Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по выбранной теме;
- охарактеризовать основные цели, элементы и виды финансовой политики;
- рассмотрение финансовой политики России;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики на 2011 год и дальнейшую перспективу;
-выявление основных направлений совершенствования современной бюджетной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..…………………… 3
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики…………………..………4
1.2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации…………………11
1.3 Эволюция финансовой политики РФ…………………………….………...15
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
2.1. Финансовая политика России на современном этапе…………………….20
2.2. Основные направления бюджетной политики на 2011год
и плановый период 2012 и 2013 годов………………………………...………22
2.3. Основные направления совершенствования финансовой политики РФ на 2011-2013 гг……………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………………..……...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…...…….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.61 Кб (Скачать)

- усиление  принципа хозрасчета предприятий;

- повышение заинтересованности работников в результатах работы;

- расширение  прав предприятий в расходовании  средств за счет прибыли и  амортизационных отчислений на  мероприятия по совершенствованию  производства и внедрению новой  техники;

- повышение  ответственности за сохранность  собственных оборотных средств и т.д.

Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.

В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы - переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но эта цель не была достигнута. В 1991 г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.

В 1991-1992 гг. в России произошла смена политических ориентаций. В стране было объявлено  о переходе на рыночные отношения, проведение в экономике рыночных реформ.

Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования  с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.

В условиях упадка производства образовался товарный дефицит.  Цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.

Государственное регулирование экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.

Но, тем не менее, в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:

1. добиться  снижения дефицита бюджета путем  регулирования налогообложения  предприятий и граждан, уменьшение  государственных расходов на  содержание аппарата управления;

2. упорядочить  и упростить систему налогообложения  предприятий и физических лиц,  значительно сократить количество  налогов.

3. снизить  уровень инфляции;

4. создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности;

5. поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики;

6. упорядочить  систему кредитных отношений и др. 9.

К сожалению, в практических действиях правительств не наблюдается последовательности в осуществлении указанных направлений.

Финансовая  политика государства неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем:

- определение  приоритетов в финансировании  инвестиционной деятельности. Сейчас  приоритеты отдаются финансированию  государственных целевых программ. В РФ приняты и финансируются  из федерального бюджета десятки  федеральных целевых программ, среди  них программа «Дети России» (2003-2006гг.), Федеральная программа «Жилище» (2002-2010гг.), «Социальная программа» и др.

- приоритеты  отдаются инвестициям на расширение  и техническое перевооружение  действующих предприятий. Иными  словами центр тяжести переносится  с нового строительства на  техническое перевооружение и  реконструкцию предприятий.

- предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

- расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

- сокращение  государственного бюджетного финансирования  инвестиций и соответственно  увеличение сферы негосударственного инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.

 

2.1. Финансовая политика России на современном этапе

Роль  финансовой политики в экономическом  и социальном развитии Российской Федерации  трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и других отраслей, а также субъектов  РФ.

Если  рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей  страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет регулирование финансовых потоков и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Рассматривая  финансовую политику на современном  этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность  характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики.

Как отмечалось ранее, финансовая политика России включает бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие. Приоритетными сферами бюджета на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов является модернизация экономики и социальная ориентированность.10

 Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективных условий ведения бизнеса. В настоящее время в российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них являются следующие:

1)-создание необходимых условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлением работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдаются в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение.

В настоящее  время основное внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер, обеспечивающих сохранение темпов роста экономики, который наблюдался в стране в  последние годы. Кроме этого одним  из важнейших направлений является поддержка учреждений социально - экономической  сферы страны. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятия и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом стоит отметить, что их роль значительна, поскольку они определяют качество жителей страны. В связи с этим, государственные структуры обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий данной сферы.

2) - поддержка малого бизнеса. В настоящее время он переживает не самые лучшие времена. Именно потому финансовые вливания на стадии становления имеют большое значение, во многом определяющее его дальнейшее развитие и становление как класса в нашей стране. Также необходимо отметить, что экономический блок правительства осуществляет поддержку предприятий, которые конкурентоспособны с зарубежными предприятиями. Для того чтобы ослабить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятия не так устойчивы, принимаются различного рода решения. В частности для продержки отечественного автопрома было принято решение об увлечении пошлин на ввозимые поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, будет ключевым элементом, обеспечивающих развития отечественной автомобильной промышленности.

