Единство прав и обязанностей личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

С Как известно правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для человека, так и для государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………………………………………………………...5
Основные права и свободы человека и гражданина РФ………………..5
Конституционные обязанности граждан РФ……………………………10
Гарантии осуществления и защиты прав и свобод……………………..12
Глава II. Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека. Единство прав и обязанностей личности……………....15
2.1. Защита конституционных прав и свобод граждан в РФ………………….15
2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………..20
2.3. Единство прав и обязанностей личности………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………....34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

единство прав и обязанностей.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий.

     Вопрос  о структуре механизма реализации прав граждан в юридической науке остается дискуссионным. Иногда называют три составные части этого механизма:

  1. механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществления прав граждан;
  2. механизм непосредственной реализации – т.е. фактического претворения этих прав в жизнь;
  3. механизм защиты, вступающий в действие при нарушении прав и направленный на их восстановление.

     Я полагаю, что не стоит называть механизм обеспечения предпосылкой осуществления прав и разделять механизм реализации на составные части, потому что и обеспечение, и защита прав выступают как постоянно сопровождающие его действие процессы.

     В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных элемента:

1) осуществление,  или непосредственная реализация  права;

2) обеспечение  (гарантирование) непосредственной  реализации права.

     Для понимания действия механизма правового  обеспечения конституционных прав и свобод граждан нужно:

  • раскрыть роль государства в этом деле;
  • показать соотношение охраны и защиты норм права в сфере прав и свобод как стадий процесса их реализации;
  • охарактеризовать формы и способы реализации указанных прав; 
  • раскрыть систему гарантий данного процесса.

     Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно пользуется правами и свободами (например, жизнью, здоровьем, свободой), то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вынужден прибегать к защите (например, необходимой обороне). Но в целом его конституционные права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ.

     Охрана  и защита государством конституционных  прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются стадиями в процессе их реализации. Именно в этом и состоит специфика реализации прав и свобод.

     Представляется  верной позиция, в соответствии с которой под охраной понимаются взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод. Под защитой же имеется в виду принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.

     Надо  подчеркнуть, что только государство  и его органы обладают таким правом, государственно-властными полномочиями, силами и средствами по осуществлению в масштабах всей страны, на территории всего государства мер по охране и защите конституционных прав и свобод. Практически у любой общественной организации или формирования, массового правозащитного движения отсутствуют необходимые полномочия, силы и средства для того, чтобы обеспечить полноценную охрану и защиту даже конституционных прав и свобод человека и гражданина.

     Возникает вопрос, так ли уж необходимо особое внимание к этому направлению правоохранительной и правозащитной деятельности государственных органов. Высказывается мнение, что выделить из всего комплекса государственной деятельности подсистему государственно-правовой охраны основных прав и свобод невозможно, так как вся деятельность государства и его органов как бы представляет или должна представлять в широком смысле охрану и защиту прав и свобод граждан. Более того, утверждается, что, к примеру, защита средствами правосудия некоторых социальных прав граждан якобы нереальна, ибо она противоречит складывающимся в стране рыночным отношениям и интересам предпринимателей.

     Несмотря  на многообразие видов обеспечения (охраны и защиты) основных прав и свобод граждан, необходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер правообеспечительной деятельности и всех органов, ее осуществляющих.

     С точки зрения обеспечения (охраны и  защиты) не только конституционных, но и иных прав и свобод граждан, как справедливо отмечает Ю.А.Тихомиров12, можно говорить о складывающейся отрасли права прав человека и гражданина, то есть такой комплексной отрасли права, которая как бы аккумулирует в своем составе весь комплекс правовых средств, направленных на охрану, обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина. Необходимо учитывать, что включение правовых норм этой новой отрасли права в правовые акты различных отраслей права становится все более распространенным.

     Это объясняется и расширением сферы конституционного регулирования, которое способствовало максимально полному и последовательному закреплению в рамках Конституции РФ целого комплекса прав и свобод человека и гражданина, отвечающего всем существующим мировым стандартам в данной области.

     В сущности, складывающаяся комплексная  отрасль будет служить фундаментальной  правовой основой конституционной  модели государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод граждан, что позволит значительно улучшить нормативное регулирование компетенции государственных органов в этой сфере деятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий по охране прав и свобод, усилит их правозащитные функции.

     От  правильного и полного решения  возникающих вопросов во многом зависят  не только успешность осуществления  государственно-правовой охраны основных прав и свобод граждан, но и престиж государственных органов Российской Федерации.

     2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

     Проблема  защиты прав и свобод человека и  гражданина не теряет своей актуальности, несмотря на большое количество теоретических работ, выполненных за прошедшие два десятилетия. Приходится констатировать, что нарушения прав человека весьма распространены в современной России. Особенно это касается отдельных категорий российских граждан, которые в силу объективных и субъективных причин не всегда могут самостоятельно защитить свои права.

