Европейская комиссия: состав, порядок формирования, полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

За десятилетия своего существования Комиссия прошла несколько этапов развития, которые в полной мере отразили ступени интеграции, ее перепады. Соответственно менялись функции, задачи и полномочия Комиссии. Не случайно, что даже в учредительных договорах ее назначение определяется по-разному.
Договор о ЕОУС 1951г. исходил из того, что Комиссия (как преемник Высшего руководящего органа) должна быть институтом, инициирующим и принимающим самостоятельно важные решения. Только в самых ответственных ситуациях необходимо было получить согласие Совета.

Оглавление

Введение
Генезис Европейской Комиссии
Порядок формирования, состав и структура Комиссии
Полномочия Комиссии

Файлы: 1 файл

Европейская комиссия.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Европейская комиссия: состав, порядок  формирования, полномочия

Введение

Генезис Европейской Комиссии

 Порядок формирования, состав  и структура Комиссии

 Полномочия Комиссии

 Генезис Европейской Комиссии

За десятилетия своего существования  Комиссия прошла несколько этапов развития, которые в полной мере отразили ступени интеграции, ее перепады. Соответственно менялись функции, задачи и полномочия Комиссии. Не случайно, что даже в учредительных договорах ее назначение определяется по-разному.

Договор о ЕОУС 1951г. исходил из того, что Комиссия (как преемник Высшего руководящего органа) должна быть институтом, инициирующим и принимающим самостоятельно важные решения. Только в самых ответственных ситуациях необходимо было получить согласие Совета.

Договоры о ЕЭС и Евратоме 1957г. взглянули на Комиссию иными глазами. Хотя ей и была отведена роль инициатора и разработчика «законодательства» сообществ, но при этом лишили ее права самостоятельного принятия решений. Вместе с тем Комиссии придали полномочия, необходимые для выполнения «законов» и других важных правовых актов сообществ.

В Маастрихтском договоре можно  отметить стремление повысить статус Комиссии, расширить круг стоящих  перед нею задач. Одна из статей Договора ставит ее почти на один уровень  с Советом министров. Тем не менее, Договор о Европейском союзе не внес принципиальных изменений в общий статус Комиссии.

Изменения свелись к тому, что  усилились наднациональные характеристики Комиссии, позволяющие ей проводить  в жизнь политику как по отношению  к государствам-членам, т.е. внутреннюю политику, так и по отношению к третьим странам и другим международным организациям, т.е. внешнюю политику.

Комиссию очень часто называют «хранителем договоров», что в  немалой степени подтверждается закреплением за ней полномочий, позволяющих принимать меры по восстановлению нарушенных принципов учредительных договоров и основывающихся на них правовых актов.

Процесс ослабления реального значения Комиссии в системе институтов сообществ  продолжался. Определенную стабильность внес Единый европейский акт с его процедурой сотрудничества, включавшей Совет, Комиссию и Европарламент. Немаловажным было и положение о принятии Советом предложений Комиссии во втором чтении квалифицированным большинством голосов. Но соотношение престижа и реального авторитета Совета и Комиссии неотвратимо склонялось в пользу Совета.

Когда создавалась единая Комиссия, в ее составе было 13 членов. Это  число возрастало по мере увеличения числа государств – членов сообществ. Но дело не только в этом. Как установлено в учредительных договорах, в Комиссию входит как минимум один гражданин каждого государства-члена. Был установлен и максимум: не больше двух граждан от одного и того же государства. Следовательно, число членов Комиссии не могло быть меньше 12 и больше 24. Каких-либо других определенных критериев учредительные договоры не содержали.

После вступления в Европейский  союз Австрии, Финляндии и Швеции, численность Комиссии была увеличена  до 20 человек. Но и этот состав может  быть пересмотрен. Необходимо только согласие членов Совета. Распределение установленного числа мандатов не регулируется никаким актом. Здесь действует негласное правило о том, что государства – члены «большой четверки» (Великобритания, Германия, Италия и Франция) плюс Испания предлагают в состав Комиссии по два, а остальные страны – по одному члену.

С 1985г. функции и полномочия Комиссии сформулированы в самых общих  чертах. В центре ее внимания были и  остаются проблемы становления общего рынка. Они охватывают не только экономику, но и социальную сферу, политические отношения и многие проблемы международных отношений.

§2 Порядок формирования, состав и  структура Комиссии

Комиссия – постоянно действующий  орган, состоящий из независимых  международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Комиссия состоит из 20 членов, которые выбираются с учетом их общей компетентности и независимость которых не вызывает сомнений, включая Председателя, назначаемых на пятилетний срок.