Кроме этого  финансовая политика в настоящая  время стало более ориентированной на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса ушли с российского рынка, что нанесло значительный ущерб экономике страны, затормаживая её развития. Именно поэтому государство активно работало в этом направлении, создавая необходимые условия для инвесторов, делая их более привлекательными.

Таким образом, в современных условиях роль финансовой политики значительно повышается. Он обеспечивает силу экономики государства, а также уровень активизации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

 

 

2.2 Основные направления бюджетной политики на 2011год и плановый период 2012 и 2013 годов.

 

Особенность федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 2013 гг. заключается  в том, что это – первый трехлетний бюджет после того, как практика разработки трехлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Россия снова приступает к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации экономики после кризиса. Модернизация будет базироваться на экономическом росте, на новых факторах, связанных в основном не с экспортом нефти и газа, а с постепенным освобождением от сырьевой зависимости. Именно такую стратегию выбирает Правительство на ближайшие годы для того, чтобы в следующие десять лет уйти от нее в рамках «Стратегии - 2020». Соответственно каждый год доля нефтегазового сектора в составе ВВП России будет уменьшаться более быстрыми темпами, чем рост сырьевых отраслей. Приоритетное развитие получат другие отрасли.

Первый  посткризисный год показал, что российская экономика постепенно выходит на подъем. Экономический рост в 2010 году составит около 4 %. Предполагается, что такой же рост сохранится в ближайшие 3 года, которые будут для всей мировой экономики пока еще сложными.

По итогам 2010 года инфляция составляла 8,8%.  В  текущем году задача по снижению инфляции заключается в том, чтобы добиться более низких параметров – 7-6,5%.11

 Инвестиции  в 2010 году стабильно росли,  что говорит о том, что и   в российской экономике началась  мобилизация новых факторов роста.  Инвестиции становятся главным  мотором будущего роста. Показатели  безработицы снизились.

  Позитивные тенденции в российской экономике восстановились, и это позволяет переходить к формированию бюджета на плановой основе. На этой основе и был сформирован новый трехлетний бюджет, призванный сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить стабильность всех основных условий для бизнеса. В том числе низкую ставку кредита и постепенное ее снижение, стабильный рост рубля к мировым валютам, другие показатели, обеспечивающие возможности прогнозирования для бизнеса, расширения инвестиций и производства.

Доходы  федерального бюджета в 2011 году вырастут по сравнению с 2010 годом на 12,5% и  составят 17,6% ВВП, расходы прирастут  на 4,2 %.

В номинальном  выражении доходы в 2011 году будут  ниже, чем в докризисном 2008 году и  составят 8,5 трлн. руб. Превысить докризисный уровень удастся лишь в 2012г. В реальном выражении и в 2011 г., и в ближайшие три года экономика России не выйдет на докризисный уровень доходов. За вычетом инфляции доходы бюджета составят от 76 до 80,5 % от уровня дохода 2008г., а именно:

- в 2012г.  – 9 503 млрд. руб., (17,0% ВВП)

-в 2013 г. – 10 379 млрд. руб. (16,8% ВВП)

Из них  нефтегазовые доходы в 2011г. Составят 4 090 млрд. руб., или 8,1%ВВП, в 2012 г. – 4 390 млрд. руб., или 7,9% ВВП, и в 2013 г. – 4 653млрд.руб., или 9,3% ВВП.12

При этом в бюджете заложен умеренный  рост цен на нефть Urals, основной товар российского экспорта. Предполагается, что цены будут расти с 75 долларов за баррель в 2011 г. до 78 долларов в 2012 г. и 79 долларов – в 2013г.

Расходы бюджета запланированы в размере:

-в 2011 г. – 10 658 млрд. руб. (21,2% ВВП)

-в 2012 г. – 11 237 млрд. руб. (20,1% ВВП)

-в 2013 г. – 12 175 млрд. руб. (19,7% ВВП).

В реальном выражении расходы будут выше докризисного 2008 г.:

-в 2011 г. – на 12,5%

-в 2012 г. – на 11,9%

-в 2013 г. – на 14.9%.13

Это означает, что Правительство страны берётся  за выполнение весьма напряженного плана. Хотя доходы бюджета будут ниже докризисного уровня, по расходам это уровень  придется превысить, чтобы обеспечить выполнение всех основных социальных задач и инфраструктурных планов по модернизации нашей экономики.

Информация о работе Анализ и пути совершенствования финансовой политики в РФ на современном этапе