с.: ил.
  5. История государства и права России: учебник / В.М. Клеандрова, Мулукаев, А.А. Сенцов и др.; под ред. Ю.П. Титова.- М.: ТК Велби; Проспект, 2005.- С.524-537.
  6. История государственного управления в России: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2004. – 390 с.
  7. Куликов В.И. История государственного управления в России: учебник / В.И. Куликов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  8. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник / Н.А. Омельченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 464 с.
  9. Стешенко Л.А. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. – М.: НОРМА, 2003. – 752 с.
  10. Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.2 XX в. / Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. - М.: НОРМА, 2003. – 480 с.

 

1 Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. – М.: НОРМА, 2003. – С. 682-683.

 

2 История государственного управления в России: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2004. – С. 216.

 

3 Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. – М.: НОРМА, 2003.- С. 686-687.

4 История государственного управления в России: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М.: РАГС, 2004. – 390

5Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. – М.: НОРМА, 2003. – с.684

 

6 Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.2 XX в. – М.: НОРМА, 2003. – С. 12-13

 

7 Гомола А.И. Панцерная С.Г. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2001. – С. 104-105.

 

8 Гомола А.И. Панцерная С.Г. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2001. – С. 107.

9 Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. – М.: НОРМА, 2003. – С.704.

 

10 Стешенко Л.А., Шамба  Т.М. История государства и права России: Академический курс. – в 2 т. – т.1 V - начало XX в. – М.: НОРМА, 2003. – С. 700-701.


Информация о работе Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)