Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Основные понятия физической культуры.
2. Функции и нормы физической культуры.
...
19. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
20. Задачи, средства профессионально-прикладной подготовки работников умственного труда.

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

— основная часть  — 25—35 минут;

— заключительная — 5—8 минут;

Подготовительная  часть составляется из упражнений, способствующих разогреванию организма, повышению работоспособности костномышечного аппарата. Здесь рекомендуется включать разновидности ходьбы, бега, упражнения для основных групп мышц.

Основную часть  составляют упражнения для развития быстроты, гибкости, ловкости, силы.

Во время  заключительной части выполняются: ходьба, упражнения на восстановление равномерного дыхания и расслабление.

Примерный комплекс упражнений для подготовительной части самостоятельных занятий:

1. Ходьба, разновидности  бега — 1—2 мин.

2. Исходное положение—руки  вверх.

На 4 счета круговые движения руками вперед, на каждое движение приподниматься на носках.

3. Исходное положение—ноги  врозь пошире, туловище наклонено  вперед, руки в стороны. Повороты  туловища (мельница).

4. Исходное положение—ноги  врозь, руки за голову.

1,2— пружинящие  наклоны влево.

3,4— пружинящие  наклоны вправо.

5. Исходное положение—основная  стойка.

1 — наклон  туловища вперед, коснуться руками  носков ног.

2— исходное  положение.

3— наклон  туловища назад, коснуться руками  пяток ног.

4— исходное  положение.

6. Исходное положение—руки за голову.

На четыре счета  круговые движения туловища влево, на следующие четыре счета — вправо.

7. Исходное положение—  ноги врозь пошире, руки на  пояс.

1— сед на  левой ноге, руки за голову.

2— исходное  положение.

3,4— то же  самое на правой ноге.

8. Исходное положение—руки вверх.

1— мах левой  ногой вперед, руками коснуться  носка ноги.

2— исходное  положение.

3,4— то же  правой ногой.

9. Прыжки, небольшие  ускорения до 10—15 метров. Этот комплекс  приемлем как для юношей, так  и для девушек — меняется  дозировка. Без изменений комплекс можно повторять на 2—4 занятиях; дальше отдельные упражнения изменяют в зависимости от того, какие задачи будут решаться в основной части.

Важным условием успешного проведения занятий является самостоятельный контроль своего состояния. Лучше всего для систематического наблюдения вести дневник самоконтроля. В нем указывается содержание занятий, самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, желание заниматься в последующие дни,—а также пульс до и после занятий, вес и т. п.

Следует особое внимание обратить на субъективные данные самоконтроля.

Самочувствие  — хороший показатель влияния  физических упражнений. Если самочувствие плохое — значит перегрузился, устал. Часто плохое самочувствие бывает после  первых активных занятий. Появляется боль в мышцах. Следует продолжить занятия и постепенно боль в мышцах исчезнет. Сон создает условия для восстановления работоспособности и поэтому является лучшим отдыхом. Переутомление неправильно проведенными занятиями может стать причиной бессонницы или, наоборот, повышенной сонливости. Нормальным считается глубокий, спокойный сон, после которого ученик чувствует себя бодрым, свежим.

Аппетит — правильно  построенные занятия способствуют улучшению аппетита, ухудшение его  говорит о переутомлении.

Пульс. Важным моментом следует считать скорость восстановления пульса после физических нагрузок. Чем здоровее и тренированнее  человек, тем быстрее пульс возвращается к начальной величине. При средней  нагрузке во время занятий пульс  должен вернуться к первоначальным показаниям через 15—20 минут отдыха. Если такое не происходит, то нагрузку необходимо уменьшить.

  1. Врачебный контроль и самоконтроль.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий 
состояние   здоровья,   физического   развития,   функционального состояния 
организма занимающихся физическими упражнениями и спортом. 
Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и 
высокой   эффективности   учебно-тренировочных   занятий   и   спортивных 
мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе". 
В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю: 
1.Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 
 
2.Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. 
 
3.Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов. 
 
4.Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики. 
 
5.Медико-санитарное обеспечение соревнований. 
 
6.Профилактика спортивного травматизма. 
 
7.Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований. 
 
8.Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта. 
 
9.Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом. 
 
10.Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения. 
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного 
года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, 
а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год. Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют  изучить состояние 
здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся 
студентов. 
 Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение 
занимающихся происходит на группы: 
основную (без отклонений в состоянии здоровья); 
подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью); 
специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок). 
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе 
занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья 
занимающихся. Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма 
в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. 
 Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий 
эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. 
                        Дневник самоконтроля 
Результат самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике 
самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать 
самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом. 
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, 
приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно 
заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность. 
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть 
подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и 
краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее 
информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при 
ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и 
развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно   или   самостоятельно в оздоровительных  целях. 
Кроме показателей, указанных в примерной  форме  дневника, необходимо периодически  дополнительно  отмечать  результаты наблюдения  за ростом, жизненной емкостью легких и физической  подготовленностью  не  реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием  силы  и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц. 
               Субъективные показатели самоконтроля 
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое 
состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.   
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического 
состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии с функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).     
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.  
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание,беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).      
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими 
упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. 
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться. 
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим 
адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

  1. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.

Двигательную  деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие "трудовая деятельность" по психофизическим компонентам аналогично понятию "спорт". Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и  физической культуры и спорта. Благодаря  именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом  можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

формы (виды) труда  специалистов данного профиля;

условия и характер труда;

режим труда  и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в  процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и  умственный. Разделение труда на "физический" и "умственный" носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью  легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда (продолжительность  рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда  и отдыха влияет на выбор средств  физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень  жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и  отдыха на любом предприятии считается  такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся. При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь. Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить "кривую работоспособности, на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей. Через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, значительную высоту тремора, частоты дыхания. Показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. "Кривая" работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ПГТФП, так и в режиме труда и отдыха.

  1. Задачи, средства профессионально-прикладной подготовки работников умственного труда.

В процессе умственного  труда наиболее типичным является рабочее  положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных  суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем, кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно, могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

Все меньше и меньше остается профессий и сфер жизни, не охваченных тотальным стремлением к пассивности. Массовая механизация посадила водителя в автомашину, рабочего - за рычаги крана, пилота - в кабину самолета. Каждый из них подолгу сидит там почти неподвижно и в неудобном согнутом положении, сопряженным с повышенной нервной нагрузкой выполняемой работы. Высокое нервное напряжение при малой физической активности - это смертельный коктейль для человека. И лишь движения регулярные и систематические могут сласти наш организм от разрушительных влияний современных условий жизни.

Новая техника, новые высокие  технологии, новые взаимоотношения в производственном коллективе предъявляют новые, более высокие требования к руководителю, специалисту, организатору производства. Эпоха научно-технического прогресса, как никогда, требует разностороннего, гармонического развития личности.

Вместе с тем требования к физической и психической подготовленности инженеров авиационного профиля  существенно отличаются от подобных требований, предъявляемых к врачу, педагогу, полеводу или работнику  другой профессии.

Качественные различия в  требованиях к физической и психической подготовленности специалистов разных профессий вызывают злободневную необходимость профессионально- прикладной физической подготовки (ППФП).

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается специальное направление физического воспитания, которое наилучшим образом обеспечивает формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Цель и  задачи ППФП обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией.

Специальные задачи ППФП - развитие физических способностей, отвечающих требованиям избранной профессиональной деятельности; формирование и совершенствование  двигательных умений и навыков, которые  необходимы в избранной профессии; повышение резистентности организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности; воспитание средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требующихся в избранной профессии.


Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"