Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов в процессе деятельности предприятия.
Задачи курсового проекта:
- раскрыть сущность и формы финансового результата;
- выявить факторы, влияющие на финансовые результаты в процессе финансовой деятельности предприятия;
- изучить методику анализа финансовых результатов;
- произвести анализ состава и динамики прибыли ООО «Дикси-Челябинск»;

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин.менеджменту.docx

— 412.88 Кб (Скачать)

Второй источник связан с  производственной и предпринимательской  деятельностью, поэтому касается практически  всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом),

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.),

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли),

в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском - над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Бывают ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

Именно поэтому в теории и на практике используется понятие  «предпринимательская прибыль», которая  по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам  в банк.

По своему содержанию понятие  «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии  и стандартного отклонения по показателям  финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж. Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок.

Управление прибылью предприятия

Высокая роль прибыли в  развитии предприятия и обеспечении  интересов его собственников  и персонала определяют необходимость  эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и  принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и  планирования на предприятии. Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим  образом взаимосвязаны и оказывают  прямое или косвенное воздействие  на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие  может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные  и реализованные на предприятии  в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой  динамикой факторов внешней среды  на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового  рынков. Кроме того, меняются во времени  и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на  стратегические цели развития  предприятия. Какими бы прибыльными  не казались те или иные  проекты управленческих решений  в текущем периоде, они должны  быть отклонены, если они вступают  в противоречие с миссией (главной  целью деятельности) предприятия,  стратегическими направлениями  его развития, подрывают экономическую  базу формирования высоких размеров  прибыли в предстоящем периоде.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых  к нему требований формируются его  цели и задачи.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия  в текущем и перспективном  периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Как и каждая управляющая  система, управление прибылью реализует  свою основную цель и главные задачи путем осуществления определенных функций. Можно выделить следующие  основные функции системы управления прибылью предприятия:

Разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью предприятия.

Создание организационных  структур, обеспечивающих принятие и  реализацию управленческих решений  по формированию и использованию  прибыли на различных уровнях.

Формирование эффективных  информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов  управленческих решений.

Осуществление анализа различных  аспектов формирования и использования  прибыли.

Осуществление планирования формирования, распределения и использования  прибыли.

Разработка действенной  системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования.

Осуществление эффективного контроля за принятыми решениями в области формирования и использования прибыли.

Это лишь основные функции  управления прибылью, характерные для  предприятий всех форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности. Конкретизация функций управления прибылью в значительной степени определяется отраслевыми особенностями предприятий, их размерами, а также конкретными организационно-правовыми формами деятельности.

Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого  управления, а с другой - различные  его уровни.

Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:

- управление формированием  прибыли, 

- управление распределением  и использованием прибыли. 

Каждый из этих макрообъектов  управления прибылью в свою очередь  подразделяется на объекты более  низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему. Принципиальная схема такой многоуровневой функциональной системы объектов управления прибылью предприятия приведена на рисунке 1.1.

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма  управления прибылью входят следующие  элементы:

Государственное правовое и  нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли  предприятия. Принятие законов и  других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли  предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

 

Рисунок 1.1 - Принципиальная схема многоуровневой функциональной системы управления прибылью предприятия

 

Рыночный механизм регулирования  формирования и использования прибыли  предприятия. Спрос и предложение  на товарном и финансовом рынках формируют  уровень цен на продукцию, стоимость  привлечения кредитов, доходность отдельных  ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

Внутренний механизм регулирования  отдельных аспектов формирования, распределения  и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется  в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные  управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования  прибыли. Так, ряд этих аспектов может  регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии  целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может  быть разработана и утверждена система  внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения  и использования прибыли.

Система конкретных методов  и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования  прибыли используется обширная система  методов, с помощью которых достигаются  необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, нормативный, прямого счёта, расчётно-аналитический, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения, оптимизационные модели и другие.

Таким образом, эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.

 

1.3  Методика анализа  финансовых результатов

 

Прибыль и убытки представляют собой финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятия. Первоначально выявим основные направления анализа прибыли предприятия. Прибыль анализируется по следующим направлениям: динамики, структуры, относительных показателей и др. Финансовые результаты показывают, насколько эффективна деятельность предприятия по всем направлениям: производственной, сбытовой, инвестиционной, финансовой.

Основными задачами анализа  прибыли являются:

проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли  должен быть увязан с объемом реализуемой  продукции и ее себестоимостью;

оценка выполнения бизнес-плана  по прибыли;

исчисление влияния отдельных  факторов на отклонение фактической  суммы прибыли от плановой;

выявление резервов дальнейшего  роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.

Важнейшими источниками  информации для проведения анализа  прибыли являются:

бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности),

отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности),

учетный регистр - журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования,

финансовый план организации.

Прибыль организации складывается из трех основных элементов:

прибыль (или убыток) от реализации продукции, работ и услуг;

прибыль (или убыток) от прочей реализации;

операционные, внереализационные  и чрезвычайные доходы и расходы. Основную часть получаемой прибыли  составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

В Ф. № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» приводятся следующие виды прибыли:

валовая прибыль. Она определяется как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной  продукции;

Информация о работе Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)