Корпоративный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость создания единой и эффективной системы контроля на предприятии является объективно обусловленным требованием времени, так как отсутствуют единые нормативно - правовые и методологические основы его осуществления, правовые механизмы взаимодействия и четкое разграничение функций и полномочий внешних и внутренних контрольных органов по предупреждению, выявлению и устранению отклонений от цели предприятия и хозяйственных правонарушений.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Сущность, виды и типы финансового контроля…………………………4
3. Модели корпоративного контроля в системе управления корпорацией.9
4. Задача……………………………………………………………….……..16
5. Заключение………………………………………………………………..17
6. Список литературы…………………………………………….…………18

Файлы: 1 файл

корпоративный фин контроль.docx

— 36.40 Кб (Скачать)

Структура контрольной работы:

 

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Сущность, виды и типы финансового контроля…………………………4
  3. Модели корпоративного контроля в системе управления корпорацией.9
  4. Задача……………………………………………………………….……..16
  5. Заключение………………………………………………………………..17
  6. Список литературы…………………………………………….…………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Необходимость создания единой и эффективной системы контроля на предприятии является объективно обусловленным требованием времени, так как отсутствуют единые нормативно - правовые и методологические основы его осуществления, правовые механизмы взаимодействия и четкое разграничение функций и полномочий внешних и внутренних контрольных органов по предупреждению, выявлению и устранению отклонений от цели предприятия и хозяйственных правонарушений.

       В теории и на практике не сложилось еще устоявшегося подхода к определению сущности и понятия корпоративного финансового контроля. Это связано, во-первых, со сложностью и многообразием отношений и форм, объединяемых данным понятием, во-вторых, с недостаточной разработкой теоретических вопросов финансового контроля.

       Зачастую контроль ассоциируется чаще всего с системой наблюдения и проверки чего-либо, т. е. сущность контроля отождествляется с проверкой. Это связано с тем, что отечественные концепции систем контроля, сформировались в условиях плановой экономики, и рассматривались как нейтрализующие действие механизма торможения планового социально-экономического развития общественного производства.

     Развитие рыночной экономики ставит задачу разработки новых концепций систем финансового контроля, ориентированных на рыночную систему управления финансами предприятия учитывающих российскую специфику в условиях интернационализации экономики.

     Следует отметить, что механическое перенесение зарубежных концепций систем контроля, разработанных на базе национальных управленческих школ (в том числе финансовых и учетно-аналитических), под влиянием преобладавших мировоззренческих концепций, а также национальных менталитетов, в современную отечественную теорию финансов и практику финансового управления без критического подхода и учета российской специфики не представляется возможным. 

1. Сущность, виды и типы финансового контроля.

       Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его значение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

      Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. Так, расширение хозяйственных прав предприятия, их самостоятельности в осуществлении финансовой деятельности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательства значительно обогащает содержание финансового контроля.

       Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

      Система финансового контроля в развитых западных государствах в целом однотипна и включает следующие элементы:

– ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

– налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирующее поступление в казну налоговых доходов;

– контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

– негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

– службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

      В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует часто фискальные цели.

      В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Украина, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно создают правовую основу для организации финансового контроля:

К органам осуществляющим финансовый контроль в Украине относятся:

– Счетная палата;

– Контрольно-ревизионная служба;

– Государственное Казначейство;

– Государственная налоговая администрация;

– Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

– Комитет по надзору за страховой деятельностью;

– Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

 

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

– содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

– обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

– выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

– содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

       По видам финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

       Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

       Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

      Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

       Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

По сферам финансовой деятельности финансовый контроль можно условно разделить на: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Формы проведения финансового контроля:

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

– предварительный;

– текущий;

– последующий.

       Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

       Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

        Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

       Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем.

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели корпоративного  контроля в системе управления  корпорацией.

      Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.

     Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ на определенные требования времени. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Первые две характеристики проводят грань, отделяющую ответственность корпорации от ответственности ее отдельных членов: то, что принадлежит корпорации, может не принадлежать ее членам, и та ответственность, которую несет корпорация, может не быть ответственностью входящих в нее лиц. Мера ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объемом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вклада.

      Становление рыночных отношений в России, потеря устойчивости финансово-экономического положения многих промышленных предприятий обусловили необходимость поиска новых форм экономических взаимоотношений предприятий, обеспечивающих определенную стационарность экономических процессов.

 

       Развитие корпоративных форм, как способа дальнейшего совершенствования инвестиционного процесса, обусловлено их самостоятельностью как юридических лиц, ограниченной ответственностью индивидуальных инвесторов, возможностью передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованным управлением.

      В каждой стране система управления корпорацией имеет определенные характеристики и входящие в нее составляющие элементы, которые отличают ее от систем других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

Основные признаки или элементы каждой модели:

Информация о работе Корпоративный финансовый контроль