Единство прав и обязанностей личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

С Как известно правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность, как для человека, так и для государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…………………………………………………………...5
Основные права и свободы человека и гражданина РФ………………..5
Конституционные обязанности граждан РФ……………………………10
Гарантии осуществления и защиты прав и свобод……………………..12
Глава II. Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека. Единство прав и обязанностей личности……………....15
2.1. Защита конституционных прав и свобод граждан в РФ………………….15
2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………..20
2.3. Единство прав и обязанностей личности………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………....34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

единство прав и обязанностей.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

        Личные права человека – наиболее  широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые  присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.                                                         Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

        Политические права  и свободы  – отражают возможность участвовать  в политической жизни и осуществлении государственной власти. Несмотря на естественность и Неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – то есть возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ),  для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенного возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам.   Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии  и выступают как средство контроля за властью.

        Говоря о правах  социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года  Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни – личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные  в Международном  Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года.   Помимо положений, регулирующих  экономические права и свободы,  большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не  только и не столько правах, сколько о гарантиях.

        Культурные права – осуществление  этих прав и свобод человека  в демократическом  социальном  государстве  предполагает  гарантии  на свободу творчества, право на защиту интеллектуальной собственности, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

        Особое место в системе прав  и свобод человека и гражданина  в российской федерации занимают  так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….»6 - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека,  взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения. 

     1.2. Конституционные  обязанности граждан

       Следует отметить, что правам  и свободам человека и гражданина в Конституции РФ, комментариях и специальной литературе уделяется большое внимание, однако этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются, тем не менее, роли обязанности в законодательстве РФ отводится достаточно большое значение. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании жизни российского общества.

        Конституционные обязанности личности  – лишь небольшая часть всех  тех обязанностей, которые закон  возлагает на нее. Они отличаются  от прочих обязанностей граждан  рядом особенностей, и все же  можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

        Итак, выделим следующие обязанности, закрепленные за гражданами Конституцией РФ:

  1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность любого лица, находящегося на территории РФ.
  2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
  3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
  4. Долгом и обязанность гражданина РФ по защите своего Отечества.
  5. Обязанность родителей заботится о детях, и обязанность совершеннолетних детей заботиться за престарелыми родителями.
  6. Обязанность получить общее среднее образование.
  7. Обязанность беречь историческое и культурное наследие.
  8. Иногда выделяют такую обязанность, как обязанность своими действиями не нарушать права и свободы других субъектов.

        Правовой статус личности характеризуется  не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

     Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и так далее). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лица определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого или свидетеля.

        Обязанности фиксируются в различных  формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в ВУЗах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права – в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

        Конституционно-правовое регулирование  в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых          статусов.

     Вместе  с тем конституционное право  выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционно уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.

        Из-за небольшого количества обязанностей  в Конституции РФ, их сложно  вставить в какую либо систему  и проследить их подчиненность.  Четко прослеживается связь обязанностей с конституционными правами и свободами; в некоторых вопросах их рассмотрение невозможно без рассмотрения последних. Обязанности составляют очень важную часть правового статуса человека, без них невозможно представить современное правовое общество. Есть предложение по выдвижению обязанностей в отдельный правовой институт, отдельной главы в Конституции.

     1.3. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод    

     Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации – это раздел Конституции, который имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из  принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность – как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Представительная ветвь власти –  Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии  с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»7. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным  органам и должностным лицам,  руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

        «Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина…»8 -  статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод:  реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

        Правительство  РФ, местные органы  государственной власти также  призваны осуществлять эту деятельность  – министерство юстиции, существование  системы  специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение. 

        Защита прав и свобод человека  и гражданина – задача судебной  власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение  обращений о нарушении права; перед судом, который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством  является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

        Говоря о гарантиях соблюдения  прав и свобод человека и  гражданина, нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обжаловать действия нарушающие права в суд, обращаться в международные органы.

         Завершая анализ прав свобод и обязанностей граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что  все же необходима работа по наполнению абстрактных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Пока эта работа не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу. Наконец, как свидетельствует мировой опыт, потребуется достаточно времени, чтобы судебная практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы Конституции с обыденными явлениями повседневной жизни.

Глава II. Юридический механизм реализации основных прав,    свобод и обязанностей человека и гражданина. Единство прав и обязанностей личности.

     2.1. Защита конституционных  прав и свобод  граждан в    Российской Федерации.

     Система обеспечения конституционных прав и свобод граждан в современной России является еще очень несовершенной.

     К причинам такого положения относятся  как различные организационные формы государственно-правового механизма охраны основных прав и свобод в разных регионах страны, так и темпы совершенствования продвижения вперед к конституционной модели устройства. Общим принципом деятельности для всей системы органов государственной власти является конституционное положение о признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     При осуществлении этой важнейшей функции  государства необходимо также учитывать провозглашенные в ст. 5 Конституции РФ принципы единства системы государственной власти, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако создание подлинно единой системы органов государственной власти России, обеспечивающей охрану и защиту основных прав и свобод личности на надлежащем уровне, осуществляется весьма неравномерно в разных регионах, на разных уровнях, в разных ведомствах.

     Особенность состояния важнейшего института  демократии сегодня заключается в том, что задача государственных органов по обеспечению охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина неоправданно сужается или подменяется. Подчас в первоочередном порядке осуществляется охрана и защита прав чиновников государственного аппарата, а не всего населения, как это должно быть. В итоге оказались исчерпанными все ресурсы доверия граждан к государству. Массы отчуждаются от государственных структур. Как справедливо отмечает В.В.Лазарев, отчуждение государственных органов можно охарактеризовать, как неприятие идущих от общества ценностей жить по справедливости, поскольку последняя сплошь и рядом рушится, а также - идущих сверху - жить по закону, поскольку по нему живут все меньше и меньше. Это отчуждение в большой степени означает поклонение теневым ценностям9.

     Наличие правовых норм, закрепляющих возможность  гражданина России беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера10. Требуется не только провозглашение в конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. Л.С.Явич писал, что право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества11.

Информация о работе Единство прав и обязанностей личности