Государство и политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.
Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.
Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.
Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.политических партий и государства.
Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.
Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕН

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ 6
1.1. Понятие и признаки государства 6
1.2. Сущность государства 11
ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
2.1. Понятие, структура и функции политических партий 15
2.2. Порядок и этапы создания политической партии 19
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 24
3.1. Взаимодействие государства и политических партий
в Российской Федерации 24
3.2. Государство и политические партии зарубежных стран 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

kursovaya_gosudarstvo_i_politicheskie_partii_docx.docx

— 121.31 Кб (Скачать)

Курсовая работа

Государство и политические партии

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Механизм власти, обеспечивающий функционирование политически оформленного общества, представляет собой политическую систему. В теории государства и права политическая система общества является сложным комплексом политических отношений, политического сознания, политико-правовых норм, государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способствующим политическому развитию общества и осуществлению управления государственной властью.1

Государство является центральным звеном политической систему общества, поскольку выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.

Наряду с государством, в политическую систему общества входят и политические партии, как вид общественных объединений граждан в целях участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.

Основы деятельности политических партий закреплены в конституциях практически всех государств, а их цели и задачи сформулированы в уставах и программах этих политических партий. Таким образом политическая партия представляет собой общественное объединение, осуществляющее прямые и обратные связи между обществом и государством.

Первые политические партии возникли еще в Древней Греции, среди стабильно существующих современных политических партий можно выделить Демократическую партию США, Республиканскую партию США, Рабочую партию Франции, Народную партию Болгарии, Лейбористскую партию Великобритании, Консервативную политическую партию Великобритании.

В Российской Федерации политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.2 По стоянию на январь 2014 года в России зарегистрировано 78 политически партий.3

Актуальность выбранной темы исследования. Одним из важнейших условий развития государства является установление прочных системных связей между властью и государством. В условиях развития современной России необходимо формирование и развитие прочных и прозрачных связей между государством с гражданским обществом в лице его политических партий, имеющих важной значение – участие в разработке и реализации государственных проектов и сокращение разрыва между властью и обществом. Как отметил еще в своем первом послании Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, «созданные по инициативе государства демократические учреждения для достижения общественного благополучия должны укорениться во всех социальных слоях, а часть государственных социальных и политических функций необходимо передать «непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению».4 В последние годы в научной доктрине получили широкое освещение многие аспекты исследований политических партий общества и государства, их участие в избирательном процессе и становление партийной системы современной России. Таким образом, развитие современного российского государства находится на этапе формирования сотрудничества между обществом и государством, что обусловливает потребность в теоретическом исследовании политических партий и государства, их взаимосвязей.

Целью настоящей работы является изучение государства, политических партий и их взаимосвязи в научной теории и в современной действительности.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

- определить понятие, признаки и сущность государства;

- исследовать политические партии как субъектов политической деятельности общества и  государства;

- изучить взаимодействие государства и политических партий как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

При этом, объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности политических партий и государства.

Предметом исследования является анализ понятий и функционирования государства и политических партий.

Методологической и теоретической основой данной работы послужили достижения российской науки. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный) и частно-научные методы (сравнительно-правовой, статистический и др.).

Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, другие федеральные законы и подзаконные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как Абдулаева М.И., Венгерова А.Б., Дмитриева Ю.А., Ларина А.Ю., Малько А.В., Марченко М.Н.,  Матузова Н.И, Перевалова В.Д., Пиголкина А.С., Радько Т.Н., Рассказова Л.П., Сырых В.Н., Хропанюка В.Н. и других.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ

 

1.1. Понятие  и признаки государства

 

На определенной стадии развития общество государство возникло как политическая организация общества, институт его управления и власти. В науке существует несколько концепций образования государства, но основными из них являются две. Первая концепция, основоположниками которой являются Т. Гоббс и Дж. Локк, связывает возникновение государства с естественным развитием общества, при котором был заключен договор между гражданами и правителями. Вторая концепция зародилась из учений Платона и была развита Д. Юмом и Ф. Ницше. Согласно ей государство возникло в результате завоевания  сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения. Вместе с тем, наука указывает, что историей подтверждены обе теории возникновения государства.

