Государство и политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.
Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.
Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.
Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.политических партий и государства.
Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕН

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ 6
1.1. Понятие и признаки государства 6
1.2. Сущность государства 11
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Понятие, структура и функции политических партий 15
2.2. Порядок и этапы создания политической партии 19
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 24
3.1. Взаимодействие государства и политических партий
в Российской Федерации 24
3.2. Государство и политические партии зарубежных стран 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

kursovaya_gosudarstvo_i_politicheskie_partii_docx.docx

— 121.31 Кб (Скачать)

Сведения о дате и месте проведения съезда публикуются в «Российской газете» или других общероссийских периодических печатных изданиях, причем, не позднее, чем за месяц до дня созыва такого съезда. После проведения съезда, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету», которая опубликвывает их в течение месяца со дня представления.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию.

Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях.

Федеральный уполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и их региональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодических печатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждой политической партии и каждого ее регионального отделения, а также тексты уставов и программ политических партий на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайте ежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий, контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политических партий и их региональных отделений и иная открытая информация о политических партиях.17

Отказ в регистрации политической партии предусматривается только в случаях, прямо установленных в законе. В частности, политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: положения устава политической партии противоречат Конституции России, федеральным конституционным законам, иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям закона; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям законодательства; нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если не представлены документы, необходимые в для государственной регистрации регионального отделения политической партии; территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям закона.

Программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований установленных в законе.

Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном законом для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Таким образом, политическая партия может быть создана только на условиях и в порядке, определенных действующим законодательством. Создание партий на иных условиях, или использование наименования «политическая партия» в названиях объединений и организаций не допускается.

Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Политическая партия как вид общественного объединения граждан создается на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан. Исходным пунктом деятельности политической партии является разработка ее политического курса, направленного, как правило, на решение существующих в обществе проблем. Основное отличие политических партий от иных общественных объединений состоит в прямой борьбе за места в парламенте и правительстве, предоставляющей возможностьосуществлять управление государством, а посредством него – и всем обществом. Политические партии создаются только на условиях и в порядке, определенных действующим законодательством.

 

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

3.1. Взаимодействие  государства и политических партий

в Российской Федерации

 

Государство является первичным образованием относительно политических партий, следовательно, и влияние государства являетсчя первичным. Так, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятного территориального устройства, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в различной мере отражаются на структуре, функциях и месте политических партий, формирующихся в конкретном государственном механизме.18

Российские политические партии при проведении выборов играют три вида функций – процедурные, организационные и информационные, следовательно, и их взаимоотношения с государством можно разделить на процедурные, информационные и организационные. При этом, под процедурными взаимоотношениями понимается совместная деятельность государства и политических партий по вопросам реализации избирательных процедур и действий, которые закладывают основу выборов и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан.

Стоит отметить, что политические партии России становятся все более активными участниками избирательного процесса, что выражается в увеличении количества избирательных процедур, реализуемых при их непосредственном участии и, в свою очередь, способствует росту интенсивности и расширяет сферу их процедурных отношений с государством. К числу таких процедур можно отнести: формирование и выдвижение списка партии; сбор и передача в избирательную комиссию подписей избирателей; внесение избирательного залога; регистрация списка партии, отказ в регистрации, отмена и аннулирование регистрации; распределение депутатских мандатов. Процедурные взаимоотношения начинаются в период выдвижения кандидатов от партии и завершаются после распределения мандатов внутри списка избирательного объединения.19

Согласно ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», голоса избирателей, отданные за непрошедшие партии, перераспределяются в пользу прошедших (парламентских) партий пропорционально набранному ими проценту голосов, в то же время даже непрошедшие, но набравшие 3% голосов партии имеют право на государственное финансирование.20

В действующей в Российской Федерации в настоящее время Государственной Думе представлено четыре политических партии: Единая Россия – численность фракции 238 чел., Коммунистическая партия Российской Федерации – численность фракции 91 чел., Справедливая Россия – численность фракции 64 чел., Либерально-демократическая партия России – численность фракции 56 чел.21