     Механизмы защиты прав человека – это сложное  системное образование, в основе которого лежат определенные способы обеспечения прав и свобод человека. В каждом государстве действуют национальные механизмы обеспечения прав человека. Набор таких механизмов не одинаков и в разных государствах может отличаться по форме и содержанию. Тем не менее, можно выделить целый ряд внутригосударственных механизмов, в задачу которых входит гарантия соблюдения прав человека, или же они хотя бы располагают таким потенциалом13. Механизмы защиты прав человека – это не только средства защиты, но и условия, при которых существует возможность эффективно защищать права и свободы человека.

     Традиционно механизмы защиты прав и свобод человека подразделяют на судебные и внесудебные. В европейской правовой культуре приоритет в защите прав и свобод человека принадлежит судебной защите. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод"14. Судебный механизм защиты прав и свобод представлен судебной системой РФ, включающей в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Российской Федерации.

     В исключительном случае, если внутренние судебные механизмы не обеспечивают должной защиты прав человека, имеется возможность обратиться к международным механизмам: Комитету по правам человека ООН и Европейскому суду по правам человека. Однако существенным недостатком механизма международной судебной защиты является то, что прибегнуть к ней достаточно сложно. Необходимо исчерпать все средства внутригосударственной защиты. А надзорное производство по уголовно-процессуальному законодательству выстроено так, что фактически перекрывает доступ осужденных российских граждан в Европейский суд по правам человека. Кроме того, стоит отметить, что от момента обращения в Европейский суд, до рассмотрения им дела проходит много времени.

     Основной  объем работы по защите прав человека приходится на суды общей юрисдикции. Кроме того, важная роль в обеспечении  прав человека отводится Конституционному суду РФ, действующему в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 3. ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации", Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле15. Решения Конституционного суда окончательны, обязательны для всех органов власти РФ и не полежат обжалованию. По сути, они носят прецедентный характер.

     Однако  использование только судебных механизмов защиты прав человека недостаточно и не позволяет гарантировать защиту прав и свобод человека. Это связано с рядом причин, как объективного, так и субъективного характера. Российские суды зачастую работают с перегрузкой, нередко гражданин не может получить квалифицированную юридическую помощь по ведению дела в суде. У российских граждан до сих пор наблюдается низкий уровень доверия к судам, принципиальное нежелание связываться с судебной системой.

     Внесудебные механизмы защиты прав человека должны, или предоставлять альтернативные суду способы разрешения конфликтов и защиты прав человека, или выступать в качестве средства, по сути дополняющего судебные механизмы.

     Внесудебная защита прав и свобод человека –  это не противоречащая законодательству деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов. Если использование судебных механизмов предусматривает соответственно обязательный судебный порядок защиты прав человека, то при использовании внесудебных механизмов возможно разрешение споров, восстановление нарушенного права без судебного разбирательства. В тоже время, внесудебные механизмы могут предшествовать судебным, например, на стадии подготовки заявления в суд. Использование внесудебных механизмов позволяет предотвратить нарушение прав человека, в первую очередь через такие институты как прокурорский надзор и гражданский контроль.

     Можно выделить государственные и негосударственные  институты, призванные защищать права  человека. К государственным механизмам защиты прав человека можно отнести институт Уполномоченного по правам человека, институт региональных уполномоченных, органы прокуратуры, механизм обжалования действий должностных лиц и органов власти.

     Органы  прокуратуры представляют собой  единую федеральную централизованную систему Российской Федерации, осуществляющую надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, а также осуществляющую уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Обеспечение защиты прав и свобод человека гражданина – одна из непосредственных целей деятельности органов прокуратуры, а одним из основных средств достижения данной цели является прокурорский надзор. Формально, исходя из Конституции РФ, прокуратуру можно отнести к судебной ветви власти, однако фактически она не относится ни к одной из ветвей.

     В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет свои надзорные и иные функции в целях "обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина."16. Все направления деятельности органов прокуратуры без исключения напрямую замыкаются на положения статьи второй Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства.

     Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Так называемый общий надзор прокуратура осуществляет в отношении органов исполнительной власти, контролируя соблюдение ими конституции и действующих законов. Подобных полномочий нет ни у одного другого механизма защиты прав человека. Поэтому, несмотря на развитие иных демократических институтов, прокурорский надзор является неотъемлемой частью системы государственно-правовой защиты граждан.

     Институт  Уполномоченного по правам человека возник первоначально в Швеции. За последние тридцать лет он получил  распространение во всем мире и известен как институт омбудсмена. По традиции омбудсмен концентрирует свою деятельность на защите прав человека. Роль Уполномоченного в государственном механизме состоит в том, чтобы контролировать баланс между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти и гражданином. Институт Уполномоченного по правам человека является важным рабочим инструментом правового государства, выступает в качестве беспрепятственного посредника между пострадавшим гражданином и государством.

Информация о работе Единство прав и обязанностей личности