Демократия в Афинах и Спарте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 05:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Организация власти и управление в Спарте.
2. Основные этапы становления Афинской демократии
3. Государственный строй Афин в V - IV вв. до н. э.

Файлы: 1 файл

итог.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

    Тема 5. Демократия в Афинах и Спарте

    План:

  1. Организация власти и управление в Спарте.
  2. Основные этапы становления Афинской демократии
  3. Государственный строй Афин в V -  IV вв. до н. э.
 

   Список  используемой литературы и источников:

1. Абдурахманова И.В. «История государства и права зарубежных стран». – М.., 2002 г.

2. Аристотель о спартанских учреждениях // Там же. С. 58-59.

3. Аристотель. Афинская Полития (Государственное устройство Афин) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М., 1999. С. 96-103.

4. Виннер Р. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995. С. 108-143.

5. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра. М., 1998. С. 61-78.

6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000. – С.148 – 161.

7. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. /Под ред. Н.А.Крашенинниковой и О.А.Жидкова. М., 1999. Ч.1. С. 106- 123.

8. История государства и права зарубежных стран / Под ред. К.И. Батыра. – М., 2007 г. – С. 134 -145.

9. Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 56-58.

10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания // Там же. С. 103-107.  
 
 
 

Введение

     История Греции, благодаря выдающимся археологическим  открытиям, начинается с III в до н.э.. Это время разложения родового строя и формирования первых государств Средиземноморья. Знание и изучение деталей организации власти и государственного строя первых протогосударств является основой для понимания сущности системы управления государством в целом.

     Анализ  основных этапов становления афинской демократии предоставляет возможность оценить уровень развития общественных отношений и настроений в прошлом, а также избежать непредвиденных общественных реакций в будущем, ведь как заметил Ирек Биккин «У того, кто не знает своего прошлого - нет будущего…»

     1. Организация власти и управление в Спарте

   Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоевания обширной территории Леконики, где проживали  ахейские племена, дорийцами. Спарта  просуществовала до середины II в. до н. э., пока окончательно не ослабела из-за внутренней борьбы и не попала под власть Рима. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII — VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

   Завоевание  привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю  — основное в тех условиях средство производства — и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация — спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

   Установление  общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного законодателя Ликурга. Приписываемое ему законодательство появилось в обстановке острой борьбы, развивавшейся в спартанском обществе. Общественный строй Спарты сохранял пережитки превобытнообщинного строя и был построен на военной организации.

   Законы  Спарты были направлены прежде всего  на недопущения образования резкой имущественной дифференциации среди "равных", как называли себя спартиаты, что проявлялось неимоверной  заботой о солидарности.

   Общественный  строй был представлен тремя слоями населения: спартиатами, периеками и илотами. Спартиаты пользовались политическими правами, были обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь собственность, в отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в политических правах. Илоты же имели статус государственных рабов, они не обладали правоспособностью, но могли иметь право собственности на свои орудия производства и свое хозяйство, 50 % доходов они обязаны были уплачивать спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена.

   Спарта  была примером рабовладельческой аристократии. Система власти и управления этого  государства была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом  народовластия.

   Основным  органом в Спарте была герусия - совет старейшин, возглавлявший все государственное управление, он сохранился еще от родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того в ее состав входили два царя. Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из наиболее известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным собранием, которому они были бесподконтрольны. Первые геронты были назначены Ликургом. Герусия готовила внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц. Она обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании (апелле).

   Герусия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно  и руководила всеми делами, включая военные, финансовые и др. Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась неответственной за свои решения.

   Народное  собрание (апелла) решающую роль в политической жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю и по решению должностных лиц. Участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание и сохранившие свои наделы. Основанием для лишения прав политического гражданства была неуплата взноса на установление общественной трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: "Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари". При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

   К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения  спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало  в законодательстве, решало вопросы  войны и мира, союза с другими государствами.

     Порядок деятельности народного собрания давал  возможность спартанской олигархии  влиять на его работу, направлять его  деятельность в нужном направлении.

     Во  главе государства стояли два  царя, которые выполняли функцию  военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть.

     С течением времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров. Они занимали исключительное положение  в государстве. Своим повышением эфоры были обязаны знати, опасавшейся  усиления царской власти. В коллегии участвовало 5 эфоров. Первый из них эфор-эпоним председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии и сами народные собрания созывались эфорами; они же имели только право предлагать законы. Эфоры составляли единую коллегию и выносили решения по большинству голосов. В их руках целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция и им принадлежала полицейская власть в полисе.

     Одной из функций эфоров был контроль за деятельностью царей с целью  не допустить усиления их власти и  установления монархии. Эфоры имели  право привлекать царей к суду герусии.

     В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения  к судебной ответственности породила злоупотребление ими своей властью.

     2. Основные этапы  становления афинской демократии.

     Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. В пору своего расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.

     Социальная  структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых сограждан — земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в 4 раза превосходили своей численностью свободных граждан. Такова главная особенность многих греческих и римских городов-государств в отличие от социальных структур восточных обществ.

     Афинскими племенами вначале управляли  наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течение 10 лет и, наконец, неболее одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов — ареопаг и народное собрание — экклесия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.

     Реформы Солона. В 594 г. до н. э. архонт Солон (один из девяти входивших в коллегию архонтов) был облечен чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они пелагами (от слова «ближние») и шестидольниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выборными, но занимали их с учетом знатного происхождения и богатства.

     Сам Солон воспринимался обеими партиями с доверием: для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного.

     Первым  делом он освободил соотечественников  от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название сисахфия (стряхивание бремени). В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер такого владения. Одновременно введена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку и поощрение ремесла.

     Введенная им свободная продажа земли не сопровождалась, однако, ее переделом и дроблением.

     На  основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством. Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления.

     В результате использования новых имущественных критериев различения классов был выделен класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т. е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения. И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.

     Высшие  должности он сделал избирательными по жребию из

Информация о работе Демократия в Афинах и Спарте