Государство и право основные концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и освещение вопросов возникновения государства и права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Происхождение государства и права………………………...3
1.1 Исторические предпосылки происхождения государства и права…3
1.2 Возникновение права…………………………………………………..16
ГЛАВА 2. Научные теории о происхождения государства и права….20
2.1 Научные теории о происхождении государства…………………….20
2.2 Научные концепции о происхождении права…………………….….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..…………………38

Файлы: 1 файл

для сайта.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Содержание. 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. Происхождение государства и  права………………………...3

1.1 Исторические  предпосылки происхождения государства  и права…3

1.2 Возникновение  права…………………………………………………..16

ГЛАВА 2. Научные теории о происхождения государства и права….20

2.1 Научные  теории о происхождении государства…………………….20

2.2 Научные  концепции о происхождении права…………………….….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..…………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

    Государство и право, на мой взгляд, это очень тесные понятия, так как в настоящее время государство не может существовать без права и наоборот. Некоторые люди совершенно уверены, что они всё знают про государство и права, но они очень ошибаются в этом, так как полностью понять эти понятия помогает наука, которая изучает их. Актуальность этой темы состоит в том, что бы понять все-таки, откуда произошло государство и право, что же появилось, раньше государство или право. Изучая эту тему, мы все-таки поймем это. Актуальность этой темы ещё состоит в том что эти вопросы всегда остаются открытыми, всегда существуют разные точки зрения, концепции и многое другое.

Вопросами происхождения государства и  права в отечественной и зарубежной  юридической литературе традиционно  уделялось и уделяется  большое  внимание.

     О  значительном  внимании  к  вопросам теории  государства и права

в послереволюционный период свидетельствуют  также  многочисленные  монографии по данной тематике, а кроме того –  учебники  и  учебные  пособия.

    Целью данной работы является изучение и освещение вопросов возникновения государства и права.

    Глава 1. Исторические предпосылки происхождения государства и права  

    Современная материалистическая наука связывает  процесс возникновения государства  и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

      Рассматривая закономерности и формы происхождения государства  необходимо выделить два основных направления, с точки зрения которых рассматривается развитие: восточное и западное, т.е. уместно рассмотреть в отдельности развитие государства на Древнем востоке и в Европе.

      Восточный путь происхождения  права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение  занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

      Западный  путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

      Периодизация  связана со сменой власти. На востоке всё происходило медленно, право развивается эволюционным путём (в отличии от Европы). Периодизация привязана к государству и власти. Трудно чётко определить периодизацию, так как право и государство сменяли друг друга эволюционно, нет чёткого разрыва.

      Древний Египет

  • Раннее царство (3100 - 2800 до н.э). Первые три династии царствуют.
  • Древнее (старое) царство (2800 – 2250 до н.э). 3-4 династия.
  • Среднее царство (2250-1700 до н.э). 11-12 династия.
  • Новое царство (1575-1087 до н.э). 17-20 династия.

      Новое царство – первая мировая империя, созданная путём завоеваний соседних народов. В конце нового царства  Египет приходит в упадок и становится добычей персов и римлян 30 г до н.э.

      Египет  развился от протогосударства до империи  с Африкой и частью Азии.

      Древний Вавилон

      В отличие от Древнего Египта, здесь  рано складывается шумерская цивилизация  с высоким уровнем земледелия. Здесь рано сложились догосударственные  формы, которые привели к развитию городов, ремесла и земледелия. Каждый город стремился занять верховное положение (Урук, Лагаш, Ур, Умма, Киш…).

      Население постоянно росло, сложились условия  для социального неравенства. С 4-го по 3-ие тысячелетие бурное развитие городов. Очень рано возникают особо  сильные города, Вавилон, который  объединил и захватил регион Шумера и Акада. За эти цели боролись Урук и Акада, а в результате победил Вавилон. К 18 столетию до н.э. Вавилон становится главной силой объединения городов Междуречья. Расцвет Вавилона при царе Хаммурапи. Вавилон во время его правления становится империей, в состав которой вошли города Междуречья (реки Тигра и Евфрата). К 7-6 в до н.э. возникает нововавилонское царство и в 3-м в до н.э. прекращает своё существование. Цивилизация Шумеры и Акады погибла.

      Древняя Индия

      Раскопки  в Махендро и Даро показали, что в начале 4-го тысячелетия до н.э. начинается складывание государства. Харабское государство – призрак, о нём известны лишь крупинки информации. В междуречье Инга и Ханта во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. возникают протогосударства, сведения о них содержаться в книгах “Веды”. Складывание самого крупного государства - империи Маульев, с 4-го по 2в до н.э., о ней говорится в политических трактатах Аркашастра, которые приписываются советнику правителя Каутилья.

      Древний Китай

  • Период Шан (Инь) – 15-11в до н.э.
  • Период Джоу – 11-3в до н.э.
  • Период Цинь и Хань – 3в до н.э. – 3в н.э.

      Первые  города складываются во 2-ом тысячелетии  до н.э. Вынуждены были заниматься плотинами, ирригационными сооружениями из-за постоянного  разлива рек. Что давало прибавочный продукт, а следовательно расслоение общества. Начинает появляться управляющие, которые затем превращаются в высший класс. Развитие государства ускорялось пришлыми народами. Джоульская династия, самый острый период борьбы за власть. Китай просуществовал до начала 3 тысячелетия н.э1.

      Восточный путь формирования государственности  отличался тем, что политическое господство основывалось на отправлении  какой-либо общественной функции, должности.

      В рамках общины основным назначением  власти становилось управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п.

      Извлекая  из своего положения ряд выгод  и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными  в закреплении за собой этого  статуса, стремились сделать свои должности  наследственными. В той мере, в  какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

        Следовательно, одной из главных  предпосылок как государство образования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

      Постепенно  осуществлявшая эти функции родоплеменная  знать превратилась в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая все более отделяясь от остальных членов общества, приобрела собственные интересы.

      Экономика основывалась на государственной и  общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

      Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро и макро государства, объединяемые силой централизованной власти.

      В этих регионах она приняла деспотический  характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись  исключительно ее способностями  к организации, стремлением и  умением действовать в общесоциальных целях; принуждение также окрашивалось идеологически: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми2.

      В результате возникает структура, сходная  с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер.

      Основное  средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

      Восточные государства в некоторых своих  чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других - Египте - было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте большинство рабов были собственностью государства (фараона) или храмов.

      Восточные государства имели много общего. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим  аппаратом; в основе их экономики  лежала государственная форма собственности  на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

      Восточный путь возникновения государства  представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

      Основными причинами появления государства  здесь были:

  • потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
  • необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
  • необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

      Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь  из общества, государственный аппарат  стал во многом противоположным ему  по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился  в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников3.

Информация о работе Государство и право основные концепции