Среди них должно быть не менее  одного и не более двух граждан каждого государства-члена. На практике по два члена Комиссии назначаются от 5 крупнейших стран ЕС: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции.

В связи с расширением Европейского Союза Ниццкий договор 2001г. несколько  изменил указанный порядок. С 1 января 2005г. состав Комиссии формируется на базе принципа «одно государство — один член Комиссии» (привилегии для крупнейших стран ЕС отменяются).

Однако после того как число  государств-членов Союза достигнет 27, количественный рост Комиссии прекратится, а граждане разных стран ЕС будут занимать посты в этом органе в порядке ротации.

Согласно новой редакции ст. 214, утвержденной Ниццким договором, весь состав Комиссии, включая Председателя, назначается Советом Европейского Союза. При этом государства-члены утрачивают право вето, так как назначение Комиссии будет утверждаться квалифицированным большинством Совета. Полномочия Европейского парламента по утверждению Комиссии и ее Председателя сохранены в полном объеме.

Способ формирования Комиссии неоднократно менялся по мере усиления федеративных черт Европейских сообществ и Союза. Эти изменения свидетельствуют о постепенной эволюции Европейского Союза в сторону парламентской системы правления, хотя данная тенденция еще не достигла своего завершения.

Первоначально назначение членов Комиссии целиком и полностью находилось в руках государств-членов в лице их правительств. Однако в 90-е гг. XX в. право решающего голоса в этом процессе приобрел Европейский парламент. В результате способ формирования Комиссии в настоящее время имеет некоторые сходства с порядком назначения правительства в смешанной (полу-президентской республике), где роль коллективного президента выполняют совместно правительства государств-членов.

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, все они должны состоять в гражданстве Европейского Союза. Они должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. В этих целях при подборе кандидатов в состав Комиссии особое внимание придается подтверждению независимости этих кандидатов, которые не могут и не должны получать указаний от своего правительства или действовать в соответствии с инструкциями своего правительства.

Подтверждением высокого профессионализма чаще всего на практике служит предшествующая карьера назначаемого члена Комиссии. По общему правилу места в Комиссии занимают бывшие главы национальных правительств и бывшие министры, имеющие  значительный опыт политического руководства и административного управления.

Досрочная вакансия в Комиссии замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный  член Комиссии исполняет свои обязанности вплоть до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК. Вакансия может иметь место в случае болезни или смерти члена Комиссии, при добровольной отставке и сложении полномочий, а также в результате принудительной отставки. Решение о принудительной отставке, связанное с нарушением обязанностей члена Комиссии, принимается Судом ЕС, действующим по предложению Совета или Комиссии.

Каждый член Комиссии возглавляет  определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих  административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению. Однако такого рода назначения не должны противоречить ни критериям профессиональной квалификации, ни требованиям морали.

Уходящий в отставку член Комиссии может быть назначен повторно. В  истории ЕС примеров этого довольно много. Известны также и случаи, когда  прежний Председатель по завершении своих полномочий становился членом Комиссии. Преемственность состава – обычное правило функционирования Комиссии.

Ранее в состав Комиссии  входили 20 членов, включая Председателя. Все они, естественно, должны были быть гражданами Европейского Союза. В то же время Договор о ЕС устанавливал дополнительно квоты для отдельных государств-членов: в Комиссию должны входить как минимум один гражданин от каждой страны, но не более двух (ст. 213).

Несмотря  на существование национальных квот, в отличие от Совета и аналогично Европарламенту члены Комиссии не являются представителями государств-членов, а рассматриваются как представители «общих интересов Сообщества» (ст. 213 ДЕС).

Важной  гарантией независимости членов Комиссии служит запрет не только принимать, но и запрашивать инструкции от кого бы то ни было, в том числе от государств, гражданами которых они являются. В свою очередь, государствам-членам запрещено предпринимать любые «попытки повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей». Государства не имеют права «отзывать» своих граждан из Комиссии.

Еще одна немаловажная гарантия - несовместимость  должностей, которая понимается в  данном случае очень широко: членам Комиссии запрещено заниматься любой  побочной деятельностью (даже безвозмездно). Ограничения сохраняются и после  прекращения должностных полномочий: с момента своей отставки им надлежит «проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занимать определенные должности или получать определенные выгоды».

Речь  идет, в частности, о переходе на работу в коммерческие организации  и, соответственно, использовании информации (и связей), полученных в период пребывания в Комиссии.

