Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Задачи Временного правительства были сформулированы в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, принятой 3 марта 1917 г. Они сводились к следующему:
организация созыва Учредительного собрания, на которое возлагалось решение вопроса о власти;
введение демократических прав и свобод граждан;
выборы местного самоуправления;
проведение первых демократических реформ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3

ГЛАВА I. Двоевластие и его причины………………………………….. .……5
Временное правительство………………………………………..…5
Петроградский Совет………………………………………..…….10

ГЛАВА II. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики……………………………………………………………. ………..15
2.1 Изменения в государственном строе в период республики ………15
2.2 Законодательная политика Временного правительства………..…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................32

Файлы: 1 файл

курсовая готовое.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

5 мая 1917 г. было учреждено Министерство  труда во главе с меньшевиком  М. И. Скобелевым. Государство в лице министерства должно было вмешиваться в социальные отношения и регулировать трудовые конфликты. Оно состояло из шести отделов:

  1. Отдел законодательных предположений;
  2. Отдел охраны труда; 
  3. Отдел урегулирования взаимоотношений между трудом и капиталом;
  4. Отдел социального страхования;
  5. Отдел рынка труда;
  6. Отдел статистики.

Позднее образовались три комитета: по распределению рабочей силы, послевоенной демобилизации и условиям труда на государственных предприятиях. 11 июля 1917 г. правительство издало закон о местных комиссарах Министерства труда. Комиссары труда назначались министром труда до момента создания инспекций труда. Закон предусматривал назначение 40 комиссаров, но к концу августа их насчитывалось только 20. На комиссаров возлагались следующие обязанности:

  • осуществлять надзор за исполнением трудового законодательства и страхованием рабочих;
  • организовывать примирительные камеры и третейские суды;
  • организовывать биржи труда и местную рабочую статистику;
  • защищать интересы труда в регулирующих учреждениях.

Временное правительство настаивало на том, чтобы конфликты между трудом и капиталом подлежали обязательному примирительному разбирательству. Поэтому оно предпринимало шаги для организации разного рода примирительных учреждений. В марте 1917 г. при участии правительства была образована Центральная примирительная камера в Петрограде. Позднее Примирительная камера появилась при Министерстве труда.

Одним из наиболее значимых министерств в этот период было Министерство юстиции. 5 марта для заведования отдельными министерствами Исполнительный комитет Думы назначил особых комиссаров из состава депутатов. На Министерство юстиции были назначены В. А. Маклаков, М. С. Аджемов, В. М. Баскаков. Министром юстиции был назначен А. Ф. Керенский.

В связи с тем, что «между солдатами, населением и рабочими возникают в городе печальные недоразумения», были образованы временные суды, состоявшие из трех членов — мирового судьи, представителя армии и представителя рабочих, имеющих равные права. Первое упоминание о временных судах датировано 3 марта, а 8 марта для них опубликована инструкция.

Временным судам были подсудны деяния против личности и имущественной безопасности граждан, против общественного порядка и спокойствия, в том числе посягательства против нового порядка. Суд имел право налагать следующие наказания: выговор, замечание, внушение, штраф не свыше 1000 руб., арест не свыше 3 месяцев, тюремное заключение не свыше 1,5 лет. Более серьезные дела передавались в другие органы. Решения временного суда обжалованию не подлежали, но могли быть отменены Министерством юстиции в порядке надзора. Также в функцию судов входил надзор за тем, чтобы никого не содержали под стражей без надлежащего постановления Временного правительства. Всех неправильно задержанных суд должен был немедленно освобождать.

Указом 5 марта 1917 г. при министре юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Комиссия просуществовала до Октябрьской революции. Деятельность ее заключалась в допросах высших царских чинов, генералов, придворных лиц, а также отдельных партий. Комиссия выявила множество фактов нарушения законности и принципов судопроизводства: гласности и несменяемости судей, независимости судей в рассмотрении дел; зафиксировала случаи смягчения наказания погромщикам (черносотенцам, полицейским), применения телесных наказаний к политическим заключенным; установила факты невозбуждения или прекращения судебных дел в отношении секретных сотрудников полиции и провокаторов и т. п.

При Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решения Временному правительству. Вообще в Минюсте создавалось множество комиссий по различным вопросам: Комиссия, предназначенная разобраться с арестами в Кронштадте (создана 13 марта), Комиссия по пересмотру учреждения судебных установлений (провела совещание в мае), Комиссия по пересмотру уставов уголовного и гражданского судопроизводства, Комиссия по пересмотру и введению в действие Уголовного уложения 1903 г. Временное правительство издавало много постановлений по проблемам юстиции: 26 апреля — об отмене ссылки, о должностях в Министерстве юстиции, 4 мая — о временном устройстве местного суда.