Как было указано ранее, по состоянию на январь 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 78 политических партий: Единая Россия (идеология: российский консерватизм, прагматизм, социальный консерватизм); Коммунистическая партия Российской Федерации (идеология: коммунизм, марксизм-ленинизм, демократический социализм, патриотизм); Либерально-демократическая партия России (идеология: русский национализм, панславизм, неоимпериализм, антикоммунизм, элементы популизма); Патриоты России; Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»; Справедливая Россия (идеология: социал-демократия, демократический социализм); Правое дело; Республиканская партия России – Партия народной свободы; Демократическая партия России; Народная партия «За женщин России»; Альянс зеленых – Народная партия; Союз горожан; Народная партия России; Социал-демократическая партия России; Коммунистическая партия социальной справедливости; Партия пенсионеров России; Города России; Молодая Россия; Новая Россия; Партия свободных граждан; Российская экологическая партия «Зеленые»; Коммунисты России; Аграрная партия России; Российский общенародный союз; Партия за справедливость; Политическая партия социальной защиты; Гражданская сила; Российская партия пенсионеров за справедливость; Умная Россия; Родная страна; Монархическая партия; Российская политическая партия Мира и Единства; Гражданская платформа; ЧЕСТНО; Партия налогоплательщиков России; Демократический выбор; Партия Воля; Трудовая партия России; Партия против всех; Российская социалистическая партия; Партия духовного преображения России; Партия ветеранов России; Российский объединенный трудовой фонд; Партия дела; Партия инациональной безопасности России; Родина; Союз труда; Российская партия народного управления; Женский диалог; Рожденные в СССР; Партия возрождения села; Защитники отечества; Казачья партия Российской Федерации; Развитие России; Объединенная аграрно-промышленная партия России; Демократическая правовая Россия; Партия социальных реформ; Партия социальной солидарности; Партия Достоинство; Социально-прогрессивная партия России; Великое Отечество; Российская партия садоводов; Гражданская позиция; Возрождение аграрной России; Гражданская инициатива; Партия возрождения России; Всероссийская социалистическая народная партия «Отчизна»; Колокол; Национальный курс; Автомобильная Россия; Истина; Народ против коррупции; Родная партия; Партия защиты бизнеса и предпринимательства; Самодержавная Россия; Спортивная партия России «Здоровые силы»; Соцгород; Западный выбор.22

Стоит отметить, что и государство, и политические партии являются политическими организациями, непосредственно связанные с государственной властью: государство непосредственно осуществляет государственную власть, политические партии ставят целью приход к государственной власти.

Можно выделить следующие формы взаимодействия государства и парполитических партий:

- участие в формировании выборных представительных органов государственной власти;

- участие в формировании политического курса государства, причем, эта форма взаимодействия относится не только к правящей партии, но и к оппозиционным партиям;

- влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов;

- контроль за государственными органами и процессом управления государством.23

Вместе с тем, и государство воздействует на политические партии следующими способами:

- регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;

- регламентирует их участие в избирательных кампаниях;

- решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;

- контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.24

Таким образом, между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, характеризующаяся активным участием политических партий в разработке государственной политики, что обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.

 

3.2. Государство и политические партии зарубежных стран

 

Как было указано ранее, в странах с демократическим режимом государственная власть и гражданское общество сосуществуют на основе партнерских взаимоотношений, при этом, политические партии играют роль связующего элемента между властью и обществом. Для недемократических политических режимов характерно наличие давления государства на общество, ущемление прав граждан, нарушением контактов между властью и обществом, при этом, благоприятиный условия для деятельности имеют только политические партии, поддерживающие политику государства.

Вместе с тем, положение партий в государстве зависит и от действующей формы правления.

В государствах с президентской формой правления, роль партий зависит от их политического статуса: если президентская партия обладает большинством в парламенте, то ей предоставляется право выступать в роли связующего звена между исполнительной и законодательной властями; если же президентский пост и парламентское большинство принадлежат разным политическим силам, взаимоотношения между властью и партиями могут развиваться по двум сценариям. При двухпартийной системе возникнет механизм сдержек и противовесов, при котором парламенту удается ограничивать власть президента. При многопартийности усиливается власть главы государства.

Информация о работе Государство и политические партии