Первоначально именно государство явилось единственной политической организацией в обществе, иные же политические организации – партии, движения, блоки и т.д., возникли в более поздний период развития политической системы общества.

Стоит отметить, что сам термин «государство» применяется в двух значениях – узком и широком. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое значение государства являлось доминирующим в античности и в Средние века. В узком смысле под государством понимается один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание государства утвердилось в период формирования институтов гражданского общества (XVIII – XIX вв.), при происходящем усложнении политической системы и социальной структуры общества и необходимости отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.5

Государство как основной социально-политический институт общества, является ядром политической системы общества. Обладая суверенной властью в обществе, государство управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство является сложной организационной структурой, включающей в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. В своей совокупности эти элементы позволяют государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

В целом, государство можно определить как организацию политической власти, осуществляющую управление обществом и обеспечивающую порядок и стабильность в этом обществе.6

Выполняемые государством функции можно разделить на внутренние – хозяйственную, стабилизационную, координационную, социальную и др., и внешние, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом и согласование интересов различных социальных слоев и классов, сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть. Вместе с тем, все государства по форме правления делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные), по форме государственного устройства – на унитарные государства, федерации и конфедерации.

Являясь особой организацией политической власти, государство располагает специальным механизмом управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности, и может быть рассмотрено в историческом и структурном плане. В историческом плане государство определяется как социальная организация, обладающая конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка. В структурном плане государство является разветвленной сетью учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Стоит отметить, что государственная власть является суверенной, или верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Таким образом, государство является официальным представителем всего общества, всех своих граждан.

Государство является основным субъектом политической деятельности, определяемым с двух точек зрения – функциональной и организационной. Функциональная точка зрения предполагает государство в качестве ведущего политического института, осуществляющего управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство представляет собой организацию политической власти, вступающую в отношения с другими субъектами политической деятельности и рассматривается как совокупность политических институтов, ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, отличающие государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем.

  1. Территория, являющаяся пространственной основой государства, его физической, материальной опорой. Территория государства включает в себя сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
  2. Население государства определяется как человеческое сообщество, проживающее на конкретной территории государства. При этом, население государства является понятием не тождественным понятию народа или нации как социальной группы, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
  3. Публичная государственная политическая власть. Она носит институализированный характер, поскольку осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Выражением этой власти является механизм государства, позволяющий обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, важнейшими частями которого являются законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти являются суверенность, принудительность и всеобщность. Принудительность выражается в государственном принуждении, которое первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом. Суверенность предполагает наивысшую и неограниченную власть по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ. Всеобщность означает, что государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.7

Для государственной власти важнейшее значение имеет ее устойчивость, способность принимать решения и проводить их в жизнь, которые, в свою очередь, зависят от легитимности, включающей законность (установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными), поддержку населением, международное признание.

  1. Право представляет собой систему обязательных правил поведения и является одним из средств управления. Правотворчество осуществляется государством, которое издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению.
  2. Правоохранительные органы как часть государственного аппарата образуют свою подсистему, входящую в судебные органы, прокуратуру, милицию, органы безопасности, внешнюю разведку, налоговые и таможенные органы и т.д.
  3. Армия предназначена для сохранения территориальной целостности государства. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.
  4. Налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов.
  5. Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Суверенитет может быть внутренним (верховенство в решении внутренних дел) и внешним (независимость во внешних делах).

Вышеперечисленные признаки являются основными признаками государства, однако, можно выделить и дополнительные, к которым относятся: единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн.

Таким образом, государство можно определить как организацию суверенной политической власти, действующую в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующую право и специальный аппарат принуждения.

 

1.2. Сущность государства

 

Возникновение государства как определенного типа организации общества исторически возможно только при наличии ряда условий или предпосылок. При этом, цели, закономерности формирования и функционирования государственного механизма, принципы взаимоотношения государства, общества в совокупности определяют сущность (природу) государства.

Информация о работе Государство и политические партии