Государство и право основные концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и освещение вопросов возникновения государства и права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Происхождение государства и права………………………...3
1.1 Исторические предпосылки происхождения государства и права…3
1.2 Возникновение права…………………………………………………..16
ГЛАВА 2. Научные теории о происхождения государства и права….20
2.1 Научные теории о происхождении государства…………………….20
2.2 Научные концепции о происхождении права…………………….….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..…………………38

Файлы: 1 файл

для сайта.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы. Они существовали в форме обычаев - мононорм, выражавших существовавшие в сознании и поведении людей запреты, распространявшиеся на всех членов племени и рода.

     Обычаи  были древнейшими источниками регулирования общественных отношений, тесно переплетенными с моральными и религи­озными нормами.

     Дальнейшее  развитие общественных отношений привело  к усложнению социальных связей, Формированию государственно-организованного общества и возникновению права.

     Право исторически возникло как классовое явление, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох.

     Если  обычаи содержались в сознании и  поведении людей, то право­

вые нормы  начали оформляться письменно для  всеобщего сведения.

     Право более сложный регулятор, чем обычаи, так как кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

     Возникновение права объясняется целым рядом факторов, повлиявших на трансформацию социальных норм и оформление их в нормы правовые.

     Имущественное расслоение общества. Экономически обеспеченные группы людей были крайне заинтересованы в создании социальных норм, которые не только их защищали как членов общества, но и отражали их частные интересы. Обеспечив себе экономическое превосходство, имущие постепенно ограничивают круг лиц, участвующих в формировании общих правил поведения, у них появляется возможность материально влиять на основные социальные институты, например, такие как ответственность. По мере оформления публичной власти, формирования государственного аппарата, основная масса людей устраняется от создания правовых предписаний.

     Повышение уровня общественного сознания и культуры. С развитием общества меняются социальные ценности и ориентиры. Появляются новые приоритеты, напрямую связанные с образованием государства. С одной стороны, представители публичной власти начинают ощущать необходимость более детального закрепления своих полномочий по воздействию на общество. С другой стороны, эти полномочия должны быть признаны остальными членами общества. Развитие общественного сознания при водит к тому, что подавляющее большинство людей признают публичную власть и ее юридическое оформление в нормах права, закрепляя ее наличие в своем сознании.

     Правотворческая роль государства. Историческое развитие государственных институтов требовало их легализации, официального оформления. Это произошло с помощью права - общих правил поведения, установленных или санкционированных государством.

     Существует  ряд существенных отличий права  от обычая в догосударственном обществе.

     Во-первых, право представляет интересы не всех членов племени и древнего общества, а лишь его определенной части - социальной группы или класса.

     Во-вторых, право обеспечивалось не силой убеждения, а силой государственного принуждения. В качестве меры принуждения используется не изгнание из племени, а специальные карательные меры вплоть до смертной казни. Государство берет на себя божественную роль вершителя человеческих судеб.

     В-третьих, если обычаи носили в основном незафиксированную  форму, то право получает свое внешнее выражение в виде различных источников права: нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

     В-четвертых, право устанавливает не простые  запреты, а детально

регламентирует  государственную и общественную жизнь. В нормах права закрепляются права и обязанности субъектов общественных отношений, полномочия государственных и общественных органов; гарантии

реализации  прав и свобод; функции, задачи, формы, методы не должно

подробно  регулировать все стороны жизни, а лишь устанавливать гарантии; другие считают, что чем больше регламентируется правом, тем лучше для укрепления режима законности и дисциплины.

     В процессе возникновения права правовые нормы складывались пре­

имущественно  тремя основными путями:

  • перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
  • правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов - нормативных актов (законов, указов и т. п.);
  • прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающими характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел). 13
 
 
 
 
 

 

     ГЛАВА 2.  Научные  теории о происхождения  государства и  права. 

    2.1 Научные теории о происхождении государства. 

    Сейчас  очень важное значение, как в теоретическом  так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права.

    Этим  вопросом были заинтересованы не одно поколение людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых.

    Теологическая или божественная теория.

    Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты— Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры14.

    Патриархальная  теория.

    Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).

    Смысл этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства  — монархом. Его власть, таким  образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

    Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

    Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

    Органическая  теория.

    Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

    Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

    В соответствии с органической теорией  само человечество возникает как  результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

    Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

    Теория  насилия.

    Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями  были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

    Оценивая  эту теорию, следует отметить, что  она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

    Психологическая теория.

    Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

    Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь15.

    Теория  договорного происхождения  государства.

    Теория  договорного происхождения государства возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…» 16. Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие.

Информация о работе Государство и право основные концепции