Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:40, доклад

Краткое описание

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем - шел за советом к юристу.

Оглавление

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

римские юристы2.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль римских юристов  в развитии права. Исключительно  важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая  способствовала развитию стройности и  цельности всей правовой системы  Древнего Рима.

 

Римская юриспруденция приобретает  чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в 1 в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, гМарк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Му-ций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).

 

В эпоху принципата круг юристов  становится, шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже  не римлянами, а выходцами из восточных  провинций. Юристы этого времени  играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического  римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В 1 — начале 11 в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз.

 

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались  для учебных целей, другие — для  практического использования.

 

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ ("Ответов", "Вопросов" и т.д.) того же самого или других авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин digesta — "приведенное в систему"). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

 

Важное место среди  работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели  Институции Гая (143 год н.э.), которые  давали сжатое и логически построенное  изложение обширного правового  материала.

 

Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд  добавлений по преторскому эдикту. От институции других римских юристов  они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них  дается стройное и логичное деление  гражданского права: "Все право, которым  мы пользуемся, относится или к  лицам, или к вещам, или к искам" (1.8). Хотя многие исследователи не считают  систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые  материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств  их защиты.

 

Несмотря на трехчленную  классификацию самого правового  материала, Институции Гая разделены  на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое  влияние на последующую историю  права.

 

Но даже самые блестящие  и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным  рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных  конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве  опасно: редко бывает, чтобы оно  не могло быть опровергнуто". В  связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения  таких ключевых для цивильного и  преторского права понятий, как  иск (actio), собственность (domini-urn), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных  и подлежащих судебному решению  правовых проблем.

 

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов  — дача правовых консультаций. Эти  консультации (так называемые "ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали  мне-ни1р авторитетных юристов.

 

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать  деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respondendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить  свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать  легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если. таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

 

Укреплению авторитета римской  юриспруденции как источника  права во II — III вв. н.э. способствовал  тот факт, что императоры стали  нередко приближать видных юристов  к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру  сделал Папиниан (был убит затем  по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и  т.д.

Источники права в классический период. В III веке до н.э. — III веке н.э. формально  продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим  правовым традициям и особенно благоговейное  отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической  и политической жизни Рима сделали  необходимым фактический отказ  в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и  квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более  гибких и позволяющих учитывать  меняющиеся общественные условия.

 

На новом этапе истории  римского права его наиболее характерным  источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным  правом (по-прежнему уважаемым, но все  менее применяемым) вырастают две  новые и совершенно самостоятельные  правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом  правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система  источников права.

 

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались  юридические формулы, с помощью  которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти  формулы существенно отклонялись  от норм цивильного права, хотя формально  претор должен был действовать в  его рамках. Положения, которые содержались  в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был  обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через  год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял  эдикт своего предшественника, внося  в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку  основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

 

Особую роль в развитии права в классический период сыграли  эдикты претора перегринов, должность  которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения  между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при  издании эдикта) он обладал большой  свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

 

С установлением империи  постепенно изменилось и положение  преторов в политической системе  Рима. Формально преторы сохраняли  право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в  противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли  за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким  образом, содержание эдикта становилось  неизменным, и он не порождал новых  норм права. В связи с этим император  Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.): Составленный последним эдикт (известный как  эдикт "Юлиана) был официально одобрен  сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих  магистратов. С этого времени  преторский эдикт по сути дела застывает  и перестает быть источником новых  правовых норм.

 

Уже в первые годы империи  падает значение народных собраний, которые  к концу 1 в. н.э. крайне редко принимали  новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах  вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в Предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине 1 в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали  обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты  стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени  принцепса и часто назывались по его имени.

 

Постепенно укреплялась  и расширялась и самостоятельная  законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как  результат делегации власти со стороны  народных собраний, но во 11 в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную  власть императорам. К этому времени  законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали  на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

 

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие  основные виды:

 

1) Эдикты — общие положения,  основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные  только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают  соблюдаться и его преемниками.

 

2) Рескрипты — ответы  или советы императора отдельным  лицам или магистратам, запрашивающим  консультации по правовым вопросам.

 

3) Декреты — решения,  вынесенные императором в судебных  делах, на основе которых сложилась  самостоятельная императорская  юриспруденция.

 

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций,  которые в ряде случаев содержали  также нормы гражданского или  уголовного права, которые применялись  и к перегринам.

 

Первоначально конституции  императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую  эпоху формы правовых актов оказали  впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых  монархий.

Источники права древнейшего  периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический  период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая  присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики  были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных  с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью  или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.

 

Древнейшим источником права  в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). Однако существование  этих законов время от времени  подвергается сомнению. В последние  десятилетия исследователи склонны  не отвергать эту традицию, считать  достоверными сведения о законах  римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.

 

Поскольку эти источники  права, тесно связанные с традицией  и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как  патрицианские, в литературе высказывалось  предположение о существовании  особой системы правовых обычаев  у плебеев, Движение плебеев за равноправие  отразилось и в правовой сфере, поскольку  патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали  неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме