Демократия в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 05:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Организация власти и управление в Спарте.
2. Основные этапы становления Афинской демократии
3. Государственный строй Афин в V - IV вв. до н. э.

Файлы: 1 файл

итог.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

числа предварительно выбранных от каждого  из четырех племен (фил) кандидатур. Каждая фила отбирала в коллегию девяти архонтов по десять человек, и между ними бросали жребий. Эта процедура сменила практику, в соответствии с которой Совет ареопага приглашал к себе кандидата и, обсудив его в своей среде, избирал подходящего человека на год, а потом отпускал.

     Далее он учредил Совет четырехсот (Булэ), включавший по сто

человек от каждой филы, но из первых трех разрядов. Он был учрежден в противовес аристократическому ареопагу.

     Охрана  законов, надзор за государственным порядком и привлечением ответственных, включая кары и штрафы, по-прежнему сохранялись за Советом ареопага (он состоял из пожизненных членов, бывших архонтов) и девятью действующими архонтами.

     Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс. запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 100 запасных.

     Три направления Солоновых реформ имели  явную демократическую нацеленность, поддержанную последующими реформаторами — Клисфеном, Эфиальтом и Периклом. Эти направления сводились к следующему: отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; предоставление всякому желающему возможности выступить в суде или в собрании истцом за потерпевшего обиду; третьим новшеством стала возможность апелляции к народному суду на народном собрании, которое обладало высшими судебными и законодательными полномочиями.

     Согласно  характеристике самого Солона, своими реформами он дал народу столько силы, сколько следовало, не обделив его почетом, но и не потворствуя его спеси. «Я меж народом и знатью, щитом прикрывая обеих, стал — и ни тем, ни другим кривдой не дал побеждать»1.

     Обе враждующие партии переменили к нему отношение, поскольку он не оправдал их ожиданий, ибо народ рассчитывал, что он произведет полный передел всего, а знатные — что он вернет прежний порядок.

     Недовольство  законами и нововведениями создало благоприятную почву для демагогии и тиранства. После Солона Афинам пришлось пережить период смуты, а позже и тирании. Первым тираном стал «наиболее рьяный приверженец демократии» Писистрат. Его дважды изгоняли из города, и дважды он довольно легко возвращался к власти.

     Причин  этому было несколько. Во-первых, как  отмечает Аристотель, в управлении общественными делами он властвовал «скорее в духе гражданского равноправия, чем тирании»2. Впоследствии, в правление его сыновей, управление стало более жестким, хотя и продержалось около 17 лет.

     После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510—507 гг.), обещавший народной массе политические права. Он начал свои реформы с того, что распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех. Он обосновывал это желанием предоставить больше возможностей согражданам для участия в делах государства. Затем он учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы). Он разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение

народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т. е. племенным происхождением). В то же самое время роды, фратрии — содружества родов и жречества — располагали прежней возможностью «жить по отеческим заветам»3.

     Так была проведена еще одна реконструкция  в сторону большей

демократизации  строя государства. Законы Клисфена в гораздо большей степени учли интересы народа (демоса, незнатных сограждан). Через восемь лет после этой реформы была установлена присяга для Совета пятисот, а на 14-м году афиняне впервые применили задуманный Клисфеном закон об остракизме. Он предусматривал возможность изгнания — после процедуры голосования остраконами (черепками для голосования) — лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

     Характерно, что остракизм не считался состоявшимся, если при подсчете голосов архонты обнаруживали черепков меньше 6 тыс. (необходимое число участников). Имя гражданина писали на самом черепке. Того, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявляли изгоняемым на 10 лет без конфискации имущества.

     После реформы Клисфена афинское государственное устройство пережило еще несколько перемен — правление тиранов, затем аристократии, — прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н. э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неумеренной свободой»4. Имелось в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи.

     Другим  выдающимся вождем демоса стал Перикл (460—429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний народного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. С его именем связан расцвет афинской демократии. Для решения даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было присутствия примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тыс. афинян. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

     Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила  социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

     3. Государственный  строй Афин в  V – IV вв до н.э.

     Народное  собрание (экклесия) — верховный орган власти Афин. Оно состояло из полноправных афинян, достигших 20-летнего возраста, вначале собиралось 10 раз в год, затем 40 раз в год. Одно из собраний месяца считалось главным. На нем решался вопрос об остракизме, на трех других собраниях рассматривали жалобы граждан, религиозные, административные дела и другие вопросы. Вносить проекты законов формально мог каждый

гражданин. Практически это делали профессиональные ораторы-демагоги, сопровождавшие эту процедуру своими выступлениями.

     Проекты законов предварительно вывешивали, затем они поступали в Совет пятисот (булэ) на заключение и голосование поднятием рук. Для участника народного собрания существовало право требовать снятия законопроекта с обсуждения или же такого голосования по нему, которое могло повлечь угрозу судебного разбирательства для инициатора, если обнаружится незаконность проекта. Председатель собрания мог снимать с голосования законопроект по этому же мотиву. Принятый законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался судом присяжных — гелиэей.

     Председателя народного собрания избирали ежедневно на 24 часа

с вручением  ему ключей от сокровищниц храмов и городской печати.

     Совет пятисот состоял из лиц, достигших 30-летнего возраста и избранных по жребию на 1 год, по 50 человек от каждой филы, для руководства делами полиса в период между заседаниями народных собраний. На его заседаниях обсуждались дипломатические сношения с другими государствами, вопросы управления финансами, контроль за должностными лицами. Здесь же предварительно рассматривали вопросы, поступавшие затем на обсуждение народного собрания. Совет разделялся на 10 комиссий, состоявших из 50 представителей одной какой-нибудь филы. Комиссии по очереди исполняли обязанности всего Совета. Ежедневно по жребию выбирали нового председателя собрания, который в период работы экклесии

был одновременно его председателем (начиная с IV в. председателя стали избирать перед каждым заседанием). Существовала также практика привлечения к ответственности тех должностных лиц, которые провинились, однако это производилось после истечения срока службы каждого такого лица. Плата за исполнение должности осуществлялась по окончании года, поскольку после заслушивания отчетности могла появиться возможность быть привлеченным к суду.

     В состав гелиэи также входили граждане в возрасте 30 лет, собираемые в коллегии по 500 судей (и, кроме того, 100 запасных) и работавшие по жеребьевке. Слово «гелиэя» использовалось во многих греческих полисах для обозначения народных собраний. Оно происходит от слова «гелиос» (солнце), это связано с тем обстоятельством, что все народные собрания проводили и заканчивали до захода солнца.

     Гелиэя  была судом первой инстанции по делам  о государственных преступлениях  и о злоупотреблениях должностных  лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием..

     Важную  роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

     Выборы  должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность  все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

     Главными  должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

     Коллегия  стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа  женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться  средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

     С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

     Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

     Суд. Высшим судебным органом Афин, как  отмечалось, была гелиэя. Некоторые  судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса  он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Информация о работе Демократия в Афинах и Спарте