Но уже вскоре стали приниматься решения по ужесточению правового режима. В июне 1917 г. председателям судебных мест было приказано вне очереди рассматривать дела о преступлениях на железных дорогах и водных путях. 20 июня поднимается вопрос о восстановлении уголовных дел, уничтоженных во время событий в конце февраля — начале марта 1917 г.

17 июля при Минюсте была организована Следственная комиссия для расследования степени участия отдельных частей войск и чинов гарнизона Петрограда и его окрестностей в восстании 3-5 июля 1917 г., 29 августа — Чрезвычайная комиссия для расследования дела о бывшем Верховном главнокомандующем генерале Корнилове и соучастников его. 19 сентября Министерство юстиции обратилось к прокурорам в связи с тем, что на местах в угрожающей степени участились случаи нарушения государственного порядка и правильного течения общественной и экономической жизни различными «самочинными» организациями, а также случайными скопищами, действующими под влиянием преступных подстрекательств. Чрезвычайно возросло количество тяжких общеуголовных посягательств — против личной свободы, жизни и имущества граждан.

15 июня 1917 г. было принято решение  об учреждении при министре  юстиции Особой комиссии для  обследования деятельности бывшего Департамента полиции. 23 июня циркуляр Министерства юстиции призвал прокуроров следить за наказанием высших должностных лиц МВД, виновных в «моральном растлении» органов государственной власти и всего общества. Это преступление заключалось в том, что высшие должностные лица МВД в целях обнаружения и ликвидации сообществ, целью которых было ниспровержение бывшего государственного строя, внедряли в составы революционных партий «агентов внутреннего наблюдения» (секретных сотрудников и т. п.). Этот прием охраны прежнего режима вызвал взрыв общественного негодования. Лица, причастные в прошлом к розыскной деятельности, стали опасными для провозглашенного строя.

Быстрая смена главных действующих лиц стала постоянным признаком жизни общества в целом и деятельности Министерства юстиции в частности. 6 июля 1917 г. Временное правительство освободило от возложенных обязанностей министра юстиции Переверзева. 10 июля министром юстиции и членом Временного правительства назначается член Государственной думы И. Н. Ефремов, а 25 июля — А. С. Зарудный. 3 сентября Зарудный «освобождается согласно заявлению от возложенных на него обязанностей по означенной должности», 25 сентября — присяжный поверенный округа Московской судебной палаты П. Н. Малянтович назначается министром юстиции. Еще в мае была упразднена назначаемая часть членов Госсовета. Последний министр юстиции Временного правительства 20 октября 1917 г. дал распоряжение об аресте Ленина. 24-26 октября вооруженное восстание в Петрограде положило конец кризису верховной власти. Временное правительство было низложено. Из Смольного, тысячекратно повторенные по всей огромной стране и в мире, по-разному услышанные и воспринятые, прозвучали слова: «Социалистическая революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!». И эти слова-набат были началом; дело же революции в многомиллионной и многонациональной России продолжалось более 70 лет и, при всей своей неоднозначности стало главным событием XX в9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Законодательная политика Временного правительства

Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни. В Обращении к населению России (март 1917 г.) правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия. В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные, национальные ограничения, смертная казнь, упразднена цензура.

В апреле 1917 г. правительство приняло постановление о собраниях и союзах. Отныне все российские граждане имели право «без особого на то разрешения образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам». Образованные общества и союзы получили право объединяться с другими обществами и союзами и иными организациями (в том числе с обществами и союзами, образованными за границей).

Временное правительство установило ряд государственных монополий. 25 марта 1917 г. была введена государственная монополия на торговлю хлебом. Постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах» требовало, чтобы хлеб передавался местным продовольственным органам по твердым ценам. В случае обнаружения скрытых запасов предусматривались реквизиции по половинной цене. Для «заведывания продовольственным делом» создавались губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты из представителей общественных организаций, местного самоуправления. В их компетенции находились учет запасов, осуществление реквизиций, определение условий поставок продовольствия государству, контроль над ценами и т. д. Кроме того, комитеты обладали правом вмешиваться в систему хозяйствования (определяли количество постоянных и временных рабочих в хозяйстве).

16 июля 1917 г. было принято «Положение  о передаче донецкого топлива в распоряжение государства и о государственной монополии торговли донецким топливом». Все ранее заключенные коммерческие сделки объявлялись утратившими силу. Все донецкое топливо распределялось между потребителями на основании плана, составленного Особым совещанием по топливу. В случае отказа выполнять условия монополии предусматривались реквизиции по половинной цене.

Временное правительство широко использовало нормирование цен, чем ограничивало свободу торговли. Твердые цены были установлены на основные виды сырья (металлы, ткани, кожи и т. д.), топлива, сельскохозяйственную продукцию, часть готовых изделии (сельскохозяйственные машины и орудия). Твердые цены распространялись на казенные и частные поставки, их нарушение приводило к реквизициям’.

5 августа 1917 г. Министерством труда было издано Положение о примирительных учреждениях. Примирительные камеры организовывались по предприятиям, по районам, по отдельным отраслям промышленности. Они состояли из равного числа рабочих и предпринимателей. В случае возникновения конфликта стороны обращались к комиссару труда с просьбой о возбуждении процесса. Однако решения примирительных камер не были принудительными. В случае отказа сторон выполнить решение примирительной камеры предусматривалась возможность обращения к третейским судам — высшим примирительным инстанциям. Решение третейского суда было обязательным. В случае недостижения соглашения между сторонами предусматривалась возможность обращения в Центральную примирительную камеру. В области земельных и сельскохозяйственных отношений обязанности разрешения споров возлагались на земельные комитеты. Они могли учреждать примирительные камеры по образцу третейских судов. Их решения являлись обязательными для сторон. За время своего существования Министерство труда обеспечило принятие важнейших законопроектов. Постановлением 1июня 1917 г. был отменён закон 1913 г. о допущении к подземным и ночным работам на каменноугольных копях женщин и детей, не достигших 15-летнего возраста. 8 августа 1917 г. был одобрен закон, запрещавший ночную работу женщин и подростков до 17 лет в фабрично-заводских предприятиях. Закон 11 октября 1917 г. запретил наложение штрафов или каких-либо денежных взысканий с рабочих властью предпринимателя.

25 июля 1917 г. был принят закон  об обеспечении рабочих на  случай болезни. Согласно ему  во всех промышленных предприятиях с числом рабочих не менее 5 человек учреждались больничные кассы.

19 августа 1917 г. правительство издало  закон о биржах труда. Согласно  закону в городах с числом  жителей не менее 50 тыс. учреждались  биржи труда. В их задачи входили  регистрация спроса и предложений  труда, сбор статистических сведений о безработных. Биржи образовывались из представителей рабочих и работодателей на паритетных началах. Биржи труда были бесплатными и соблюдали нейтральность. Предприятия, на которых происходили стачка или локаут, не могли пользоваться услугами бирж. Однако до конца октября было открыто только 27 бирж труда из намечавшихся 90.

В апреле 1917 г. вышло постановление правительства о рабочих комитетах. Рабочие комитеты учреждались на частных и казенных предприятиях. Члены комитетов избирались на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Они подлежали увольнению только по решению примирительных учреждений. К предметам ведения комитетов относились вопросы представительства рабочих предприятия перед администрацией (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распорядка и т. д.), правительственными и общественными учреждениями. Рабочие комитеты должны были способствовать введению экономической борьбы рабочих в организованные рамки и помочь правительству в его борьбе с экономическим кризисом и социальной конфронтацией.

Возраставшие требования рабочих об увеличении заработной платы заставили правительство ограничить прибыли промышленности для умиротворения народных масс. 12 июня были приняты три налоговых закона: об установлении единовременного налога на доходы, о повышении ставок обложения по подоходному налогу и налогу на сверхприбыль (военную прибыль). Согласно этим законам, норма обложения высших доходов была доведена с 12,5 до 30%. Законы расширяли круг предприятий и частных лиц, подлежавших обложению налогом на военную сверхприбыль за 1916-1917 гг. Предельный размер обложения прибыли повышался до 90%.

6 марта Временное правительство выпустило Указ об амнистии. В документе говорилось о предании навсегда забвению деяний, совершенных по политическим побуждениям (за исключением побуждений изменнического свойства). 12 марта 1917 г. Временное правительство отменило смертную казнь.

Были изданы постановления об отмене розог, оков, смирительной рубашки, о сокращении на полсрока заключения женщин, облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления. Льготы предоставлялись также выразившим готовность послужить Родине на фронте на передовых позициях. Ранее были определены льготы для женских батальонов.

Информация о работе Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)