В Комиссии как исполнительном органе осуществляется распределение обязанностей между входящими в ее состав лицами. Член Комиссии, подобно члену национального правительства - это не только и не столько участник коллегии, но и комиссар по определенным делам. При этом в отличие от практики некоторых государств, в составе Комиссии не бывает комиссаров «без портфеля».

Каждый  комиссар, таким образом, не только несет коллегиальную ответственность вместе с Комиссией, но также есть должностное лицо, индивидуально ответственное за порученную ему отрасль управления.

Срок  полномочий Комиссии в целом составляет пять лет (ранее, до создания Европейского Союза, он был на год меньше). Досрочное прекращение полномочий Комиссии (кроме случаев добровольной отставки) возможно только по решению Европейского парламента, а именно, при вынесении Комиссии вотума недоверия.

Комиссия - орган постоянно действующий. Как  и в национальном правительстве, основными формами ее работы выступают: во-первых, заседания в полном составе; во-вторых, индивидуальная работа членов Комиссии в рамках подведомственной им сферы управления; в-третьих, деятельность рабочих групп, создаваемых Председателем из нескольких комиссаров для решения межотраслевых проблем; в-четвертых, деятельность генеральных директоратов, служб и других подразделений.

Заседания Комиссии, по общему правилу, собираются еженедельно (как минимум), но могут  быть созваны Председателем в  любое время в случае необходимости.

Кворум  для работы и принятия решений  составляет большинство от всего  состава, однако, в отличие от Европарламента, проблем с кворумом обычно не возникает. Согласно внутреннему регламенту (далее  ВР) (ст. 5) присутствие на заседаниях - обязанность члена Комиссии как должностного лица. Если в силу уважительных причин комиссар с согласия Председателя отсутствует, от его имени, как уже отмечалось, может выступать шеф кабинета.

С учетом характера функций и полномочий Комиссии процесс подготовки и принятия решений осуществляется в закрытом порядке. «Заседания Комиссии не являются публичными. Дебаты конфиденциальны» (ст. 9 ВР).

На  практике при подготовке большинства  решений Комиссия в лице Председателя, других членов либо уполномоченных должностных лиц проводит предварительные консультации с другими институтами, государствами-членами и представителями гражданского общества. Особенно широко эта практика используется при подготовке законопроектов, вносимых Комиссией в Европарламент и Совет. Последние обычно публикуются в Официальном журнале Европейских сообществ и специальном бюллетене Комиссии.

Создание  Комиссии и наделение ее достаточно широкими административными полномочиями вызвало к жизни практику лоббизма, а также иных неформальных методов оказания скрытого влияния. Комиссия подвергается лоббированию, главным образом, со стороны государств-членов и крупных компаний, в отношении которых она располагает широкими властными прерогативами.

Внутри  Комиссии проект решения разрабатывается  компетентным генеральным директоратом или службой. После согласования с другими ведомствами, в том числе с юридической службой (когда речь идет о подготовке правового акта), проект направляется ответственному комиссару или комиссарам. Последние уже вносят его на рассмотрение всей Комиссии.

Для принятия решений на заседании Комиссии необходима поддержка большинства  ее членов.

Решение считается принятым Комиссией, если ни один из ее членов до окончания установленного срока не представил своих возражений (ст. 12 ВР).

Комиссия  при сохранении за собой полномочий по контролю может наделять правом принимать отдельные решений  комиссаров и даже генеральных директоров или начальников служб (ст. 13 и 14 ВР).

Комиссия  является коллегиальным органом. Соответственно ее решения выносятся на коллективной основе, причем позиция, которую занимал тот или иной комиссар, не подлежит разглашению и не может быть предметом публичного особого мнения. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии.

Внутренний  регламент Комиссии предусматривает  возможность письменной процедуры, когда решения принимаются путем  опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного  согласия всех членов Комиссии. Возражение хотя бы одного из комиссаров против применения этой процедуры исключает возможность ее использования для решения данного конкретного вопроса. Досье для рассмотрения на заседании Комиссии представляет тот из комиссаров, к основному профилю деятельности которого относится принимаемое решение. Процесс подготовки и согласования проекта решения Комиссии предполагает в обязательном порядке проведение еженедельных совещаний руководителей личных кабинетов комиссаров. В ходе такого рода собраний они констатируют наличие (или отсутствие) согласия по рассматриваемому вопросу и, при необходимости, принимают меры для отыскания максимально приемлемой компромиссной формулы.

Информация о работе Европейская комиссия: состав, порядок формирования, полномочия